Апостол и Евангелист Иоанн Богослов произносит и повторяет слова нашего Господа, являя самый главный смысл и главное содержание и средоточие всего Евангелия, говоря: так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Христос являет Свою бесконечную любовь тем, что Он является в мир сей беззащитным Младенцем. С одной стороны, повторяю, мы недоумеваем по этому поводу, казалось бы, для нашего восторженного восприятия было бы наверняка более убедительно, если бы Христос пришел во славе Своего могущества и величия. Он бы действительно заставил всех уверовать в Себя, трепетать, бояться Себя. Но вместо этого, мы видим немощного, хрупкого Младенца, Который повивается пеленами и находит единственное предоставленное Ему родом человеческим пристанище в убогой пещере, ибо другого вместилища человечество не способно было, а быть может, и не желало предоставить своему Творцу и Создателю.

Но именно в этом и заключается бесконечная любовь Христова к роду человеческому, ибо Он не проявляет насилия над нашей человеческой свободой, над нашей волей с тем, чтобы страхом и Своим беспредельным могуществом убедить всех нас в Своем величии, а напротив, младенцем, человеком, беззащитным существом, Он приходит в этот мир, чтобы все мы в меру своих способностей и возможностей, познали Его, уподобляясь, с одной стороны, пастухам, которым первым было дано откровение о воплощении Сына Божия. С другой стороны, уподобляясь мудрецам-волхвам, которые предприняли огромный путь для того, чтобы принести свои дары Господу Богомладенцу Спасителю. В этом тоже кроется очень много замечательных, ярких и прекрасных образов.

В образе пастухов можно увидеть тот путь человеческой искренности, которую собою являют эти неграмотные обыкновенные простецы. Всю свою жизнь они пасли овец, свой скот, и именно им по неложному Евангельскому глаголу, им, чистым сердцем, ибо таковые блаженны, так как по слову Божию им Бог откроется, они Бога узрят, являя Свое Божественнное могущество в Рождестве Своем, Бог указывает путь к пещере, где Он благоволил родиться. С другой стороны, мы видим мудрецов, которые жили за многие тысячи верст от Вифлеема, это люди книжные, люди, наученные тем наукам, в которых человечество способно было явить свое познание окружающего мира. Они предпринимают огромный, тяжелый, тернистый путь для того, чтобы своими глазами увидеть Бога и познать Его. Это путь людей, которые, быть может, обременены, как бы это парадоксально не звучало, многими и многими знаниями, которые очень часто вырастают на пути человека к Богу.

Парадокс, как раз человек образованный, он и должен был бы в первую очередь познать непременность Творца мира. Как неслучайно сказал Ньютон, великий ученый (эти слова приписывают ему), что только лишь малое знание уводит от Бога, а настоящее знание приводит к Нему. Т. е. полунаука, полузнание не способно дать человеку ничего, а настоящее, подлинное знание ставит человека перед неизбежностью, которую выразил еще один замечательный ученый, Паскаль, если я не ошибаюсь, сказавший: чем больше я постигаю, чем больше я знаю, я прихожу к одной лишь простой истине, что я ничего не знаю. Т.е. чем более человек постигает мир, откровенный ему Богом, тем более он осознает свою немощь, свою ограниченность в том неизмеримом пространстве, которое Господь являет для всех нас, для всего рода человеческого.

Это путь мудрецов. Они шли извилистым, долгим путем много месяцев, этот путь – это образ для людей, которые пытаются разумом, рассудком своим постичь Творца, и если они честны в своем поиске, подобно мудрецам-волхвам с Востока, они тоже будут способны преклонить свои колени пред Богомладенцем Христом и свои дары Ему принести, коими они способны прославить Господа.

В сегодняшний день, в последний раз, по крайней мере в этом году, мы говорим так подробно и очень детально о празднике Рождества Христова, поскольку, повторяю, сегодняшний день является отданием этого великого и благословенного события, положившего начало спасению всего рода человеческого, ибо Бог явился во плоти. Именно об этом говорит апостол Павел, называя сегодняшнее событие «великой благочестия тайной». Бог явился во плоти, говорит он в Послании к Тимофею. И мы с вами, дорогие братья и сесэтры, сегодня не только преклоняем колени своего сердца перед Богомладенцем, положенным в ясли в Вифлеемской пещере, но мы с вами еще воспоминаем событие, которое сопутствовало этому радостному, всемирному и преблагословенному событию.

