Священное Писание само по себе способно облагораживать сердце человека. Святитель Иоанн Златоуст, как, впрочем, и многие другие святые угодники Божии, размышляющие по этому поводу, говорят, что если даже у тебя нет никаких других добрых дел в твоей жизни, одно только то, что ты будешь читать Священное Писание, уже будет назидать тебя примерами, которые Господь открывает нам. Это не просто некое абстрактное воспоминание, касающееся тех или иных исторических событий и судеб, это прежде всего то, что послужило ко спасению бессмертной души каждого из нас, и поэтому мы должны определенным и ежедневным правилом своей жизни иметь непрестанное чтение Священного Писания.

Нам иногда кажется, что мы об этом уже слышали, священник нам и без того все перескажет во время проповеди, и вообще мы об этом уже знаем, да это, может быть, уже и не настолько современно и жизненно важно для нас. Это глубочайшее заблуждение и если хотите даже некая клевета на Бога, потому что Господь вновь и вновь этими удивительными примерами, примерами Священного Писания стучит в двери нашего сердца. Сегодня мы с вами воспоминаем память Святых Отцев, и если в прошлое воскресение празднуемые святые именовались праотцами, то сегодня Церковь празднует и прославляет более узкий перечень святых.

В прошлое воскресение мы воспоминали память святых праотцев, т.е. всех ветхозаветных святых угодников Божиих, а ныне и сегодня благодаря чтенному и упоминавшемуся родословию Господа нашего Иисуса Христа, мы прославляем память святых отцев, тех людех, которые плотию своею соткали Богочеловеческую плоть Христа Спасителя и послужили тому, что через них Господь благоволил родиться в мир. В заключение этого упоминавшегося Евангельского отрывка мы слышали о той Благой Вести, которую святой Евангелист нам вещает о рождении в мир Христа Спасителя.

Человечество, находящееся в течении тысячелетий в томительном ожидании пришествия в мир Христа Жизнодавца наконец-то дождалось этого светлого радостного и поистине мироспасительного, благодатного события рождения в мир Того, Кто своим пришествием в него искупит нас от клятвы законные и от вечного проклятия, Кто вознесет грехи всего человечества, грехи всеродного Адама на Крест для того, чтобы избавить нас от вечной смерти и через Свою Крестную смерть даровать нам удел вечной жизни и Царствия Небесного. Поэтому накануне этого великого события, от которого нас отделяют всего-навсего два дня, мы воспоминаем память святых отцев, чьи имена отчасти нам знакомы, мы их слышим их иногда в Церкви, а отчасти и даже в большей степени эти имена нам совершенно ничего не говорят. И все же, кто бы они не были эти люди, среди них были действительно великие праведники и подвижники благочестия, но были и люди, жизнь которых может вызвать сама по себе вне того, о чем мы с вами сегодня размышляем и говорим, некое недоумение, потому что мы увидим вполне узнаваемых, подобных нам, грешных людей. Это говорит о том, что Господь не гнушается никаким человеком. Он показывает нам, что Он пришел в среде точно таких же людей, как мы с вами, чтобы мы, видя то, как эти люди хотя и согрешали, но находили в себе мужество признавать свои грехи, каяться в них, исповедовать свою совесть пред Богом и менять себя. Чтобы мы научались от них и были исполнены глубочайшей благодарности этим людям.

Сегодня также мы слышали удивительные апостольские глаголы, которые апостол Павел обращал к нам во всеуслышание в одиннадцатой главе своего послания ко Евреям, где он прославлял веру тех отцев и праотцев, т.е. праведников Ветхого Завета, которые поспешествовали тому, чтобы через них и благодаря им родился в мир Христос Спаситель.

