«В сегодняшний день мы прославляем события, с одной стороны, торжественные и радостные, с другой стороны – печальные. Этот день ознаменован строгим постом в память об этих событиях, произошедших чуть больше двух тысяч лет назад.
Имя Ирода, с которым связаны сегодняшние события, стало уже в какой-то мере нарицательным в русском народе. Оно имеет происхождение как имя собственное, и относится не к одному человеку, а к целой родовой фамилии. Её носили правители, жившие во времена, близкие к жизни и Рождеству нашего Спасителя и жизни воспоминаемого ныне святого Иоанна Крестителя.
Как мы помним, был Ирод Великий, названный так потому, что он прославился своими злодеяниями. Именно при нём были убиты 14 тысяч младенцев – это время Рождества Христова. Ирод Антипа – это тот человек, при котором свершилась мученическая смерть святого Иоанна Крестителя. Ирод Агриппа – это тот правитель Иудейской земли, который упоминается в Деяниях святых апостолов: возомнив себя божеством, он искал себе поклонения, и умер с позором у всех на глазах, извергнув свои внутренности. Ирод Агриппа Второй – самый благочестивый из всего рода Иродов. Перед ним святой апостол Павел благовествовал и держал речь, и правитель пытался оградить от гнева иудейского сохранить святого апостола.
Но сегодня речь о событии, произошедшем при Ироде Антипе, правившем Иудейской страной и Галилееей. Это был человек очень подозрительный и коварный, имевший много врагов, писавших на него множество доносов императору Тиберию. Наконец правитель Римской империи решил вызвать Ирода Антипу, ибо накопилось уже множество доносов, обличавших его неблагочестивую жизнь.
Прибыв в Рим, Ирод Антипа направился в дом к своему сводному брату Филиппу, жившему простой жизнью, своим трудом. В былые годы опальный правитель и не вспомнил бы, что у него есть такой брат, так как был человеком заносчивым.
Император Тиберий был человеком очень жестоким и резким, принимавшим решения молниеносно и предававшим смерти любого, кто вызывал у него подозрение. Приняв у себя дома Ирода Антипу, Филипп очень рисковал, но не отказал сводному брату в гостеприимстве, принял радушно. Чем же ответил Ирод Великий? После встречи с императором Тиберием, в ходе которой он смог полностью оправдаться от всех доносов, он увел жену Филиппа – Иродиаду. Она захотела стать царицей, а дочь её – царевной. Ради этого они покинули своего мужа и отца. А Ирод Антипа изгнал из своего дома законную жену – благочестивую женщину.
Именно это беззаконное сожительство стало основой тех обличительных речей, которые святой пророк Иоанн воссылал в адрес Ирода Антипы. Видя вопиющее нечестие, святой ратовал за чистоту иудейского народа, боясь, что многие, глядя на правителя, могли последовать его примеру.
Ирод Антипа мечтал убить святого Иоанна Крестителя. Но это был человек коварный и хитрый, понимающий, что народ не простит ему казни пророка. Поэтому вначале Ирод Антипа хитростью пленил и заточил Иоанна Крестителя в одном из своих замков, находившихся на острове. А затем нечестивый правитель принялся ждать случая, позволяющего воплотить в жизнь злой умысел. Подстрекала его к этому и Иродиада, которая также была крайне коварна.
Однажды, в день рождения Ирода Антипы, в этом замке собрались те, кто называли себя его друзьями. Хотя на самом деле друзей у правителя быть не могло – все ненавидели и боялись его, и пришли на праздник лишь в поисках выгоды.
В разгар праздника Ирод Антипа, вдоволь упившись вином, призвал свою названную дочь – Саломею, дочь Иродиады, дабы она плясала. И сказал ей, что в награду отдаст всё, что угодно, даже полцарства. И в этом слукавил, ибо не мог он этого сделать – в то время во всех городах Иудеи и Галилеи стояли римские войска, гарнизоны, и Рим был хозяином этих земель. Тем не менее, Ирод Антипа во всеуслышание, перед упившимися вином гостями, пообещал Соломее дать ей всё, что она попросит.
Наученная матерью, Соломея попросила главу Иоанна Крестителя. Какой удобный предоставился Ироду Антипе случай свести счёты! Казалось бы, не по своей воле, ради Саломеи и гостей, лишить Иоанна Крестителя жизни. И Ирод Антипа повелел усечь главу святого мечом.
