Эти святые угодники Божии по праву занимают особое место в Церкви и особое место в почитании их святости, поскольку послужили особой верностью, особой ревностью о Господе тогда, когда казалось бы, сильные, мужественные, приближенные ко Христу люди, которым Господь как никому иному открывал тайны Своего Божественного могущества, оказались малодушными и робкими, а их место заняли те, которые меньше всего представляли из себя какую-то мощь и какую-то, по-видимому, преданность. Это были те, чью память сегодня мы празднуем и прославляем – это святые жены-мироносицы. Мы об этом говорим всегда, и, слава Богу, что в Церкви есть такой день, когда мы можем, воспоминая их святую память, вместе с тем чествовать всех женщин-христианок. Всех жен-мироносиц, которые следовали и следуют, и до скончания века будут следовать за Христом своим, может незаметным, но вместе с тем, вполне явным, вполне реальным служением Господу. И вот в сегодняшний день мы с вами чествуем, кроме названных святых угодников Божьих, и всех вас, дорогие женщины-христианки. Мы не знаем того праздника, в который весь находящийся вне Церкви мир поздравляет женщин, называя почему-то 8-е Марта международным женским днём. Этот день — какая-то нелепость, какое-то недоразумение, по меньшей мере. А вот Церковь знает, когда ей чествовать самых верных своих последовательниц – жен-мироносиц, это день сегодняшний, это третье воскресение по Пасхе¸ когда мы празднуем и прославляем этих святых угодниц Божиих, и поэтому сегодня, говоря о подвиге святых жен-мироносиц, мы говорим и о подвиге современной женщины христианки, о её месте в Церкви, о её месте в храме Божьем.

Слава Богу, наш храм отличается тем, что в нём много мужчин, и это тоже является украшением храма Божьего, согласитесь. Вот видишь мужчину в храме, хочется ему место уступить, в отличие от каких-то других мест, в общественном транспорте, например, или в очереди, где хочется уступить место женщине, а вот в храме хочется уступить место мужчине, потому что они, мужчины, на вес золота, их немного, ими нужно дорожить, это очевидно. Но сегодня не о них речь, а сегодня речь о женщинах, поэтому сегодня действительно хочется особое похвальное слово сказать нашим женам- мироносицам.

Ну, вот ходит женщина или бабушка в храм Божий, в конце концов, это привычное обыденное дело, а чем она жертвует? Сколько она от себя отрывает, от своего сердца, чтобы в святое воскресение прийти и прославить Господа и Спасителя. А ведь на ней ещё и семья, дети, внуки, муж, который, как нередко бывает, спит, не работавши и единственный труд на себя принимающий — кнопки переключать на пульте, управляющем телевизором. А она его, такого, терпит, она его кормит, поит, за ним ухаживает, и вместе с тем, содержа и соблюдая и сохраняя в чистоте свой дом, свою малую церковь, спешит в святое воскресение в храм Божий, чтобы принести своё служение Господу и Спасителю.

Сегодня мы слышали с вами удивительное Евангельское повествование, которое привычно звучит накануне воскресного дня, во время Всенощного Бдения, а сегодня в день святых жен-мироносиц, за Литургией мы слышали эти словеса, как рано поутру, даже ещё утро не наступило, ещё была ночь глубокая, предрассветная пора, а они уже были в бодрствовании, уже были на ногах и спешили к той самой священной гробнице, куда был положен Господь и Спаситель, их Божественный Учитель, Которому они служили, как об этом говорится в Евангелии, от имений своих, т. е. кто, чем мог, тем и служил Господу, следуя за Ним. Мы видим с вами, что они не думали и забывали о многом. Помните, когда Господь с долей не укоризненного упрёка говорит Марфе, которая заботилась и проявляла попечение о многом, сказав, что Мария благую часть избрала, которая не отнимется от неё. Вот они избрали благую часть эти святые жены-мироносицы. Они, уверовав во Христа, полюбили Его от всего сердца, и вся остальная жизнь не то, чтобы перестала для них существовать, а как бы заняла соответствующее, подобающее всему этому земному место.

Так и должно быть, потому что в центре каждого из нас должен быть Господь, а всё остальное, важное, непременное, необходимое для нашей жизни должно занимать соответствующее, подобающее этому предмету место. А у нас бывает очень часто совершенно иначе. Вещи малозначительные, а быть может даже вообще ничего не стоящие, мы почему-то ставим в центре и средоточием всей своей жизни, этому служим, этому уделяем свои силы, все свои средства и моральные и материальные, а самое главное, дорогое, драгоценнейшее, и ни с чем несравнимое отодвигаем на потом.

