Его Блаженству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Еленопольский Иоаким (Иерусалимский Патриархат), генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх (Иерусалимский Патриархат), архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), архиепископ Сурожский Елисей, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, епископ Подольский Тихон, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Звенигородский Антоний, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), начальник сектора протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов), клирики Миссии и многочисленное духовенство.
По окончании богослужения Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил III обратился к митрополиту Ювеналию с приветственным словом:
Выражаясь словами Священного Писания, «мы должны принимать братьев, приходящих в Митрополию всех Церквей, т. е. в Иерусалимскую Церковь, чтобы сделаться споспешниками истине» (3 Ин. 8).
Ваше Высокопреподобие архимандрит Александр, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Высокопреосвященные братья во Христе и сослужители в архиерейском сане, священники и диаконы единославной и братской Церкви в России, представители зело возлюбленного нашего брата Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132.1), а наипаче в скиниях Иакова, «яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века» (Пс. 132, 3).
Поистине, это обещанное Господом благословение получает Иерусалимская Церковь со всей ее Христоименитой полнотой и, в первую очередь, Святогробское братство, являющееся служителем и хранителем Святых Мест – этих неопровержимых свидетельств спасительной проповеди Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, как и Его Крестных Страданий и Воскресения.
Причастницами этого благословения становятся и братские наши единославные Церкви во время паломнических визитов как их преосвященных архипастырей, так и благочестивых паломников, приезжающих сюда со всех концов мира. Иерусалимская Церковь, признавая моральную и материальную поддержку, которая была ей оказана в весьма непростые периоды ее исторического бытия в деле защиты Святых Мест, никогда не переставала молитвенно поминать в своих синодиках вкладчиков и дарителей из пределов Русской Церкви. Здесь можно сказать, что в качестве благодарности и своего долга Иерусалимская Церковь в лице великих своих патриархов Феофана III и Паисия в критический момент истории Русской Церкви (XVI-XVII вв.) существенным образом посодействовала сохранению и защите ее апостольской иерархической системы, которая подвергалась опасности со стороны изобретенной Западом гермафродитской уловки Унии. Союз братской любви во Христе между Русской и Иерусалимской Церквами основан на учении апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
А закон Христов есть не иное что, как Его любовь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», – говорит Господь (Ин. 13, 34). Этот закон, закон Христовой любви мы являем сегодня в этой торжественной Патриаршей Божественной литургии с участием сослужащих нам архиереев и клириков, бывших в свое время Начальниками Духовной Миссии Московской Патриархии в Иерусалиме, в сем святом храме, носящем имя Святой Троицы, в ознаменование празднования 170-го юбилея со времени основания Миссии. Всякий раз, когда происходит уклонение от этого Христова закона или его искажение, утвержденная Вселенскими Соборами и священными канонами в Духе Святом священная хартия духовных прав и юрисдикций Церквей разрывается, в результате чего рождаются расколы, нарушающие единство тела Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Вы – тело Христово, а порознь – члены», – возвещает божественный Павел (1 Кор. 12, 27).
Иерусалимская Церковь, следуя закону Христа и апостольскому преданию, пребывает непоколебимо верной своей миссии, которая заключается в свидетельстве о Крестных страданиях и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа в святом граде Иерусалиме, на месте, где «великолепие славы святыни» Его (Пс. 144, 5) и «благолепие красоты Его» (Пс. 49, 2). Великолепие и красота Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, «яже от конец даже до конец вселенныя», которую жертвенно и самоотверженно представляет в ее канонических пределах, а не «в чужом уделе», – по слову св. Павла (2 Кор. 10, 16), поистине мученическая Иерусалимская Церковь.
Сегодняшнее торжественное празднование юбилея Русской Духовной Миссии, которая сначала была гостеприимно размещена в Архангельском монастыре нашей Патриархии, побуждает нас «взирать на кончину» (Евр. 13, 7), т.е. на результаты ее прошедшей деятельности, как и оказанное ею влияние на Ближний Восток в целом и на Святую Землю в частности. Кроме того, мы призваны в духе братской Христовой любви и заботы координировать ее будущую деятельность, во исполнение слова апостола Павла: Мы «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).
Это необходимо, с одной стороны, во избежание повторения ошибок прошлого и, с другой, для более совершенного служения благоговейным паломникам и благочестивому остатку христиан, проживающих на Святой Земле и вообще на Ближнем Востоке и подвергающихся ныне гонениям. Мы говорим это потому, что святая Иерусалимская Церковь, основанная на искупительной крови Спасителя нашего Иисуса Христа и являющаяся свидетельницей Его славного Воскресения, всеми признается как верный и неложный свидетель Вселенского Православия и гарант христианского присутствия на Святой Земле.
В заключение же давайте послушаем наставление Первоверховного апостола Петра: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 1, 10-11).
Затем Его Блаженство вручил архимандриту Александру (Елисову) искусно изготовленную перламутровую икону Тайной Вечери, изготовленную христианами Вифлеема, а митрополиту Ювеналию – точную копию креста, вложенного греческим архитектором Николаем Комнином в Кувуклию Гроба Господня при начале ее реставрации в 1809 году.
