Слово протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 2-ю Великого поста

И поэтому все эти внешние достоинства и качества не могли укрыться от взора окружавших его людей, в том числе и священноначалия, и этого простого, избравшего путь безмолвия монаха, Господь избрал на епископскою кафедру, на святительский свечник. Он был избран епископом славного города Солуни, наши предки так называли современный город Салоники, или Фессалоники. Мы знаем с вами, что этот град был освящен проповедью святого апостола Павла, и мы с вами имеем величайшим наследием два Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, именно к жителям того града, где спустя четырнадцать столетий епископствовал святитель Григорий Палама.

На его долю пришлось время не простое, он был защитником чистоты святого Православия, он благовествовал и богословски обосновывал, что благодать Всесвятого Духа есть не некий дар, который получает человек за благочестивые и богобоязненные поступки, а это есть Сам Господь и этот небесный дивный Свет, который наполнил некогда вершину Фаворской горы в момент Преображения, явленное Господом Своим ученикам и апостолам на вершине этой горы, это и есть Сам Господь, Который воцаряется в сердце человека, и человек, стремящийся ко Христу и не имеющий ничего иного в своих помыслах и в своем сердце кроме единого на потребу, сподобляется этого неизреченного дара. С ним происходит то, о чем Владыка Господь говорит в Евангелии: Мы придем с Отцом и войдем в сердце человека и обитель у него сотворим. Т.е. Сам Бог, избравший жилищем Своим сердце человеческое, благоволит воцариться в нашем сердце, и в нем Он царствует и в нем Он владычествует.

Во время земной жизни святителя Григория было множество лживых учений и ересей, вдохновителем одного из таких лжеучений, которое настаивало на противоположной православному учению точке зрения, был некий ученый монах Варлаам. Он, будучи католиком, смущал умы многих и многих людей и действительно добился определенных результатов своей нечестивой еретической деятельности. Даже на самой Афонской горе и в граде Солуни, и во многих других местах он смог смутить сознание и умы православных людей, тем самым приводя их к злочестию латинства, и именно в этот момент архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама восстал против этого богохульника и лжеучителя и опроверг его нечестивое злоучение, говорящее о Божественном Свете, о Благодати, как о тварной сущности. Святителю Григорию, Богу содействующу, удалось опровергнуть эти лживые учения, насаждаемые Варлаам. Варлаам был изгнан из пределов Солуни и из пределов Византии за свое учение, им проповедуемое, и православные, благодаря святителю Григорию Паламе, торжествовали победу.

В прошлое воскресение мы с вами прославляли и праздновали Торжество Православия, сегодняшний день в какой-то степени является продолжением и преемником прошлого воскресного дня, поскольку тоже в определенном смысле торжествует святое Православие, победу оного над всевозможного рода лжеучениями. Мы с вами знаем о том, что для диавола самой главной задачей, которой он всецело силится и тщится достигнуть, является уничтожение Церкви. И таковые попытки, как мы с вами знаем из истории, им неоднократно предпринимались.

И если он беспомощен и бессилен физически это сделать, то он пытается иными путями разорвать единство Церкви Христовой, внутренними всевозможного рода раздорами и нестроениями. Но даже не это самое главное, потому что и во внутренних раздорах и разномыслиях остаются люди верные отцепреданному учению, т.е. преданные святому Православию, которое передано нам через апостолов святителями, епископами и пресвитерами до сегодняшнего дня. И мы являемся с вами милостью Божиею носителями святой чистоты Православии. Мы видим с вами, насколько диавол силится  превратить Церковь в некий, с позволения сказать, этнографический музей: красивые иконы, замечательные ризы священников, прекрасное пение и прочее и прочее. Борьба против Церкви, неоднократно заявлявшая себя в истории Церкви, конечно, вернется, и мы не должны обольщать себя тем, что так благополучно и беспрепятственно это все будет продолжаться, мы будем ходить в Церковь, нам не будет никто препятствовать и мешать. Ну, подумаешь, какие-то тявкания доносятся с одной или с другой стороны против Церкви, это несерьезно, на это не обращаешь никакого всерьез внимания, но вместе с тем, наступят испытания более серьезные для всех нас.

Мы не должны этого страшиться, не должны этого бояться, мы должны к этому быть всегда готовы. В этом храме находятся люди, которые до сих пор помнят времена, если и не физических, то нравственных и моральных гонений, когда люди верующие считались людьми второго сорта, им препятствовали ходить в храм Божий, детей крестить. Все это достаточно свежо в памяти многих людей, потому что не так давно все это было пережито нашим народом. Так вот враг рода человеческого, пока не имея физической возможности уничтожить Церковь Христову, он пытается ее как-то нейтрализовать в сознании многих и многих людей. И поэтому говорят: «Да, действительно, все это очень и очень хорошо, но как вы прекрасно понимаете, мы современные, образованные, цивилизованные люди, мы понимаем, что Церковь это не более, чем удел для каких-то ностальгирующих по старым временам людей и так далее, на самом деле все это ничем не отличается от какой-то старой прялки, это просто, как уже было сказано, этнографический музей».

