Во имя Отца и Сына, и Святого Духа

Сими дивными словами величания Рождеству Царицы Небесной, которое только что мы, дорогие братья и сестры, едиными устами, единым сердцем возгласили посреди сего храма Божьего, мы торжествуем Честнейшую херувимов и Славнейшую без сравнения серафимов Деву Пречистую Богородицу. Поистине, сегодняшний праздник открывает завесу Нового Завета. Событием Рождества Пресвятой Богородицы мир вновь обретает смысл и своё главное содержание, ради которого Господь сотворил его, призвав из небытия к бытию: рождается Та, через Которую придёт в мир Избавитель и Искупитель всего рода человеческого.

По мысли одного проповедника, во время грехопадения случилось то, что небо оторвалось от земли, правильнее будет сказать наоборот, земля оторвалась от неба, она лишилась своего главного и естественного предназначения – быть в живом и непосредственном общении со своим Создателем. Грехопадением прародителей не только они отпали от полноты бытия, но и вся тварь, как говорит Апостол Павел в Послании к Римлянам, совокупно стенает, ибо это страшное событие, грехопадение Адама в раю, не могло не отразиться на всём мироздании. Всё творение Божие вышло из живого непосредственного общения со своим Создателем. Вот каково было величие первозданного Адама, что даже через его грехопадение, всё тварное теряет своё главное предназначение и лишается живого и непосредственного общения со своим Творцом.

Конечно же, это общение продолжалось и потом, но оно было опосредовано, и постепенно человечество погрузилось во мрак греха, мрак безбожия. Люди стали мыслить испорченными грехом представлениями о Создателе и Боге, именно это является причиной возникновения всевозможных лжеучений, языческих, оккультных верований, потому что человек отступил от истинного богопознания. Через это грех вошел в сердце, в разум, во всё существо человека и исказил всё в его понимании Творца и Господа. И для того, чтобы избавить человечество от неминуемой погибели, к каковому оно устремилось через грехопадение, Господь являет Рождество Той, через Которую Он благоволил воспринять плоть человеческую, чтобы этою плотию быть вознесённому на Крест и Крестною жертвою искупить всех нас от вечного проклятия и смерти.

Сегодняшний двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы открывает начало церковного года, т.е. индикта, и мы недавно говорили об этом и воспоминали это церковное событие, и в этом контексте очень трогательно, что церковный год начинается Богородичным праздником и завершается тоже праздником в честь Пресвятой Богородицы, величая и прославляя Её честное Успение. Этим самым подчёркивается особое участие во спасении всего рода человеческого Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сегодня мы, согласно церковному величанию, на которое я уже обратил ваше внимание, чтим её святых родителей, поскольку через них, святых Богоотцев, как именует их Церковь Христова, Иоакима и Анну, Господь являет рождение Той, Которая вместит в себя Невместимого. И мы знаем с вами из Священного Предания, как это событие происходило и как осуществлялось. Мы видим удивительный пример терпения ради Христа и ради Господа этой святой благословенной супружеской четы, праведных Иоакима и Анны. Они достигли преклонных лет, и всем нам без исключения известно эта трогательное повествование, рассказывающее нам о том, что не было у этих праведных людей чадородия. Мы знаем, что в сознании ветхого человека, находящегося вне пределов Евангельского благовестия, это было неким проявлением неблаговоления Божия к супружеству. И вместе с тем, эти супруги не отчаивались и не падали духом.

Предание повествует о том, что в той среде, где они находились, они наверняка были самыми праведными людьми, и проявление такого очевидного неблаговоления Божия, как всем казалось, в отсутствии чад, доставляло величайшую скорбь и величайшую печаль этим благочестивым людям. Они не знали за собой чего-то совершенно явного, что могло бы послужить этому причиной. Однако возложив всю свою печаль на Господа, они не приходили в отчаяние, а знали, что на всё, что совершается в жизни каждого человека, есть всеблагая воля Божия. Поэтому они доверились беззаветно, без остатка воле Божией, всеблагой и всепромышляющей о каждом человеке и терпеливо сносили всякого рода поношения, издевательства и глумления, которыми сопровождалась их жизнь в том жестоком времени, которое мы с вами воспоминаем.