Сегодня мы слышали в Евангельском повествовании о том, как Ирод царь смутился от вести о родившимся Христе и весь Иерусалим с ним, — благовествует Евангелист. Вместо ликования и радости Ирод и те, которые были близ него, смутились, т.е. их волнение было совершенно иного происхождения и характера, не ликование, не радость, не глубочайшее благодарение Богу за неизреченный дар Его, а напротив, внутреннее смущение, боязнь, страх наполнил сердца Ирода и близких к нему. Потому что Ирод совершил, как известно, и как мы воспоминаем в этот день, чудовищное, и по своей сути беспримерное злодеяние, о котором слышали за Божественной Литургией, заключающееся в том, что Ирод, будучи натурой мнительной, любого человека, в котором хотя бы намеком он мог подозревать конкурента, противника, он устранял моментально как препятствие на своем мысленном горизонте.

Поэтому когда его откровенно спрашивают, где родился Царь иудейский, он не может понять, как это может быть, кто позволил себе такие слова произнести? Какой еще царь, кроме него самого, может быть здесь? Будучи человеком коварным, человеком вероломным, хитрым, неслучайно, вы помните, Господь говорит в Евангелии, впрочем, не об этом Ироде, о котором нам сегодня Евангельское повествование благовествует, а о его сыне, но яблоко, как известно, от яблони недалеко катится, поэтому, когда Господу кто-то из апостолов сказал, что Ирод ищет Тебя, Господь назвал его замечательно: лисицей.

Христос называет Ирода так из-за его хитрости, коварства, вероломства, которое свойственно лисице. Всеми этими качествами обладая, Ирод говорит волхвам-мудрецам: пойдите, найдите Царя иудейского, поклонитесь Ему, а потом ко мне вернитесь, я тоже хочу воздать Ему свое поклонение. И те пошли, абсолютно не подозревая никакого лукавства в словах этого хитрого и коварного человека, а потом, уже, получив откровение свыше, как об этом повествуется в Евангелии, принеся свои дары Господу, воздав Ему поклонение, они удалились в пределы своего отечества совершенно другой дорогой, минуя Ирода. И тогда Ирод, взбесившись от того, что, во-первых, он услышал о Царе иудейском, а во-вторых, обманутый, как ему казалось, волхвами, он отдал свой чудовищный, бесчеловечный приказ о том, чтобы убить этого Младенца. Ему показалось мало этого. Где он будет Его искать, какое это время и какие это усилия, и поэтому он отдал приказ убить всех младенцев и не только в самом Вифлееме, но и в окрестностях этого города. Мало того, чтобы не промахнуться, он повелел убить младенцев возрастом до двух лет, чтобы наверняка в их числе был Богомладенец. Это злодеяние совершил Ирод и об этом мы сегодня слышали в Евангельском повествовании.

Обратите внимание, дорогие братья и сестры, еще не успевает Христос войти в мир, как уже ради Него льется кровь. Примерное количество младенцев-мучеников насчитывает 14 тысяч, мы можем прийти в ужас от того, сколько деток, маленьких младенчиков было убито безумным, чудовищным росчерком пера одного безумствующего правителя. Святитель Филарет Московский трогательно называет их телохранителями Господа, они, эти убиенные младенцы, уже хранят своего Господа и кровью своею свидетельствуют свою верность Ему. Они, еще ничего не смыслящие существа, но вместе с тем Господь явил им неизреченную милость быть Его телохранителями. Ибо Христос Господь, Богомладенец, пришедший в мир на смерть, чтобы искупить всех нас Крестною Своею смертью от вечного проклятия и смерти, Он избегает здесь смерти для того, чтобы привлечь ко спасению всё человечество, весь род людской Своим Крестом, но это будет через 33 года, а пока умирают младенцы.