И нам кажется, что мы ещё успеем это главное приобрести и об этом главном задуматься. Но мы знаем с вами, по мысли апостола Павла, что дни лукавы суть, и они пролетают мгновенно, и только лишь размышления остаются о том, что нам ещё нужно будет задуматься о главном, а это главное проходит стороной. Потому что стороной проходит наша жизнь, наши силы, наши способности, таланты и возможности, и у нас не хватает времени поставить самое главное, самое основное в своей жизни центром своего земного человеческого существования.

Вовсе не так было со святыми женами-мироносицами, которые благую часть избрали, которая н вовеки от них не отнялась, и они потому являются предметом подражания для нас всех и дивным примером следования за Господом, каковой они являли собою.

И именно поэтому, рано поутру они спешили ко гробу Христа с тем, чтобы совершить подобающее погребению действие – помазать тело Господа Иисуса Христа, поскольку поздно вечером в пятницу, накануне дня священной субботы, Господь был уже снят со Креста и спешно обвёрнут в плащаницу, положен в гробницу в пещеру.

Суббота день покоя, они не могли это по заповеди сделать и посему рано поутру, только лишь суббота завершилась, а они уже были на ногах, они спешили к этой гробнице с тем, чтобы совершить те печальные, скорбные погребальные подробности, которые необходимы были для усопшего. И каково же было их радостотворное ликование, когда они пришли и увидели отваленным этот огромный камень, которым был привален вход в пещеру. А они же, идя, размышляли между собой и говорили, кто поможет нам отвалить камень от двери гроба, ибо камень велик, а наши скудные женские, немощные силы абсолютно не соответствуют этому огромному камню, которым был затворён вход в пещеру. Размышляя и недоумевая, смущаясь, таким образом, они, подойдя к этой пещере, вдруг к изумлению своему и удивлению увидели, что камень необыкновенной и нечеловеческой силой отброшен вон, как некая песчинка. И они, увидев свет внутри пещеры, дерзнули заглянуть внутрь гробницы и увидели ее пустой, ибо погребальная пещера была пуста, в ней не было того вожделенного, бездыханного, мертвеннолепного тела Христа Спасителя, Которого они шли помазать драгоценными умащениями.

Они увидели ангелов Божиих, которые находились в этой гробнице и возвестили им великую весть, что Того, Кого они ищут среди мёртвых, Его нет здесь, ибо Он жив, ибо Он Воскрес. И эта весть о Воскресшем Христе наполнила всё их существо. Если и до этого они были верными последовательницами Христа Спасителя, то получив извещения от ангелов о том, что Христос воистину Воскрес, они уже, тем более, ничего не боялись, ничего не страшились и самый смысл их человеческого существования заключился для них именно в этом благовестии, что Христос востину Воскрес. И вся оставшаяся их земная жизнь была свидетельством этой дивной радости, которую никто по слову Евангельскому у них уже не мог отнять, ибо эта радость не просто наполняла, а переполняла, переизбыточествовала в их сердцах, и это составляло, повторяю, смысл и самое главное содержание всех их человеческих жизней.

Именно этих угодниц Божьих сегодня мы чествуем и прославляем, и величаем. И как уже об этом было сказано в самом начале, с сонмом этих святых жен-мироносиц, которые стояли у подножия Креста Господнего и которые ранее поутру поспешили удостовериться в том, что Христос воистину Воскрес, мы чтим и прославляем и всех женщин-христианок. Сегодня нам подобает говорить об особом месте и особой роли женщины-христианки в нашем обществе, в нашей Церкви, потому что без неё Церковь не способна, как бы это ни дерзновенно и странно не прозвучало бы, существовать. Не в том смысле, что Церковь перестанет жительствовать, если предположим, не будет в ней присутствующих женщин, не об этом речь, потому что Зиждителем и Церкви Устроителем является Сам Христос, Сам Господь и Владыка.

Но вместе с тем, то храмовое благолепие, каковое мы с вами обнаруживаем вокруг себя, приходя на молитву в Церковь, это, конечно же, усердие женских рук, которые делают все это ради Господа, ради Христа, для того, чтобы благоукрасить храм Божий. И служением на клиросе и уборкой храма послужить Господу, подобно тому, как послужили Ему святые жены-мироносицы. Конечно, современное служение в храме не равнозначно тому, каковое явили и засвидетельствовали святые жены-мироносицы, но и вместе с тем сегодня особым усердием женщин-христианок Церковь поистине торжествует и не только благолепием внешним, но ещё и тем трудом, тем усердием, молитвенным деланием, каковое свойственно каждой из них.

