С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Cегодняшний воскресный день предлагает нам евангельское зачало о том, как один законник, искушая Христа, спросил Его, какая заповедь закона является наибольшей (см: Мф. 22, 35-46).

Это событие произошло в Великий Вторник, когда Господь вошел уже в Иерусалим как истинный Мессия, как обетованный Царь, признанный всем народом. Дышащие злобой и ненавистью фарисеи, законники, книжники пытались всячески развенчать в глазах людей Иисуса как Христа, как Мессию, доказать, что Он не таков. И можно это было сделать только определенными способами.

Поскольку люди прославили Иисуса как священного и обетованного Царя, просто взять и убить Господа фарисеи и первосвященники не могли: народ растерзал бы их на месте. Им нужно было засвидетельствовать, что Иисус не учился в богословских школах, никем не был благословляем на мессианство, Он не был из колена Левиина, следовательно, не способен, не может быть Мессией, Христом.

И законник, как говорит Писание, подходит Христа искусить. Вообще слово «искушение» в греческом языке дословно может быть переведено как «ловушка». Это некая двусмысленная ситуация, в которой как бы человек ни поступил, он будет уловлен. И законник, который знает, что в законе, в Ветхом Завете сотни заповедей, умышленно задает скользкий вопрос о наибольшей заповеди. А Ветхий Завет говорит, что если хоть одну из заповедей человек не исполнит, то он будет проклят.

Законник надеется, что Господь запутается, не сможет внятно дать ответ и таким образом признается в Своем бессилии. Если Он скажет, что не знает ответа на вопрос, тотчас будет народу объявлено, что священный Царь, Мессия, Который есть исполнитель и совершитель закона, Который пришел закон не нарушить, а исполнить, не может не знать закона. И тогда народ начнет сомневаться: а Мессия ли Иисус? Возможно, что законник надеялся, что как опытный богослов он сможет запутать в ответах Господа, когда Тот начнет рассуждать, и опять же развенчает Его в глазах народа.

Но Божественная мудрость, Господь наш Иисус Христос, как Он часто это делал, находит третью, непредвиденную человеческим разумом или, лучше сказать, плотским мудрованием возможность ответа. Он действует на сердце этого человека и отвечает таким образом, что у законника не остается никаких слов. Господь говорит, что большей заповедью является любовь к Богу, Которого нужно возлюбить всем сердцем, всем умом, всей крепостью, всем естеством своим. «И вторая большая заповедь, подобная первой, – добавляет Христос, – возлюби ближнего своего, как самого себя».

Евангелие от Марка свидетельствует, что законник был поражен ответом Христа и сказал: «Как хорошо Ты это сказал, Учитель, что любовь к Богу и ближним больше всех всесожжений и жертв». И тогда он услышал от Христа блаженные слова: «И ты недалеко от Царствия Небесного». Но самое главное, говорит Писание, больше никто не смел Христа ни о чем спрашивать (см.: Мк. 12, 32-34).

И тогда спросил Господь иудеев: «Что вы думаете о Христе: чей Он Сын?». У фарисеев было учение, что Мессия – обетованный Царь – должен являться сыном царя Давида. Они чаяли, что придет во всей красе и полноте истинный Наследник великого царя иудеев, который жил за тысячу лет до Рождества Христова и был самый богатый, самый славный, самый красивый, самый сильный человек. И поэтому они говорят Христу: «Мессия – Сын Давидович». Тогда Господь спрашивает их: «А как же тогда царь Давид – образец благочестия – на которого вы уповаете, пророчески называет Его Господом?».

Сам термин «Господь» применялся иудеями, с одной стороны, по отношению к Богу, а с другой стороны, и к Мессии. Христос приводит псалом царя Давида («Рече Господь Господу Моему: седи одесную Меня») и спрашивает: «Если Давид называет Его, Мессию, Господом, то как же Он ему сын?». Иисус по сути дела хочет услышать от них одно: если они кичатся тем, что имеют правильную, праведную веру, они должны знать, что Мессия – Сын Божий. И ответ, к которому подводит Христос, может быть только один: если Он не сын Давидов, то Он Божий сын. Но иудеи этого не говорят. И через это Господь свидетельствует о том, что они имеют неправильную, искаженную веру.

