Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, а также с Неделей перед Воздвижением! На предстоящей седмице Святая Церковь совершает празднование, поклонение Животворящему Кресту Господню. В четверг великий двунадесятый праздник – Воздвижение Животворящего Креста, и по уставу Церкви воскресный день, выпадающий перед этим днем, именуется Неделей перед Воздвижением. В этот день положено читать зачало из Евангелия от Иоанна (см.: Ин. 3, 13-17).

Слова, которые мы сегодня слышали, Христос произносит в беседе с Никодимом, объясняя ему тайну Креста. Но по сути дела эти слова являются краеугольным камнем учения о спасении верующего человека. Господь говорит: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). В этих словах мы слышим очень важное утверждение, которое дарует нам Бог как откровение: Он спасает человека исключительно по Своей любви к нему. Нет абсолютно больше никаких других причин, по которым Бог мог спасти человека, то есть даровать ему вечную блаженную жизнь.

Часто кажется человеку, что Бог спасает его за то, что он что-то может сделать и действительно делает угодное в очах Божиих. Но всякий, кто знает, что такое любовь, например к детям или родителям, понимает, что когда кто-то кого-то любит, то любит не потому, что кто-то беленький или черненький, кто-то грешник или праведник, кто-то хороший или плохой, и не потому, что его нужно любить. Он просто его любит. Именно по этой любви Господь спасает человека.

А что это значит? Это значит, что для каждого верующего человека, чающего спасения, самое главное – расположиться духом, душою, сердцем своим в ответном порыве любви к Богу, в благодарности к Нему за то, что Он приносит нам этот великий дар. Может быть, именно по этой причине самое главное богослужение Православной Церкви именуется Святой Евхаристией, то есть Благодарением.

Но, с другой стороны, мы понимаем, что недостаточно сказать: «Бог меня любит, поэтому обязательно спасет». Естественно, есть определенные условия для того, чтобы этот дар принять. Самым главным условием является покаяние, которое совершает человек в сердце и уме, о котором свидетельствует всей своей жизнью. Покаяние есть именно отречение человека от любви к себе самому и воздвижение на этом месте любви к Богу как креста Господня.

Второе Евангелие, которое читается сегодня, повествует о женщине-хананеянке, которая пришла просить Господа исцелить ее дочь (см.: Мф. 15, 21-28). В определенном смысле оно помогает нам лучше понять, что от нас хочет Господь. При внимательном его прочтении у верующего человека появляется много интересных, важных, не сразу разрешимых вопросов.

Женщина, узнав о чудодейственной силе Иисуса из Назарета, идет за апостолами, которые сопровождают Господа, и просит, чтобы Христос ей помог. Она настолько настойчиво и упорно просит, что апостолам становится невыносимо ее слушать и они говорят Господу: «Отпусти ее, потому что она вопиет вслед нас». Представим себе: она идет за ними и кричит, просит, не давая покоя апостолам, которые, может быть, хотели помолиться или отдохнуть в тишине душевной.

Господь отвечает на первый взгляд очень неожиданно: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». А женщина, услышав это, снова обращается к Нему с просьбой о помощи. И тогда Господь произносит еще более жестокие слова: «Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить псам». Но женщина отвечает: «Да, Господи, но ведь и псы едят от крупиц, которые падают со стола господ». Эти слова приводят в духовный восторг Богочеловека, Он говорит: «О женщина, велика вера твоя, будет тебе, как ты хочешь». И Евангелие сообщает нам: «В тот час исцелела ее дочь от страшного недуга беснования».

Задумаемся: почему так поступает Господь, Божественная мудрость? Ответ на этот вопрос вскрывает сразу несколько проблем, которые напрямую касаются каждого из нас.

Апостолы и множество других учеников, находящихся около Христа, помнят Его слова: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф. 10, 5). И апостолы знали, что иудеи с самарянами, тем более с язычниками не общаются. Поэтому они по сути дела просят: «Сделай так, Господи, чудодейственной силой, чтобы отстала от нас эта женщина, чтобы не было ее рядом с нами». Когда Господь свидетельствует, что послан только к погибшим овцам дома Израилева, наверное, срабатывает плотское мудрование учеников, которые начинают захлебываться в ложной радости. «Вот и Господь говорит о том, что есть число избранных, которые войдут в Царство Небесное, а прочие не могут войти!», – думают ученики. Но Христос, призывая к Себе женщину, обличает этот помысл апостолов.

Господь открывает каждому из нас, что значит понятие «погибшая овца дома Израилева». Речь идет не об иудеях исключительно, конечно. Впоследствии эту тему хорошо разовьет апостол Павел в Посланиях о доме Израилевом, о духовном Иерусалиме. Господь пришел всякого человека спасти. В Евангелии говорится о том, что «всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (см.: Ин. 3, 16). Нет никого, кто бы не был достоин любви Божией. И поэтому женщина словами «и псы едят крупицы, падающие от трапезы господ своих» свидетельствует о том, что истинным членом духовного Израиля является только тот, кто пребывает в условиях спасения, которые приносит Господь.

Первое слово, которое произнес Богочеловек, выйдя на общественное служение, было: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Покаяние требует от человека исправления жизни, осознание себя недостойным спасения. Именно это выказывает женщина-хананеянка: она признает себя псом, нечистым животным, которое по милосердию Господина сподобляется милости. Это исповедание, с одной стороны, своего недостоинства, а с другой стороны, самое главное, любви Господина, Его величайшей милости, приводит Господа в духовный восторг. И тогда Он ставит веру этой женщины в пример апостолам, как бы говоря: вот как нужно веровать!

Для каждого из нас это постоянное напоминание о том, как мы должны веровать, как мы должны исповедовать своей жизнью то, что мы хотим попасть в Вечное блаженное царство, которое уготовал для нас Господь.

Но посмотрим внимательно на себя, на свою жизнь, на то, как мы относимся к тем, кто, как нам кажется, не является членом дома Израилева, к язычникам или людям неверующим. Тогда окажется, что мы очень далеки от истинной веры и покаяния. Нам постоянно хочется засвидетельствовать, в том числе через слова кого-то из членов Церкви Христовой, что есть те, кто принципиально в Царство Божие попасть не могут. И часто мы к этим людям относимся очень жестоко. Какая-то животная, патологическая, из глубин поднимающаяся ненависть растет в нас, потому что эти люди не могут быть со Христом, ибо Его не исповедают.

Но ведь Господь пришел и Кровь Свою пролил за каждого человека. И евангельская история свидетельствует о том, что многих неожиданно Господь в Царство Божие вводит. Неожиданно именно для иудеев, для тех, кто думал, что только для них оно открыто. А оказывается, что оно открыто для очень многих: это и самаряне, которых прославлял Господь, это и разбойник на кресте, это и кающиеся блудницы, это и мытари. Как раз они и входили в Царство Небесное, а те, кто надмевались собственной праведностью, своими исключительными правами на Царство Божие (дарованными кому-то в обрезании, кому-то – в крещении), туда не вошли. Почему? Вместо того чтобы каяться, свидетельствовать о своем недостоинстве и жизнью постигать, насколько милосерден Господь, эти люди кичились своей правотой и уповали на то, что им было когда-то обещано.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, в преддверии праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святая Церковь неслучайно предлагает нам к слышанию эти два евангельские зачала. Они раскрывают нам, с одной стороны, способ спасения каждого из нас Господом, а с другой стороны, причину. Способ – это покаяние. А причина – это великая Божественная Любовь.

Аминь.