Вспомним то античное время, тот древний мир, когда жены-христианки, своим усердием, любовью к Господу и терпением, вместе с апостолами Христовыми поистине перевернули весь мир.

Мы знаем множество примеров даже среди житийной литературы, когда встречались браки совершенно не равноценные и не равнозначные, как, впрочем, и сейчас . В одной и той же семье, скажем, супруга была верующей христианкой, а супруг был язычником и безбожником, и каких усилий, трудов, усердий от неё требовалось, чтобы не только претерпеть свой жизненный крест, но ещё и, Богу содействующу, мужа своего-безбожника привести к покаянию и к истинной вере. Мы знаем с вами множество примеров, когда в то время, повторяю и подчёркиваю, равно как и в сегодняшние дни, мужья бывают и пьяницами и распутниками, и даже в полном смысле этого слова язычниками. И только лишь терпение жен, молитва их за своих мужей неразумных спасает семьи.

Очень просто разорвать отношения, особенно сегодня это вообще никого не удивляет, когда что-то не так, что-то не по нутру, разводятся, расходятся, а настоящая христианка — она терпит все те скорби, каковые выпали на её жизненную семейную долю. Терпит, чтобы самой спастись и с Божьей помощью спасти того, кого выбрала спутником своей жизни, идя с ним, рука об руку, в этой земной жизни.

Вот совершенно недавно мне рассказали поразительный пример, удивительный пример, это может даже развеселить присутствующих, но вместе с тем действительно за некоей такой, назову странностью, что ли, кроется очень глубокий супружеский подвиг. Мне недавно рассказали, это было в одном московском храме, может месяц, может два назад, буквально совсем недавно. Один мужчина абсолютно нецерковного вида приходит в храм и спрашивает: где тут у вас Вонифатий, кто такой Вонифатий у вас? Пожимают плечами, он в церковной лавке и у священника спрашивает, где такой Вонифатий у вас? – Не знаем, поясните, что вы хотели? Да вот жена начала мне водичку от какого-то Вонифатия приносить. А он пьяница, алкоголик, жена начала заказывать молебен мученику Вонифатию, каждое воскресение приносит водичку и даёт ему пить, говоря, возьми от Вонифатия водичку. А он недоумевает и даже возмущается: что это такое? я выпить водки хочу, а не могу, покажите мне этого Вонифатия, я посмотрю, от кого она мне воду приносит и что он в эту воду добавляет.

С одной стороны, нас это немножко как бы повеселило, а с другой стороны, представляете, жена молится за мужа, за пьяницу-мужа, а Господь даёт по её святым молитвам такое дивное действие, что муж не может понять, в чём дело, что с ним происходит? Он наверняка представлял себе, не знаю, священника Вонифатия, или церковного пономаря, или кого угодно. «Покажите мне вашего Вонифатия!»

Т.е. понимаете, с одной стороны мы видим действенность молитвы жены за мужа, с другой стороны, видим удивительное терпение супруги христианки к немощи своего супруга. Другая уже давно бы бросила его, развелась с ним, не знаю, свою новую жизнь построила бы. А эта — нет, она болезнует о нём, она скорбит о нём. Его бессмертная душа, погибающая в страстях и беззакониях для неё далеко не безразлична. Она молится за него и поэтому Господь по её святым молитвам дарствует ей то, о чём она просит Господа. И действительно, несомненно этот человек, он придёт к покаянию и, осознав свою греховность, принесёт Богу сердечное исповедание в своих грехах и обратится ко Господу, так же так было и в древности, также и сегодня происходит то же самое.

Вот есть такие замечательные слова о женщинах-христианках, они нам известны. Мы знаем с вами пример святителя Иоанна Златоуста, удивительного проповедника Церкви Христовой, вселенского учителя, святителя Христова. Его мама, её звали Анфуса, у неё по человеческому суждению, была скорбная доля, она родила двух деточек, первый был Иоанн, она была совсем молодой, когда ее выдали замуж, в 18 лет. И первенец ее был Иоанн, а следующий ребёнок была дочка, которая умерла буквально через несколько недель, а ещё через совсем короткое время она лишилась мужа, она овдовела. Ей было всего 20 лет, а она уже была вдова.