В ответном слове митрополит Ювеналий отметил:
– Мы благодарим Вас, Ваше Блаженство, за эту замечательную, исполненную греческих и русских традиций, службу, и за Вашу отеческую любовь, с которой Вы встречаете в Иерусалиме от имени Матери всех Церквей – Иерусалимской Церкви, представителей Святейшего Патриарха Кирилла и Русской Православной Церкви. Мне хочется в первую очередь передать Вам горячее братское приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, который просил выразить его глубокую благодарность за те узы любви и братства, которые связывают две наши Православные Церкви! 170 лет связывают нас непосредственным братскими духовными узами на Святой Земле через Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме.
Спасибо Вам за положительную оценку исторического взаимоотношения нашей Миссии со святой Иерусалимской Церковью! Мы сегодня за Божественной литургией молитвенно вспоминали предстоятелей Иерусалимской Церкви, которые с любовью, отеческим вниманием в течение всех этих долгих лет относились к представителям нашей Русской Духовной Миссии.
В наше время, когда Церковь испытывает многие потрясения со стороны внешнего мира, мы дорожим узами братства и дружбы со святой Иерусалимской Церковью и укрепляемся Вашими молитвами у Святого и Живоносного Гроба Господня. Я имею потребность сердца горячо и сердечно поблагодарить Ваше Блаженство и всех архипастырей Святогробского братства за вашу любовь к нашей Русской Духовной Миссии и отеческое попечение и заботу о ней. Вы, Ваше Блаженство, упомянули об историческом паломничестве, которое верные чада Русской Православной Церкви столетиями совершают в Святой град Иерусалим для поклонения Гробу Господню и святым местам.
В наше время тяга паломников к святым местам даже увеличилась, я уверен, что лишь только чада нашей Церкви узнают о Вашей любви и отеческом расположении, тысячи и тысячи людей прибудут в Иерусалим, чтобы принять Ваше Первосвятительское благословение. От имени Начальника Русской Духовной Миссии, от братьев-архипастырей, которые по благословению Святейшего Патриарха Кирилла находятся здесь, и от всех верных чад Русской Православной Церкви и благочестивых паломников, которые наполнили сегодня это исторический Троицкий собор, мы выражаем Вам сыновнюю горячую благодарность и просим Ваших святых молитв. Спасибо Вам за Ваши отеческие щедрые дары, которые Вы преподали нам после Божественной литургии, и мы просим Вас принять эти святые Панагии и Крест, изготовленные в связи с 170-летием нашей Русской Духовной Миссией в Иерусалиме.
И когда Вы будете возлагать их на свои перси, поминайте в молитвах нашего Святейшего Патриарха, архипастырей, пастырей, всех верных чад Русской Православной Церкви и нашу богохранимую державу Российскую. Ваше блаженство, и мы дерзаем вручить Вам «Свидетельство участника торжеств по случаю 170-летия нашей Русской Духовной Миссией в Иерусалиме» и просим Ваших молитв у Гроба Господня, и преподайте нам еще и еще свое Первосвятительское благословение!
Далее был совершен Крестный ход в Сергиевское подворье Русской Духовной Миссии.
На Подворье членов делегациих ждало знакомство с фотовыставкой «Русское присутствие в Святой Земле», подготовленой при содействии Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви и Государственного музея истории религии.
После знакомства с выстовкой в трапезном зале Сергиевского подворья для высоких гостей был дан обед, во время которого ко всем присутствующим обратился Патриарх Феофил:
Христос посреде нас! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поблагодарить Всемогущего Бога за 170 лет верного служения и свидетельства Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Основная цель Миссии, основанной в 1847 году, в течение поколений заключалась в поддержке многих тысяч паломников, которые приходили и приходят в Святую Землю из Русской Церкви. Множество трудностей было как на Святой Земле, так и на вашей Родине, и все же вы пережили.
В частности, мы отмечаем сегодня недавнее открытие Сергевского подворья Русской Миссии. Эта Божественная литургия, которую мы только что совершили вместе, является великим и видимым знаком единства Святой Православной Церкви. Евхаристия — это выражение нашего единства в апостольской вере, но наше соединение в общей Чаше еще глубже. Как святой Павел говорит о Теле Христовом, «если один член страдает, все страдают вместе с ним; Если один член имеет честь, все радуются вместе с ним» (1 Кор 12:26).
Вместе мы разделяем страдания друг друга, а также радости друг друга. Мы в Иерусалимской Церкви, которая является Матерью всех Церквей, всегда сострадаем страданиям Русской Церкви, и мы особенно скорбим в наши дни о том болезненном расколе, который существует на Украине, и мы знаем, что вас беспокоит судьба Иерусалимской Церковь и христианских общин Святой Земли, особенно в это время, когда Церковь в этом регионе сталкивается с новыми трудностями и проблемами. Итак, наше единство в этой Божественной литургии находит свое глубочайшее выражение в нашем взаимном служении людям, нашей заботе об одном. Мы хотели бы выразить нашу глубокую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, чье архипастырское внимание к Иерусалимской Церкви хорошо известно. Мы также хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить Его Превосходительство Президента Российской Федерации Владимира Путина, которого мы высоко ценим как защитника Православия и мирового лидера, который особо заботится о мире и примирении в Ближнем Востоке в целом и в Святом городе Иерусалиме в частности. Наша взаимная поддержка и забота — это то, что все ожидают от духовных лидеров в наши дни. Наша Святая Православная Церковь является свидетелем, который гарантирует идентичность и жизнеспособность наших православных народов и общин.
Пусть этот юбилей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме укрепит наше единство, чтобы мы могли прилагать все усилия для благополучия Церкви – нашего общего дома, и нашей любимой Святой Земли. Пусть Бог благословит всех вас!