Так вот самое главное для диавола именно этого добиться, чтобы именно так относились к Церкви, не как к единственному на земном шаре, во всей поднебесной столпу и утверждению истины, который способен человека возвести от земли на небо и дать ему вечную жизнь, а просто как к обыкновенному музею древностей.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, должны своею собственною жизнью свидетельствовать, что это ложь, это диавольская клевета. Каким образом мы можем опровергнуть эту клевету и эту ложь? Прежде всего, своею собственною жизнью и верностью святому Православию, его чистоте, не поддаваясь каким бы то ни было ложным современным учением, говорящим, что не важно, как в Бога верить, важно просто веровать, а во что — не имеет значения, потому что все веры, собственно говоря, рассказывают об одном и том же. Они говорят и проповедуют одни и те же моральные и нравственные ценности, поэтому не имеет значения, каким путем идти к Богу. Это еще одна ложь, еще одно чудовищное заблуждение. Впрочем, мы с вами не единожды об этом говорили. Когда мы слышим подобного рода вещи, мы должны прекрасно понимать, что те, кто озвучивают такого рода рассуждения, никакого отношения  к христианству не имеют, они исповедуют вполне определенное духовное безразличие. Эти люди говорят и доказывают, что жертва Христа была совершенно никому не нужна.

Но мы-то с вами понимаем, что только жертвой Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Его Крестными страданиями возможно было искупить весь род человеческий, всех нас, от вечного проклятия и смерти.

Есть такое замечательное письмо святителя Игнатия Брянчанинова, в котором он пишет своему корреспонденту, что его друг, некто Леонид очень тяжко заболел, и святитель просит Бога об исцелении своего друга и говорит: Господи, пошли рабу Твоему Леониду исцеление, чтобы он обрел веру, веру подлинную, живую а не просто слушание слов.

Вот это очень точные слова, как мне кажется. Т.е. мы иногда облекаем нашу веру в некое слушание слов, красивых проповедей, всевозможных возвышенных рассуждений, чего-то мы почитали, и это нам понравилось, и нам показалась эта мысль очень привлекательной, мы спешим ею поделиться с окружающими нас людьми. Это все хорошо, но этого крайне недостаточно, потому что вера наша должна быть живой, свидетельствоваться, прежде всего, нашею жизнью.

Преподобный Нектарий Оптинский как-то рассуждал, отвечая на вопрос одной женщины: вот у отцов наших вера была действительно вера, ее можно было сравнить с огромным караваем хлеба, а моя вера для меня убогого небольшой лишь ломтик из того,  что имели наши отцы. А потом, продолжая обращаться к той же самой совопроснице о том, наступили ли последние времена, (а в то время это был вопрос не праздный, преподобный Нектарий Оптинский умер в 1928 году, т.е. это было время большевицкого лихолетия) и, конечно, очень многие церковно-мыслящие люди предполагали, что время, ими переживаемое, время страшных, кровавых жертв, это и есть время конца мира, время уже пришедшего в мир антихриста. На что преподобный Нектарий произнес замечательные слова, которые очень многим известны. Старец сказал, что раньше вера охватывала весь мир, она была подобна сиянию солнечному, которое освещало всю поднебесную, сейчас эта вера как небольшое колечко, которое вмещает в себя немногих верных Христу, а последнее время наступит таковым, что все Православие будет вмещено лишь в одном лишь православном епископе, одном православном священнике и одном православном мирянине.

Какое страшное пророчество. Что оно означает? То ли, что всего три человека будут носителями святого Православия и чистоты Христова исповедания? Наверное, другое имел в виду преподобный Нектарий Оптинский. О том говорил он своей собеседнице, а через нее всем нам, что до тех пор, пока на земле будет хотя бы один православный епископ, один православный священник, один православный мирянин не по названию, не по одеждам, а потому что всем своим существом  он будет искать Христа, до тех пор Бог будет хранить чистоту святого Православия.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, видим, что ложь со всех сторон овладевает миром, мы видим, что откровенно греховные, чудовищные, страшные вещи облекаются в одежды естественности и обыкновенности, и напротив того, правда Божия облекается в поношение и гонение.

Вчера я слышал такое страшное свидетельство. Все мы с вами знаем о последних новостях, хоть я и говорю всегда, чтобы мы не смотрели с вами телевизор Великим постом, но все-таки какие-то крупицы доходят до нас и мне вчера рассказывали, что на греческих православных сайтах размещена следующая информация: неисчислимые орды так называемых мигрантов заполняют всю Европу. Это мы знаем.

Представляете, их тысячами каждый день привозят на паромах и на кораблях в Грецию, в православную страну. Священники, епископы идут в те места, где размещаются эти так называемые беженцы, которые вместо того, чтобы воевать и свой народ защищать, бегут прочь подобно трусливым женщинам. Так вот эти здоровые мужчины, тысячами уже находящиеся в каких-то определенных, для них отведенных местах, знаете, как реагируют на пришествие к ним епископа? У епископа скуфья, на которой крест, они говорят: крест убери, крест сними, это нас оскорбляет, оскорбляет наши религиозные чувства. Это в Греции, в православной стране.