Святая Церковь предлагает это евангельское зачало, чтобы, с одной стороны, напомнить нам слова Христа о наибольшей заповеди, которая есть любовь к Богу и к ближнему, а с другой стороны, показать учение о Мессии, чей Он сын. Оказывается, что тот, кто неправильно почитает Иисуса Христа, не может иметь и истинной любви к Богу и ближнему, то есть не может исполнить большей или главнейшей заповеди, без которой не войти человеку в Царство Божие.

На первый взгляд, казалось бы, связь неочевидная. «Как я верю – какая разница? Ведь я могу любить», – думает человек. Но это только кажется нам, это мы так воспринимаем плотским мудрованием. Но Господь говорит, что это не так.

Во-первых, если мы почитаем Христа как истинного Сына Божия, мы должны признать, что Он знает, что нужно для спасения, Его слова – не просто пожелание каждому из нас, как жить, как спасаться, не совет благочестивый, а исключительная заповедь, не исполнив которую, человек не может спастись. Вспомним слова Господа из Евангелия от Иоанна: «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет» (см.: Ин. 14, 21).

«А какие заповеди?», – спрашивает человек, водимый своим плотским мудрованием. Да самые простые, те, которые постоянно мучают, раздражают нас, вызывают в нас попытку оправдаться. И мы часто оправдываемся тем, что эти заповеди не для нас, а для каких-то других людей даны Богом. А вот нам нужны совсем другие заповеди. Но из-за того, что мы эти заповеди не исполняем, мы не приходим в чувство истинной любви к Богу и к ближним. Потому что только через исполнение этих исключительных, Богом Христом данных заповедей мы открываем свое сердце, очищаем его, готовим для того, чтобы в него вошла истинная, настоящая, чистая, а самое главное, спасительная любовь.

Если с этой точки зрения мы посмотрим на то, для чего мы приходим в храм, молимся, спасаемся, окажется, что мы очень далеки от любви. Старшее поколение, которое подошло уже к пoрoгу вечности, часто боится смерти и не по любви, а из страха приходит в храм, просит у Бога как-то облегчить восприятие того, что ему предстоит. Люди среднего поколения, сложившиеся, имеющие семьи и работу, часто в храм приходят для того, чтобы просить у Бога стабильности, чтобы не уволили, чтобы проблемы решились, все образовалось, устроилось, чтобы было хорошо. А молодое поколение приходит потому, что часто ему скучно где-то там, на стороне. Многие уже знают, что православие – это одно из прекрасных «развлечений» ума и сердца. Почему бы и нет. А где же любовь? Да при чем тут любовь?

В молодости развлекаясь, в среднем возрасте – в поисках стабильности, в пожилом возрасте – из-за боязни смерти человек приходит к Богу и заповеди о любви к Богу и ближнему подменяет на эти духовные инсинуации. И поэтому сегодняшнее евангельское зачало – это краеугольный камень всего нашего делания, всего спасения. Если Сама Божественная Истина нам говорит, что нет большей заповеди, чем Бога возлюбить всем сердцем, умом и крепостью, равно как и ближнего своего, то мы, наверное, хотя бы какое-то усилие в эту сторону должны сделать. Как минимум возжелать истинно полюбить Бога той любовью, которой Он хочет, чтобы мы Его любили.

Хочется пожелать, дорогие братья и сестры, чтобы мы на скрижалях сердца записали слова Христа из сегодняшнего Евангелия, постоянно помня их, соотносили бы любое свое делание с тем, что заповедовал нам Господь. Если будет так, то обязательно в сердцах наших возгорится искра истинной любви к Богу и ближнему. Тогда просветятся наши умы, тогда жизнь наша станет совершенно другой, и своей жизнью мы не будем уподобляться законнику, который вместо того, чтобы желая спасения, узнать истину, искушал Христа вопросами. И мы очень часто, очень много Господа своей жизнью искушаем.

Аминь