Апостол Павел произносит замечательные слова, говоря о том, что вера есть уверенность в невидимом, и именно за это он прославляет святых ветхозаветных праведников, потому что верою, по словам апостола Павла, Авраам ушел из земли своего отечествия, переселившись в совершенно чужую для него землю, неведомую. Бог обратился к нему и повелел ему оставить все: нажитое богатство, дом, привычный уклад жизни, своих родственников и близких и идти неизвестно куда, только лишь потому, что Господь пообещал ему через него явить народ неисчислимый. Старику, который уже достиг преклонных лет, Бог обещает, что через него родится величайший народ, который невозможно будет исчислить, который количеством своим будет превышать песок морской, но он верует в эти слова ибо твердо и несомненно уповает на неложность глаголов Божиих, потому что он мыслит, что если Бог сказал, то это не может не исполниться, ибо не изможет у Бога всякий глагол, ибо Той рече и быша, Той повеле и создашася, и посему Авраам оставляет насиженное место и уходит в неизвестность. Именно у этого великого праведника, когда вопреки всем человеческим разумениям и пониманию, у этого столетнего старика и его девяностолетней супруги Сарры, рождается сын. Спустя какое-то время Бог повелевает и говорит ему, и мы ужасаемся от подобного рода послушаний, которые Бог определяет Своим праведникам и избранникам, наше с вами бездуховное существо корчится в возмущении от того, почему Бог требует такого, что немыслимо даже сопоставить с Ним, Кого мы называем Любовью, Он говорит: возьми своего сына единородного единственного — Исаака и пойди в землю, которую Я тебе укажу и принеси Мне его во всесожжение, его желаю видеть жертвой Себе. Так повелевает Бог Аврааму. И Авраам (мы только можем догадываться о той внутренней буре, которая происходит внутри этого великого праведника) однако же, берет своего единственного сына, от которого Бог обещает ему произвести такой народ, который будет неисчислим, и ведет его на гору Мориа, и возводит его на эту гору. Сын же вопрошает и в недоумении говорит, неся на своих плечах вязанку дров для всесожжения: отче, а где овча, которое мы должны принести Богу в жертву? Какие внутренние страдания должен испытывать этот человек, этот великий праведник, которого Церковь и Слово Божие неслучайно называют Отцом всех верующих, когда он отвечает своему сыну: Бог Сам усмотрит себе жертву, сыне мой. И они идут, и Исаак прекрасно понимает, что именно он и является тою жертвою, которую Отец должен принести. И вместе с тем, повторяю, мы ужасаемся всем этим вещам, потому что мы бесконечно далеки от верности Богу, но Авраам верует и знает, если Бог сказал, значит, Он лучше знает, чем нам представляется и чем нам кажется. Мы знаем с вами, чем закончилось это удивительное жертвоприношение. С одной стороны, он действительно принес в жертву своего сына Богу, и вместе с тем, Бог через этого сына явил народ неисчислимый. Бог далеко не каждому и далеко не всем посылает такие испытания, а только лишь тем, которые действительно способны понести меру этой верности. Т.е. мало того, чтобы мы с вами верили в Бога, этого недостаточно, главное, чтобы мы свою веру свидетельствовали верностью. Это разные вещи и разные понятия. Может быть, в нашем языке они весьма созвучны на слух и по словоупотреблению, но огромная разница лежит в сущностном и смысловом значении этих понятий, когда мы говорим «я верю в Бога» или когда мы говорим «я верю Богу». Это совершенно разные вещи. В Бога веруют все, без исключения, в этом смысле любой человек признает некую разумную, личностную или безликую реальность, которая управляет миром. Т.е. особого подвига в том, что человек верит в Бога, нет. А вот быть верным Ему, верить Богу – это совершенно другое, это то, к чему мы с вами призываемся – доверять Богу, и что бы в нашей жизни не происходило, мы должны всегда с верностью воспринимать все то, что Бог ниспосылает нам. Так, как это воспринимали святые ветхозаветные праведники, и в прошлое воскресение мы с вами об этом говорили, что между нами, людьми, живущими в пределах новозаветной Благодати и людьми, которые жили до события, совершившегося на Голгофе лежит огромная разница, прежде всего в том, что эти люди были верны Богу еще прежде пришествия в мир Христа Спасителя, но жизнь свою полагали за Него. Возьмите удивительные примеры тех же самых ветхозаветных святых угодников Божиих, нам с вами не хватит никакого времени их все описать, даже если мы в течение нескольких месяцев не сходили бы с этого места, чтобы говорить о том, какие это удивительные примеры, касающиеся каждого из нас, и речь, повторяю и подчеркиваю, идет лишь только о ветхозаветных праведниках. Возьмите, к примеру, трех отроков, которые были по повелению Навухудоносора брошены в огненную пламенеющую печь только лишь за то, что они не захотели преклонить свои колени пред лжебогом, пред самим царем, потому что они сказали ему: мы веруем в Единого и истинного Бога, Ему служим и Ему кланяемся, твоим же богам, установленным на поле Деире, поклоняться не будем, ибо это истуканы бездушные. За что они были брошены в печь огненную и не только не ужаснулись отданного царем, злобою дышащего наподобие разожженной им печи, но напротив говорили ему: поверь царь, что Бог в Которого мы веруем, силен нас и из этой напасти избавить, мы понимаем, почему мы страдаем, по грехам своим, и потому не боимся твоих наказаний. И они были брошены в эту печь, а злобствующий ненавистью и гневом царь повелел разжигать печь все больше и больше, настолько она распалилась огнем и пламенем, что даже те, которые подбрасывали в нее смоляные бревна, и те сгорели, а царь увидел сквозь этот пламенеющий бушующий огонь не трех, а четырех, находящихся в печи. Он был в изумлении: не троих ли мы бросили туда, кто же тот четвертый, который с ними так свободно передвигается по этой пламенеющей печи? И когда они вышли, то увидели Ангела Божьего, который росою оросил эту печь, а у вышедших из пекла этой страшной бушующей печи отроков даже волосы не были опалены огнем, даже запаха, как об этом говорит писатель этой книги пророк Даниил, они не имели, который так свойственен огню и пламени и дыму. Т.е. Господь из любой печи, из любой напасти способен избавить человека верного и преданного Ему. Это не просто некие отвлеченные, к нам никакого не имеющие отношения примеры, это реальные исторические факты, которые свидетельствуют и говорят нам: будь верен до смерти и дам тебе венец жизни. Мы видим таких примеров бессчетное количество. Тот же самый пророк Даниил, автор этой книги и сотаинник и собеседник упоминавшихся трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, который остался верным своему Богу, несмотря на то, что царь по некоему навету клеветников, издал указ чтобы всякий, кто будет молиться иному Богу, кроме как царю, должен быть умерщвлен. Даниил не мог не молиться своему Богу, потому что в Него веровал более, чем в царские указы. Когда он молился, эти наветники и клеветники подсмотрели и подслушали и тут же донесли царю, говоря: не ты ли, царь, издал указ, чтобы никакому иному Богу не молились кроме как тебе одному, а вот Даниил, которого ты почтил венцом и вторым после себя поставил в царствии своем, он молится своему Богу. И тогда, смутившись сердцем, царь все-таки должен был послушать своего собственного указа, не здравого смысла и совести своей, а прежде всего того, что он дал некое слово, и тогда он вверг в ров со львами святого, верного Богу Даниила. В течение недели он находился среди голодных хищников, но они даже и не подумали прикоснуться к святому пророку, потому что в нем возсиял образ первого человека, человека непорочного, мы с вами видим в нем совершенство Адама, которому Бог приводил животных и дал ему поручение и повеление называть их именами. Уже после грехопадения самые животные вышли из подчинения людям, а здесь же тот, который был чужд греха и который действительно был верен Богу, он подобно тому, еще не согрешившему Адаму повелевал хищниками, и потому Господь спас его, сохранил и избавил от неминуемой погибели.

