Его Преосвященству сослужили протоиерей Георгий Антонюк, благочинный Восточного церковного округа; протоиерей Сергий Силаганов, настоятель храма; игумен Даниил (Ирбитс), наместник Георгиевского монастыря в Гётшендорфе; протоиерей Петр Пахолков.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви протоиерей Сергий Силаганов был удостоен права ношения креста с украшениями. На заупокойной ектении возносились молитвы об упокоении приснопамятного Преосвященного архиепископа Феофана (Галинского). В этот день исполнилось четыре месяца со дня кончины и 31 год архиерейской хиротонии покойного архипастыря.
По окончании Божественной литургии епископ Тихон поздравил участников богослужения с продолжающимся праздником Рождества Христова и обратился к собравшимся с проповедью:
«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Человек часто проходит мимо великих и значимых событий, не вникая в их суть, не углубляясь, скользя лишь по поверхности. Нашему духовному взору предстоит сегодня величайшее событие — Рождество по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. От начала создания мира не было явления более поразительного чем Рождество Христово. Бог, создавший видимый и невидимый мир, рождается от Пречистой Девы, смиряет Себя, беспомощным младенцем полагается в вифлеемских яслях. Ужаснулось небо, подвиглись концы земли, совершилось великое чудо и таинство, непостижимое не только для людей, но и для ангелов.
Для чего же родился на земле Христос Бог? Ответ мы находим в Священном Писании: Бог воплотился нас ради человек и нашего ради спасения. Но если это так, значит, человек представляет в очах Божиих какую-то особую ценность. Да, именно так, Священное Писание говорит, что человек есть высшее создание Божие. Все сотворено Богом одним словом: да будет свет, да произрастит земля былие травное, да светят светила великие на небе, чтобы освещать день и ночь… (ср. Быт. 1, 3-19). Один лишь человек особым актом творения выходит из рук Творца, создается по образу и подобию Божию. Но заря человеческой истории была омрачена страшной трагедией: прельщённый диаволом и сатаной человек пал. Он согрешил пред Богом и потерял то ценное, что было для него и дыханием, и жизнью, и смыслом существования, потерял общение со своим Творцом и Богом. Совершённый грех принес страдания и смерть и для твари, и для самого человека. Последующие поколения праведников, несмотря на святость жизни сходили во ад, не будучи в силах победить диавола и саму смерть.
Несмотря на глубину и тяжесть падения, Господь даровал человеку обетование о том, что придет время, когда на земле явится Спаситель мира, и Семя жены сотрет главу змия-искусителя (ср. Быт. 3, 15), лишит силы того, кто стал причиной падения человека и разлучения его с Богом. И это время пришло, когда родился Господь и Спаситель.
В эти рождественские дни мы особым образом проникаем в тайну Божественной любви к человеку, которая раскрывается сначала в рождении Богомладенца Христа, а затем на Голгофе. Сегодня наши сердца исполнены радости от того, что в мир пришел Спаситель. В священном трепете, с благоговением преклоняя колена своего сердца перед Господом, мы благодарим Его за явленные к нам любовь и милость. И, прославляя Его, просим, чтобы Он удостоил нас Своего Царства, которого некогда лишились наши праотцы, но которое стало достижимым для каждого из нас рождением в мир Христа Спасителя, Его подвигом, крестом и воскресением.
Поздравляя всех вас с великим торжеством веры, я желаю, чтобы рождественская радость всегда наполняла наши сердца и мы могли бы черпать силы у Господа. Могли бы просить у Него благодати и помощи, чтобы переносить трудности и испытания жизни, правильно оценивать свое духовное состояние и благодарить тех, кому мы обязаны своим рождением, духовным становлением, воспитанием и образованием, благодарить и молиться.
Среди таких людей приснопамятный владыка Феофан, имя которого теперь навсегда запечатлено в сердце у многих из числа клира и народа, у той паствы, которую на протяжении 26 лет он собирал, чтобы ее привести к Богу. Сегодня Он прославляет родившегося Господа уже в Его Царстве. И молится о всех своих чадах.
«Поминайте, — заповедует Апостол, — наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Владыку Феофана отличали, с одной стороны, необыкновенная простота сердца, а, с другой — и это самое главное — любовь к людям. Этой любовью он привлекал к Богу людей, которые хотели познать истину и унаследовать жизнь вечную. Сам Спаситель заповедовал нам, чтобы мы имели между собой любовь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Но можно ли любить Бога, если не любить ближнего? Нет. Господь говорит: возлюби ближнего своего как самого себя (Мф. 22, 39). Это означает, что мы должны во всех своих поступках, делах и словах проявлять любовь, которую нам показал Господь.
Бывают люди говорят: «мне это невозможно, не под силу». Для этих людей, — для нас с вами, — Господь и посылает таких, как владыка Феофан. Чтобы мы подражали их вере, их любви, их добродетели. Апостол Павел не говорит: «подражайте Христу как я», но подражайте мне как я Христу (1 Кор. 4, 16), потому что мера духовного роста у всех разная. Одни могут, следуя слову Христа Спасителя, исполнять без всяких посредников эту заповедь. Так делали преподобные и богоносные отцы и матери наши. Но нам, особенно живущим в миру, нужны посредники, нужны люди, на которых мы бы равнялись, которым бы подражали. И к числу таковых относится приснопамятный владыка Феофан, четыре месяца со дня кончины и 31 год со дня архиерейской хиротонии которого мы сегодня молитвенно отмечаем.
Благодарю Господа, Промыслом Которого моё архиерейское служение продолжается на кафедре, где трудился владыка Феофан. Я преклоняюсь перед его подвигом и буду всегда молиться о нем, как о дорогом, возлюбленном во Христе собрате, сослужителе и предшественнике. Это мой долг и святая обязанность.
Я не часто встречался с ним. Но мне было достаточно и этого краткого общения, чтобы увидеть перед собой человека Церкви, в котором любовь была основанием всей его деятельности, всего его архипастырского служения. Любовью он созидал Церковь Христову и в любви к Богу и ближним окончил свою жизнь и служение. Последуем же стопам его, и мы унаследуем вечное Царство, Царство любви, мира и радости. Аминь.»
Далее у места захоронения архиепископа Феофана владыка Тихон совершил панихиду и возложил на могилу букет белых роз. Усопшему была пропета «Вечная память».