Слово протоиерея Георгия Гуторова в праздник Входа Господня в Иерусалим

Евангелист Лука, повествующий об этом событии, как впрочем и все прочие евангелисты, об этом рассказывающие, упоминает об очень страшном обстоятельстве. Господь, приближаясь к Иерусалиму, заплакал о нем и произнес слова, достаточно скорбные и способные повергнуть любое чувствующее человеческое сердце в весь тот трагизм, ради которого Господь пришел в мир. Господь сказал: Иерусалим, Иерусалим, сколько раз я пытался собрать чад твоих, подобно тому как орел собирает под свои крылья своих птенцов, но вы не узнали времени своего посещения и посему оставляется дом ваш пуст. Это очень страшное свидетельство Христа, страшное пророчество Сына Божия о том, что этот дом окажется пустым.

Пользуясь евангельскими глаголами, которые Господь в ином месте Своего благовестия произносит: если нечистый дух выйдет из сердца человеческого, то приходят на пустое, никем не занятое место, еще более злейшие духи и наполняют своим присутствием это сердце. В случае сегодняшнего праздника мы видим ту самую пустоту, о которой говорит Господь, взирая на эти толпы людей, вышедшие навстречу Спасителю. Этот праздник, простите мне это словоупотребление, является в содержании своем определенным недоразумением, потому что подавляющее большинство людей, вышедших навстречу Христу, в Нем видели земного Владыку, земного Царя, они видели победителя, который наконец-то пришел, чтобы свергнуть это постылое невыносимое римское иго. В Том, Который на ослике входит в Золотые врата Иерусалима, они видели настоящего вождя, национального героя, и каково же было их разочарование, когда они ошиблись в своих чаяниях и в своих верованиях относительно Его, и поэтому не удивительно, что еврейские законоучители и вожди смогли эту толпу через несколько дней направить в совершенно противоположное русло своего отношения ко Господу.

Мы видим сегодня, что Господь плачет об этом городе, Господь плачет о людях, которые вышли Ему навстречу, потому что все это, повторяю, носило лишь внешний, более эмоциональный характер, нежели твердое и несомненное верование в Него как во Христа Спасителя, Грядущего Мессию, Который Своею смертию пришел искупить все человечество и всех людей, живущих в поднебесной. Господь обращает Свой Божественный взор на этих людей, и когда Он видит, что те самые книжники и фарисеи, которые всегда и непрестанно злобствовали против Христа, заставляют замолчать этих людей, чтобы они не восклицали по отношению ко Нему «осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне!», то Господь говорит им: если они замолчат, то камни возопиют.

Это действительно так, через несколько дней Христос будет распят на Кресте, а эти самые люди, которые сегодня восторженно приветствовали Христа приветствием, которое подобало бы усвоить победителю — «осанна в вышних», они будут истошно кричать, обращаясь к Пилату, забыв о том, о чем они торжественно восклицали несколько дней назад: возьми, возьми, распни Его.

Камни возопиют воистину, потому что когда Господь, на Кресте распятый, предаст Свой Божественный дух, тогда земля содрогнется в своих основах, камни разрушатся, распадутся, они возопиют, в то время как сердца человеческие будут крепче гранита и неспособны будут ни на какое сострадание и сожаление. Господь обращается именно к этим людям, которые спустя несколько дней будут требовать Его смерти и Его распятия. Если они умолкнут, говорит Владыка и Господь, то камни возопиют.

Мы видим сегодня с вами, дорогие братья и сестры, как этим праздником разделяется народ на две части, трудно сказать, насколько они равны между собою, но есть часть, которая всегда и на все века и даже до днесь будет требовать того, чтобы распять Христа, а иная часть в умилении своего сердца, несмотря на все поползновения врага рода человеческого и злобы людской, все равно в глубинах своего сердца будет восклицать: осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне! И сегодня, вновь вспоминая слова Спасителя, Который входит в Иерусалим в некоем внешнем торжественном виде, в этой некой внешней торжественной славе, мы видим, что для одних Господь говорит: оставляется дом ваш пуст, а для других будет совершенно очевидно и понятно, что пустыню человеческой жизни и бессмыслие человеческого существования осмыслить, обогатить и наполнить своим живым жизнетворческим, жизнеутверждающим и никогда не преходящим присутствием может только лишь Бог.

Мы можем с вами из празднуемого сегодня события извлечь очень важное для себя убеждение, что только лишь живое присутствие Бога способно оживотворить нашу с вами жизнь. Только лишь Он, Господь и Владыка, смирившийся Своим пришествием на землю до зела и во образе раба, входящий сегодня в Иерусалим для того, чтобы подъять всю меру страданий и скорбей ради нашего с вами спасения, может осмыслить наше человеческое существование. А если Его нет в нашей жизни, нет Его в нашем сердце, то в таком случае и наш с вами дом, дом души нашей будет пуст и будет не способен ничего доброго из себя произрасти и принести как плод доброго и святого сеяния.

Сегодня вечером за вечерним богослужением мы будем с вами слышать словеса, завершающие богослужение в качестве отпуста именно этими глаголами: Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения. Христос грядет волею Своего Божественного, любовию исполненного человеколюбия и сострадания ко всему роду человеческому, чтобы искупить нас от вечного проклятия и смерти. И от нас с вами зависит, кем остаться в истории своей жизни в этом евангельском ее наполнении — либо праздными, бездумными существами, которые под влиянием тех или иных ветров, веяний, стихийных каких-то настроений будут сегодня кричать «осанна Сыну Давидову», а завтра «возьми распни Его». Либо быть твердыми последователями своего Господа и Владыки, верными Ему до самой смерти и смерти Крестной.

Поэтому изберем, дорогие братья и сестры, путь Креста, путь скорбей, путь жизненных испытаний и невзгод, чтобы Богу содействующу, с Его помощью преодолевая все нам Богом ниспосылаемое, терпя это и превозмогая те или иные жизненные испытания, удостоиться благой части, которой Господь удостоил верных Ему, чтобы пройдя через этот жизненный крестный путь, удостоиться той радости, наследниками которой Господь нас соделал через Свои Крестные страдания, через Свою смерть и через Свое тридневное Воскресение. Аминь.

24.04.2016