Наверное, последней каплей, переполнившей это терпение, было отторжение святого Иоакима от храма Иерусалимского. Когда он, уже будучи преклонных лет стариком, пришёл принести свою жертву в храм, и был отринут первосвященником Иссахаром, который публично, при всём народе, приводя к прилюдному и принародному позору этого праведного человека, сказал, что Бог не принимает его жертв, ибо они не угодны Ему. Назвал Иоакима лицемером, обвинив в том, что, как будто он внешне показывает себя добродетельным, а внутри наверняка скрывает страшный грех, ради которого Господь не даёт ему продолжение рода.

И опечаленный, оскорбевший сердцем Иоаким, отринутый даже от такого естественного человеческого желания принести Господу жертву, вышел из храма, скорбел и печалился.

Только лишь одному Промыслу Божиему ведомо, почему Господь попускает людям, в том числе, а может даже в первую очередь, людям праведным, особые скорби, особые испытания и поношения, тем самым всё более и более выковывая сердце праведника терпением, смирением, и всецелым упованием на волю Божию. Посылая человеку те или иные скорби, Господь тем самым приуготавливает превеличайшую награду, превеличайшую честь этому человеку, если он несёт свои скорби с благодарностью Богу и с терпением.

Нам очень трудно это понять, потому что мы все люди нетерпеливые, мы не то, чтобы не готовы, а именно не способны понести даже самого малого. Мы с трудом с вами можем потерпеть самые ничтожные жизненные, даже не назовём их испытаниями, просто какие-то житейские волнения. Мы вскипаем, мы пребываем в этом смысле настолько раздражительными, вспыльчивыми, не готовыми ничего потерпеть, а уж тем более, если на нас обрушиваются скорби, невзгоды, испытания.

Пример святых угодников Божиих может показаться примером недосягаемым, примером совершенно далёким от нас, но это глубочайшее заблуждение, потому что те или иные жизненные испытания, которые претерпевали святые угодники Божии, они те же самые, что и мы с вами терпим. Быть может, даже они в превосходно большей степени переносят страдания и скорби. И вместе с тем, это для нас пример того, как должно всецело возлагать всё своё упование на Господа. И если мы потерпим то малое, что Господь дает каждому из нас, дорогие братья и сестры, а нам есть, что потерпеть в своей жизни, то тогда Господь через наше терпение, через то, что мы с благодарностью воспринимаем эти испытания как свой жизненный крест, Господь нам приуготавливает, поверьте, превеличайшую степень, честь и радость утешения в Царствии Небесном. Более того, ещё здесь, даже не достигнув вечной радости, Господь даёт утешение человеку, который ради Христа, ради Господа терпит те жизненные испытания, каковые Господь ему попустил.

Этот удивительный пример сегодняшнего праздника, нам ярко, живописуя, рассказывает, о том, что Иоаким и Анна, достигнув уже старческого возраста, когда уже совершенно немыслимо и противоестественно было даже думать о радости чадородия, однако же, Господь, являющий невозможное, дарствует им это утешение. Святитель Иоанн Златоуст (я часто повторяю эту его мысль) говорит: почему Господь не давал детей Аврааму и Сарре? До столетнего возраста они дожили и были бесчадными, это было самой главной печалью их сердца, однако же Господь, когда, казалось, было невозможно об этом помыслить, дарствует им радость чадородия.

Помните, как описывается в книге Бытия это событие, когда Господь в Троице, в виде трёх Ангелов, приходит к дубраве Мамре, где встретил Его Авраам. И Господь говорит Аврааму, что через год у тебя будет сын, то Сарра, находящаяся в шатре, засмеялась. 90-летняя старуха засмеялась, ибо она говорила себе в своём сердце: как у меня, 90-летней, будет ребёнок, а у моего господина, так она называла своего мужа, 100-летнего, может быть чадо. И тогда Господь-сердцеведец, хотя она находилась в шатре, спросил: чему смеется Сарра? Она же, застигнутая врасплох, сказала: я не смеялась. Нет, ты смеялась, – говорит Господь, – смеялась, ибо ты не поверила, что для Бога нет ничего невозможного.