Воин, спустившись в подземелье, где содержался Иоанн Креститель, нашел его в молитвенном положении – святой стоял на коленях, склонив главу, и знал, что сейчас придет час встречи со Христом, и был готов принять мученическую кончину.
Голова Иоанна Крестителя была принесена на блюде гостям, встретившим её хохотом и недоумением от такой жестокости. Но Иродиада, давно желавшая смерти святого, была вне себя от радости. Об этом пишет и святой Иоанн Златоуст. В своих проповедях в день Усекновения главы Иоанна Предтечи он, находясь в похожих жизненных обстоятельствах — нечестивая императрица Евдоксия, ненавидящая Иоанна Златоуста, всячески пыталась опорочить его, — говорил, что нет ничего страшнее, чем гнев злой женщины. Обращаясь к жителям Константинополя, святой Иоанн Злотоуст сравнивал Евдоксию с Иродиадой. Как описывает Священное Писание, Иродиада не успокоилась после того, как была усечена глава святого Иоанна Крестителя. Она колола иглами уста, пытаясь даже здесь причинить боль, и по преданию, усеченная глава говорила: «Не подобает тебе иметь жену брата твоего, Ирод».
Честная глава Иоанна Крестителя была отнесена за город и закопана в том месте, куда приносили мусор и нечистоты из замка. Тело святого ученики с почетом перенесли в город Севастию для поклонения, и частицы честных мощей Иоанна Крестителя есть во многих храмах.
Иоанн Креститель – великий из пророков. После Святой Богородицы это самый великий и самый чистый человек на земле. Он является одновременно и пророком – ибо был последним из тех, кто предрекал пришествие в мир Божественного Спасителя. И в то же время и апостолом, который проповедовал о Нём, уже пришедшем на землю, и крестил Его, исповедовав перед всеми, что это и есть Христос, которого все ожидали. И креститель – ибо он совершил первое Таинство Крещения. И исповедник – потому что принял страдания в темнице. И мученик – потому что принял мученическую кончину. Он и праведный, и преподобный – потому что чистота жизни Иоанна Крестителя не сравнима ни с кем. С ранних лет он жил в пустыне, постоянно находился в молитве, питаясь лишь акридами и диким мёдом, ходил во власянице.
Подвиг Иоанна Крестителя был непонятен многим. Но он является для нас примером.
Евангелие – это зеркало для всех нас, и оно освещает своим светом наши души. Каждый из нас может сравнить Иродиаду и Саломею с образом греха: нечестивое торжество подобно греховным картинам, возникающим перед нами. Царь – это наш ум, пленяемый искушениями, а совесть – это Иоанн Креститель, который в нашей душе призывает отвратиться от греха. Мы же часто пытаемся оправдать его какими-то увещеваниями, которые кажутся нам убедительными, заточаем свою совесть в темницу, дабы она нас не обличала.
Поэтому давайте всегда взирать на свою совесть. Она, как Иоанн Креститель, вышедший на проповедь о покаянии. Давайте начнём с этого. Мы живём в сложное время, но нужно стараться воздерживаться от греха.
Сегодня Святейший Патриарх призвал в своём воззвании держать трезвение не только тела, но и ума. Казалось бы, какой грех в вине? В Священном Писании говорится: не упивайтесь вином, в нём же есть блуд.
По преданию, в древние времена одному человеку явился демон, и долго истязал греховными помыслами. В конце же заявил, что оставит этого человека, если тот совершит один из трёх грехов на выбор: блуд, убийство или напьётся допьяна вином. Тот человек решил, что напиться – самый малый грех. Но опьянев, потерял разум – согрешил в блуде с женщиной, подосланной дьяволом, и убил её, дабы не быть обличенным. Закопал тело, не придав христианскому погребению. Всё началось с малейшего помысла, и разлилось до серьёзного падения.
Так и святые отцы сравнивают грех с мравольвом. Как муравей, дьявол заползает в душу через помыслы. Возрастая, он становится львом, и становится царём внутри нас, и влечет к большому греху, не давая сопротивляться этому состоянию.
Поэтому, взирая на образ Иоанна Крестителя, будем просить Матерь Божию и святого Пророка и Предтечу Иоанна, чтобы он дал нам возможность для покаяния, и даровали через свои молитвы жизнь вечную».