Архиепископ Афинский, глава Элладской Церкви, он тоже посещает эти лагеря, где размещают беженцев, которые как мы видим с вами совершенно невооруженным взглядом, своей численностью уже скоро коренное население превозмогут, архиепископ Афинский снимает панагию, чтобы там кто-нибудь не плюнул в нее, понимаете, или не сорвал ее, потому что она тоже оскорбляет религиозные чувства этих бедных несчастных мигрантов и беженцев.

Сейчас вполне серьезно ставится вопрос в греческом парламенте о том, чтобы с национального флага, на котором в углу изображен крест и голубые полосы, убрать крест, потому что он тоже оскорбляет религиозные чувства инакомыслящих. Что происходит? И мы знаем, что единственная страна, которая еще Богу содействующу сохраняет верность святому Православию, это Россия. Мы понимаем, что у нас много проблем, очень много противоречий, очень много вопросов, возмущений и так далее, но, несмотря на все это, мы единственная страна, которая постится. Это отнюдь не самохвальство, какие, дескать, мы хорошие и замечательные, вовсе нет, мы плохие и скверные, но тем не менее наша страна единственная, которая держит пост. Даже зайдите сейчас в магазин, есть в них какие-то постные линии, — как это приятно, как это радостно. Зайдешь в какое-нибудь кафе, — пожалуйста, есть постное меню.

Один пожилой очень известный московский священник рассказывал, как он недавно был в Финляндии в гостях, и там он общался с каким-то священнослужителем протестантским, лютеранином, и тот спросил о Московской программе строительства двухсот храмов. Ему батюшка объясняет, что сейчас строится двести православных храмов, и тот не может понять, о чем идет речь, не в том смысле, что он не понимает, что такое храм, и как они строятся. В Европе их храмы продаются, под отель, под ночные клубы, под дискотеки, продаются готические соборы в Амстердаме, в Париже и во многих других европейских городах. Мы ужасаемся тем, что происходит. Все это, к сожалению, плоды того, что люди некогда сами посеяли. И они не понимают, как это в то время, когда их храмы закрываются, где-то этих храмов не хватает, и они строятся.

Мы видим с вами, дорогие братья и сестры, что ложь практически затмила сознание большего числа людей из всех тех, кто наполняет земной шар. Это действительно очень страшное свидетельство. Во-первых, безбожие всевозможных лжеучений, которые навязываются роду человеческому, и люди, к сожалению, не способны более сопротивляться всему этому, они готовы сдаваться, отдавать свои святыни, разрушать то, что их отцы и деды созидали и сохраняли как самые главные смысловые ориентиры своего народа, все это рушится, превращается в ничто.

Поэтому мы с вами, православные люди, люди верующие во Христа, должны быть тверды в своих убеждениях. Скажем, как же мы можем хранить веру православную, как мы можем сохранять ту чистоту, о которой мы слышим столь возвышенные и высокопарные слова? Прежде всего, своим личным человеческим подвигом, своею молитвою.

Если я поленился сегодня помолиться на ночь, то я тем самым предал Христа, никак не меньше, а если я помолился, преодолел все эти препятствия, леность, беспечность, усталость, занятость, телефонные звонки, все что угодно, преодолел, значит это тоже есть торжество Православия. Это вовсе не повод для самомнения, но это действительно торжество Православия, если мы сохраняем верность Спасителю и Его святой Церкви.

Вот об этом мне хотелось сегодня сказать вам в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который, не боясь ни за свою жизнь, ни за какое-то личное человеческое благополучие, был верен и предан чистоте православного вероучения.

Если мы утратим, а я свято верю, что этого никогда не произойдет, но не дай Бог, если это каким-то образом осуществится, то смысла для продолжения истории рода человеческого уже просто не будет. Поэтому мы должны понимать, что на нас с вами лежит ответственность за все, что происходит в этом мире, как бы это высокопарно  не звучало. Это так.

И нашею молитвою будем верны Христу, нашим стоянием в вере и нашим знанием того, что никакие иные идеи, взгляды и убеждения не способны обогатить Христианство и Православие. Если кто-то пытается каким-то образом навязать свои взгляды и убеждения, они только лишь обеднят и сделают еще более ущербными наши с вами сердца.

Посему верою Христовою мы живы, и сподоби нас, Господи, до последнего своего издыхания хранить эту веру, которую Христос Господь и Владыка вручил святым апостолам и ученикам Своим, а они даровали эту веру всему роду человеческому с тем, чтобы мы с вами до последнего вздоха, пройдя путь своего человеческого земного поприща, непостыдно предстали пред Творцом и Господом, с тем, чтобы Господь даровал нам через это твердое исповедование, доброе исповедование, как называет его апостол Павел, вечную жизнь и Царствие Небесное. Аминь.