Ибо Той реча и быша, Той повеле и создашася. Единственного глагола Божьего достаточно, чтобы невозможное стало возможным, и если Он является Создателем всех законов, то в Его власти и в Его могуществе действовать вопреки тем же самым законам, которые Он положил для исполнения, ибо Он Творец, Господь и Создатель.

Вернёмся к рассуждению Златоуста, который приводит также впример святых праведных Захария и Елисавету, родителей святого Иоанна Крестителя, которые тоже, достигнув преклонных лет, не имели чад, и уже перед самою смертию, в преклонном возрасте находившимся Господь им даровал радость чадородия. Также и праведным Иоакиму и Анне Он даёт дивное утешение в рождении в их супружестве Преблагословенной Богоотроковицы Марии. Потому так всё это было, — говорит Златоуст, — для того, чтобы мы, веруя в то, что Господь неложным Своим глаголом явил невозможное в их семьях, через это мы твёрдо и несомненно веровали в то, что Матерь Божия, Пресвятая Преблагословенная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, бессеменно родила Сына Божьего, воплотившееся Слово Божие. Чтобы для нас не было никакого сомнения в том, что это во власти Бога. Господь так благоволил, приучая и приготавливая сознание человека к твёрдой и несомненной вере в это дивное чудо Боговоплощения.

Господь дарствует этим дивным супругам рождение Пресвятой Богоотроковицы Марии, которая уже на закате их жизни утешает и радует их.

Нам с вами трудно разделить эти два Богородичных праздника, сегодняшний – день Рождества Пресвятой Богородицы, и событие, которое мы будем праздновать через два с половиной месяца, воспоминая Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, трёхлетней Отроковицы. Господь дарует им радость чадородия, но они не могут оставить Её у себя, они Ее растят до трёхлетнего возраста, ибо благодарное сердце человеческое не способно оставить и усвоить себе этот дар, оно не способно не поделиться этой радостью с Тем, Кто является источником этой радости и этого утешения, и они сами приводят Её, святую Отроковицу, в Иерусалимский храм и оставляют Ее в нем. Ибо Богу подобает благодарность этого дивного сердца человеческого.

Вот об этом мы сегодня воспоминаем, дорогие братья и сестры, об этом мы сегодня говорим и научаемся многому из сегодняшнего праздника. Но прежде всего, помолимся Пресвятой Богородице о том, чтобы Она научила наше сердце терпеливому доверию к тому, что Господь посылает нам в нашей жизни.

Каким бы крестом Господь нас не посещал, какими бы жизненными испытаниями и невзгодами. И каким бы он нам не казался тяжёлым в нашей юдоли плача и скорби, наш крест здесь, на земле, будем принимать его с терпением, полным доверием, в твёрдом и несомненном уповании, что именно в этом и заключается воля Божия, всеблагая и всеспасительная по отношению к каждому из нас. Ибо Сам Господь Своим неложным Евангельским глаголом говорит всем нам: В терпении вашем стяжите души ваши. И в ином месте Господь говорит нам: Многими скорбями вам надлежит войти в Царствие Небесное.

Поэтому, дорогие братья и сестры, неслучайно Церковь, премудрая Матерь наша, дарует нам такие замечательные примеры для того, чтобы мы не отчаивались тогда, когда нас посещают жизненные невзгоды и испытания, а чтобы, взирая на эти дивные, поистине Христоподражательные примеры и следуя им, не лишились той награды, которую Господь уготовил всем нам, если мы будем с благодарностью нести свой жизненный крест.

В чём всем нам помоги, Господи, молитвами Пресвятой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Рождество Которой мы сегодня едиными устами и единым сердцем чтим и прославляем, молитвами всех святых от века Богу угодивших. Аминь.