Через это страшное, чудовищное, беззаконнейшее преступление Ирода, он вошел в историю как Ирод Великий. Безусловно, не потому великий, что он был каким-то благодетелем рода человеческого, и поэтому благодарное человечество оставило о нём память, называя его великим, а по крайним, чудовищным беззакониям и преступлениям, которыми он вошел в историю. К числу прочих его преступлений относится и убиение собственных трех сыновей, в которых он тоже видел конкурентов на престол.

Это же совершенно нормально, совершенно естественно, чтобы сыновья твои наследовали твой престол, и именно им вручается всё твое наследие, вместе с тем он убивает их, потому что в своей маниакальной подозрительности он видит в них соперников. Он отдает страшное приказание заточить их в темницу, а потом бесчеловечно убить. Он отдает приказ убить свою собственную жену, это тоже исторический факт, Мариам, наверное, единственное существо на земле, которая если не любила, то, по крайней мере, с жалостью к нему относилась.

Вот какие страшные пороки человек может в себя вместить через страсти, с которыми он не борется, это и зависть, и подозрительность, и ревность, все эти пороки доводят человека до сумасшествия. Вы знаете, в чём вина была его жены? Он возненавидел ее из-за ревности, парадокс, он ее тоже любил, и даже говорят, потом он втайне приходил на ее могилу и проливал слезы. Почему втайне? Потому что считал слезы проявлением беспомощности, но, тем не менее, что-то оставалось даже в сознании этого звероподобного существа.

Так вот только оттого, что она была очень кроткой, ее любили люди, и он ревновал к ней за то, что люди ее любили, а его не любили, презирали и ненавидели, и поэтому он и ее в бешенстве убил. А уж апогеем всего того чудовищного кровавого пути, который он оставлял за собой в истории, было истребление 14-ти тысяч Вифлеемских младенцев. Поэтому он велик в своем беззаконии, и именно поэтому остался в сознании и в памяти людей, как человек, который первый выступил против родившегося Христа.

Почему мы так подробно говорим именно об этом злодеянии сегодня? С одной стороны, это естественно в силу того, что Евангельское повествование было именно об этом. Но всегда раз в год, я это подчеркиваю и говорю, и наверняка вряд ли откажу себе в праве не говорить о подобном, аналогичном преступлении, которое уже давным-давно превысило злодеяние Ирода. О том страшном, чудовищном грехе и беззаконии, которые и до сегодняшнего дня в нашем, с позволения сказать, цивилизованном обществе, имеет одно из востребованных проявлений. Я говорю о грехе абортов, об узаконенном беззаконии, о том страшном преступлении, которое совершается в течение всей человеческой истории.

Трудно назвать точную статистику, но называют от 6 до 8 миллионов младенцев, которых убивают абортами в России. Мы говорим с вами о демографических проблемах, мы говорим о том, что некому осваивать огромные территории нашего необъятного отечества. Кто же будет это все осваивать, если мы родители, своими собственными руками убиваем своих детей. Ирод даже в сравнение не идет с тем, что происходит в наши дни, на наших глазах.

Святейший Патриарх Кирилл несколько лет назад уже высказал публично эту страшную озабоченность в том, что происходит с нашим народом. Наш народ является убийцей, потому что за редким исключением почти в каждой семье проливается кровь собственных детей, об этом подумать просто страшно. И какая реакция нашего общества была на всё то, что позволил себе озвучить Святейший Патриарх.

Какой только грязи, гадости, мерзости не прозвучало в адрес Церкви, и только лишь потому, что она позволила себе в лице своего Предстоятеля сказать, что мы убийцы, что мы по горло в крови наших собственных детей.

Мы часто говорим: почему Бог столь не справедлив по отношению к нам, почему столько скорбей, столько болезней и прочее? Да весь род человеческий должен был бы, если не милосердие Божие, вообще прекратить свое существование, потому что мы творим беззаконие, которое выходит за пределы человеческого разумения.