Я снова возвращаюсь к этой мысли, и мне хотелось бы еще другими примерами иллюстрировать память ныне празднуемых ветхозаветных праведников и святых, но повторяю на это не хватит никакого времени, мы без того уже совершили богослужение и, конечно, уже есть определенная физическая усталость и немощь, но одно лишь хочу сказать, несмотря на то что не следую велению своего сердца, потому что мне хотелось бы и о Давиде пророке говорить и о других святых угодниках Божиих, которые свидетельствовали эту верность Богу своею жизнью, своими подвигами, своею молитвою и своим сокрушением.. Хотя, впрочем, не удержусь от того, чтобы не вспомнить одно обстоятельство из жизни царственного псалмопевца Давида. Вы помните о том, что он был гоним Саулом царем, только лишь за то, что многократно споспешествовал царю в тех победах, которые одержал Саул над филистимлянами, и вот вместе с тем злобою давимый Саул стал гнать и преследовать Давида, чтобы убить его. Он прекрасно знал, что именно Давид, будет его преемником и станет царем Израиля. В душе он понимал, что Давид гораздо более достоин призвания быть царем народа Божьего, нежели он. Душимый гневом и завистью, он вспомнил, что когда Давид одержал победу над Голиафом, то женщины восклицали: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч, т.е. большую славу усвоили отроку Давиду, победителю. Так вот Саул сделал жизнь Давида невозможной, он его сделал изгнанником и при каждом удобном случае готов был уничтожить и растерзать его. Но что же Давид? Господь попускает Саулу дважды впасть в руки Давида. Один раз, когда он зашел в пещеру и где оставался один, то Давид, прятавшийся в этой пещере и которому его спутники говорили, что наконец-то Бог внял твоим молитвам и предал в твои руки врага, он один, давай убьем его, на что Давид сказал, что никогда не подниму руки на помазанника Божия. Он сделал то, чтобы было доказательством в его руке, он отрезал от плаща Саулова часть и когда тот вышел из пещеры и удалился на достаточное расстояние, тогда Давид закричал ему и сказал: Сауле, царь мой, вот я тот, кого ты гонишь! я не более чем мертвая блоха, за кем ты гоняешься, кого ты слушаешь? я не враг тебе.