Она была очень состоятельной женщиной, была очень умной, образованной и вокруг неё всевозможные предложения вились, понимаете, ей предлагали руку и сердце самые уважаемые люди города и так далее. Но она все свои силы, всю свою жизнь положила на воспитание своего единственного оставшегося ребёнка Иоанна. И он стал вселенским святителем. Сам Златоуст (я это читал в его творениях) говорил: «Когда я учился у языческих философов языческой мудрости, моя мать христианка, которая положила всю свою жизнь на воспитание меня недостойного, не стала устраивать свою собственную жизнь, а жила ради меня, и когда мой учитель-философ, язычник, нехристианин, увидел и узнал о моей матери, он сказал вот со своего ораторского места, во всеуслышание: вы посмотрите, какие у христиан женщины! Они ни с кем и ни с чем не могут быть сравнимы. Если у них такие женщины, то эта вера непобедима». Так говорил языческий философ, взирая на пример женщины-христианки. Или возьмите другой пример, тоже современный тому, что я только что привёл. Блаженный Августин и его мать Моника, это очень известный пример. Она его воспитывала, тоже, будучи вдовой, в вере и в благочестии. Разные судьбы, разные пути у людей. Августин рос очень пытливым, образованным, искренним юношей, но вот увлёк его мир всеми своими соблазнами и он скатился в бездну распутства и пьянства. Дом родительский бросил, отца уже не было, и мать Моника молилась за него денно и нощно, молилась о своём заблудшем сыне. И Моника вымолила своего сына, и Церковь Христова знает его как великого учителя. Вот мы говорим, что с нашими детьми сейчас делается, дети вне послушания, дети живут распутной, беззаконной жизнью и тому подобное.

Вот примеры, дорогие мои. Конечно, трудно сопоставить то время и сегодняшний век. Наш век гораздо более изощрённый и страшный, более коварный, более беспощадный, но страсти, какими они были в то время, такими они остаются и сегодня — одни и те же, пороки одни и те же, диавол один и тот же, и он тем же самым пытается человека поработить себе всецело, только методы его становятся все более изощрёнными от времени к времени. Но вместе с тем, и молитва остаётся та же, и Христос Тот же, как говорит апостол Павел: Христос вчера и днесь, и вовеки Той же, и благодать Христова вчера и днесь, и вовеки та же. И поэтому, если мать молится за своих детей, то ничто не способно будет низвести в вечную погибель её дитя, потому что материнская молитва, согласно народному присловию, душу дитя своего со дна моря достанет. Вот что может молитва матери, молитва жены-мироносицы.

И вот блаженный Августин стал блаженным Августином, потому что мать его вымолила, и потому ту скверну, что прилипла к его сердцу, он смог ее исторгнуть из своей души, отбросить прочь и стать тем, кем он стал – учителем Церкви, вот что значит материнская молитва.

Поэтому, дорогие матери христианки, вы должны всегда знать, что нет ничего невозможного для материнской молитвы, потому что эта молитва предстательствует перед Престолом благодати. И Господь всегда внемлет этой молитве, и какими бы не были бы душепагубные падения наших детей, если мать молится за дитя свое, то это дитя будет помиловано. Если же мать не молится, если она живёт своею жизнью, своими жизненными интересами и считает, что она ещё успеет все это сделать потом, то она глубоко заблуждается, ничего доброго она не сделает, потому что самое главное, самое дорогое время, это время, переживаемое нами сейчас, время молитвы.

Вот поэтому современная женщина-христианка, это тоже жена-мироносица, потому что она несёт свое свидетельство верности Господу через всю свою жизнь, через все свои скорби, жизненные невзгоды, испытания и прочее и прочее.

Посему, дорогие мои, дорогие матери, наипаче матери, будем всегда молиться за своих детей. Будем всегда просить Господа, чтобы Господь не оставил их, чтобы Христос изыскал пути для их спасения. А вы же никогда не опускайте рук, никогда не оставляйте молитвы ни за своих мужей, ни за своих детей, за всех тех, кто дорог и близок вашему сердцу, ибо ваша молитва – молитва святая, молитва дерзновенная, молитва, имеющая величайшее свидетельство вашей любви перед Христом. Так же как свидетельствовали святые жены-мироносицы, память которых мы сегодня празднуем и прославляем.

С праздником Светлого Христова Воскресения и с праздником памяти святых Жен-Мироносиц, дорогие женщины христианки! Сердечно всех вас поздравляю и желаю, чтобы Милостивый, Щедрый и Долготерпеливый Господь на всех ваших жизненных путях во всём сопутствовал вашему Христоименитому сердцу, чадам вашим, сродникам вашим. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!