Я тысячу раз приводил этот пример, потому что всегда в этот день говорю об одном и том же, и прошу прощения, что примеры мои одни и те же. И в чьем-то восприятии, наверное, уже оскомину набили. Но я помню, как-то крестил людей, их было достаточно немало, и говорил об абортах. Я всегда считал для себя важным об этом говорить на крестинах, хотя, казалось бы, наоборот, здесь люди ребеночка родили и принесли крестить, но взамен этого единственного рожденного ребенка, сколько могло бы быть в этой семье детей? Для самооправдания многие начинают изобретать самые гнуснейшие аргументы в этом смысле, «нищету плодить» и т. д. и т. п. Так вот однажды, совершая крещение, я говорил людям, слушающим меня, что ни одно животное не убивает себе подобных, только лишь человек убивает своих собственных детей. И одна женщина, которую всё это время корёжило, и только определенная деликатность мешала ей выразить вслух свое несогласие. Но потом она всё-таки не выдержала, и с ней произошел тот случай, про который говорят, что если Господь хочет наказать человека, Он у него разум отнимает. Она, лишившись на это мгновение рассудка, говорит: но как это вы говорите, что ни одно животное не убивает, вон змеи убивают своих змеенышей! А я дополнил ее список, что еще свиньи пожирают своих поросят, и спросил: А вам кто ближе по внутреннему мироощущению? Неужели вы хотите себя отождествить с этими названными вами существами?

Это действительно очень страшное сравнение. Если мы отказываемся быть людьми, тогда мы змеи или свиньи, которые пожирают своих детенышей. Мне кажется, беззаконие и грех, о котором я сегодня говорю, пусть косно, пусть сбивчиво, но вместе с тем я говорю об этом кровью рвущегося сердца. Милость Божия, что присутствующие здесь люди – христиане, и они в силу своих жизненных путей пришли ко Христу и узрев весь тот ужас, который в их жизни творился, конечно же принесли Господу покаяние, и наверное до последнего своего вздоха никогда не забудут об этом страшном злодеянии, которое было ими совершено, как правило, по легкомыслию, по маловерию, по малодушию.

Наш православный русский народ всегда отличался многодетными семьями. Двенадцать, пятнадцать, восемнадцать детей, такие примеры абсолютно никого не удивляли раньше. Представьте себе, сейчас заставь современную женщину родить двенадцать детей, да она с ума сойдет, для нее это абсолютно недопустимо.

Да сегодня Господь столько и не даст, потому что Господь дает столько, сколько по силам, по способностям, по возможностям, по достатку. В народе говорили нашем: Господь даст дитя, Господь даст и на дитя. Никогда никто не ходил с сумой и с выводком детей, побираясь, чтобы прокормиться. Или, чтобы детки умирали от голода. Никогда не бывало так, чтобы многодетная семья была бы обречена голодать в нищете. Потому что Господь и об этих детках побеспокоится и Ему же ведомыми путями дарует им способность быть образованными и получить всё необходимое для того, чтобы достойными гражданами быть своего отечества.

Я еще один пример приведу, может быть, я уже говорил, не помню, это тоже случай из моей священнической жизни. Одна женщина, прихожанка храма, где я тогда служил, скоропостижно скончалась сравнительно в не старом возрасте, не достигнув пятидесяти лет.

Первые сорок дней молятся усердно об усопшем, как мы знаем, и вот ее дочь мне рассказывает, когда наступил 20-ый день по кончине ее, а после 20-го дня начинается время, когда поступенчато усопший проходит мытарства. До этого ему Господь открывал обители Царствия Небесного, чтобы удостоверить в реальности вечной радости. После 9-го дня Господь открывает возможность покойному узреть своими собственными очами бездны ада преисподнего, чтобы тоже удостовериться в реальности того, что ожидает человека в силу его безбожия и в силу его нераскаянности за гробом. А с 20-го дня происходит восшествие по некоей духовной лествице, и на каждой ступени этих мытарств истязуют душу за всё то, что было сделано ею при жизни.

Это ожидает всех, дорогие братья и сестры, и нам вовсе не нужно этого недооценивать.