И тогда Саул, услышав голос Давида, ответил: Давиде, сыне мой, ты ли это? я понимаю, что я не прав пред тобою, что тебе, действительно, быть царем. Давид же пал ниц и плакал пред Саулом, пред своим убийцей. Вот какая кротость была в сердце этого человека! Поэтому неслучайно он же в одном из своих вдохновенных псалмов восклицает и говорит: помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Действительно, не было, наверное, более кротчайшего человека, облеченного царским величием. Или в другой раз, когда по некоему промышлению Божьему вся охрана Саула уснула ночью, а Давид, пробравшись в шатер царя, увидел его спящим, и, казалось бы, вот, он был в его руках. И, конечно же, по тому ветхозаветному закону совершенно был бы прав, если бы он убил своего врага, но он этого не сделал. Так вот эти люди, жившие там, в тех пределах, которым закон разрешал вырвать око вместо вырванного ока, выбить зуб вместо выбитого зуба, он мог это сделать, и был бы совершенно прав, потому что Саул не два, не три, не десять раз, а бессчетное количество раз пытался его убить и сделал бы это наверняка, если Бог бы не спас Давида, а он же смиряется пред ним и говорит слова самые удивительные, т.е. это человек, живший в Ветхом Завете, он мыслями и всем своим существом живет в пределах новозаветной Благодати и говорит из глубин того древнего, темного, непросвещенного Христом мира: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Вот что говорит Давид и в этом он видит самую главную жертву своего служения Господу. Не буду более утомлять вас своим и без того уже затянувшимся многословием, но хочу сказать и призвать всех нас, чтобы мы благодарными устами и благодарным сердцем прославили сегодня тех святых угодников Божиих, просиявших в пределах Ветхого Завета. Что бы мы с вами поучались этими удивительными, прекраснейшими, назидательнейшими примерами, которые открывает нам Слово Божие на страницах Священного Писания. Научимся с любовью и благодарностью ежедневно с вами, дорогие братья и сестры, читать священное Писание, не только Евангелие, но и Ветхий завет, потому что без Ветхого Завета невозможно было бы и Евангелие.

Ветхий Завет по слову святителя Иоанна Златоустого отстоит от Нового Завета подобно тому, как небо отстоит от земли, это совершенно правильно, но вместе с тем, не научившись тем законам, которыми Господь ограждает народ свой в тех еще до пришествия в мир Христа временных пределах, мы не сможем принять ту Евангельскую проповедь, то Евангельское учение, которое Господь предлагает и открывает нам Своим пришествием.

Прославим этих святых угодников Божиих и испросим молитвенного предстательства их у Христа, Спасителя, Которому они, не зная Его, уже служили прежде Его Рождества. Мы же с вами, обретшие милость Божию и знающие величайшую и неизреченную, неисповедимую и неизглаголанную любовь Христа Спасителя ко всему роду человеческому, явленную нам Его пришествием в мир и Крестною Жертвою, которую Господь явил во искупление всего рода человеческого, прославим Его покаянием и сокрушением своего сердца, исправлением своей жизни, чтобы через это исправление стать наследниками вечной радости, которую Бог прежде сложения мира уготовал всем любящим Его. Той небесной радости, где подобает всякая слава, честь, поклонение и держава Богу Единому в Троице славимому и поклоняемому Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!