Так вот наступил 20-ый день по кончине женщины, о которой я начал сейчас свой рассказ. Ночью ее дочери снится сон. Оговорюсь, снам верить нельзя, снам верить грех, это говорят святые отцы, но есть категория снов, которым доверять необходимо, это то, когда усопший о себе напоминает. Когда усопший снится, это, прежде всего, продиктовано одной главной целью – пробудить сознание человека, кому это откровение было явлено, к молитве, горячей, серьезной, глубокой молитве, потому что усопший человек нуждается в этом. Поэтому неслучайно, усопшие часто приходят голодные, раздетые, замерзшие, в состоянии крайней нужды. Т. е. это некая притча, иносказание, чтобы мы осознали и приняли, и поняли ее. Дочь видит следующее, она заходит в какую то комнату, и эта комната очень темная, черная, мрачная, и за этой комнатой она видит еще одну дверь, а там светло, и в проеме той двери, где светло, дочь видит свою мать. А посредине этой темной мрачной комнаты стоит стол, а на нём, она сначала не смогла разглядеть что там, а потом вдруг разглядела, догадалась и ужаснулась – там лежат растерзанные, раскромсанные младенчики, детки. Она в ужасе отпрянула, а мать ее зовет к себе и говорит: это мои дети, которых я убила, сделав аборты, но я уже покаялась в этом, и мне Бог это уже простил, поэтому я уже здесь, в этом свете, а не там, во тьме.

Вы понимаете, что означает уйти в вечность убийцей? Это действительно величайшая милость Божия, что Господь нам дает бесценный дар покаяния, потому что мы знаем и веруем, что всё, что бы мы ни принесли Богу своим сокрушенным сердцем, всё Бог простит. А что мы не принесем, утаив это в себе, постыдившись, убоявшись, постеснявшись, на потом откладывая, всё это с нами в вечность и уйдет, и за всё это мы понесем безответный спрос, потому что ответить нам нечего будет за это.

Если при этом мужчины или мужья облегченно вздыхают, то они могут не спешить этого делать. Женщина, совершая аборт – убийца, а муж, или мужчина, как известно, это необязательно совершается в семье, очень часто это удел блуда, сожительства, порочной греховной жизни и прочее. Так в лучшем для мужчины случае, он – соучастник убийства, а в худшем – организатор этого убийства, что бывает часто, когда женщина ставит мужчину перед фактом своей беременности, а он говорит, что его это не касается, дает деньги на аборт и требует сделать так, чтобы он об этом больше ничего не слышал. Поэтому мужчина еще большее зло творит и большее беззаконие несет перед Богом. Но как бы там ни было, кто бы и кем бы там ни был, не важно, эти два существа, обречены на осуждение.

И только лишь в одном случае мы прощены, когда мы принесем Богу слезное покаяние в своих беззакониях и грехах, а наипаче те, к которым имеет отношение грех, о котором сегодня по преимуществу мы говорим. Об этом они должны до последнего своего вздоха помнить. Не нужно об этом постоянно на исповеди говорить, если мы уже покаялись на исповеди. Но сокрушение сердечное должны в своем сердце сохранить до своего последнего вздоха и прежде, чем кого-то осуждать в чём-то, скажем себе: мне ли, душегубице, кого-то судить, рядить. Мне бы не на чужие недостатки смотреть, а за себя бы ответить, а я еще берусь кого-то порицать – «этот такой», «тот сякой». Нам ли, дорогие мои, кого-то судить? Нам бы за свои грехи бы оправдаться.

Мы веруем и видим свидетельство этой величайшей любви посреде храма сего, Богомладенца Спасителя, Который являет нам твердую и несомненную надежду, что для того-то Он и пришел в этот мир, чтобы избавить нас от вечной смерти и вечного осуждения. Ради этого Господь и человеком стал, чтобы соделать нас всех причастниками вечной жизни. По многоутешающему нас Евангельскому глаголу Он пришел не праведников призвать к покаянию, а грешников, т. е. нас с вами.

Мы все грешники, мы все имеем бездну пороков и беззаконий, которые действительно по суду человеческому, по суду юридическому, по суду справедливости ни на что другое не могут рассчитывать, кроме, как на осуждение. Но наш Бог, Бог милости, щедрот и человеколюбия еси, и Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном, и Всесвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки. Аминь.