Но что, если человек этого не чувствует? Что тут поделаешь, это значит, что сердце еще пока грубо, оно не открылось для Божественной любви, но время есть, Господь щедр, многомилостив и долготерпелив. Он даст обязательно человеку время для покаяния, если человек сам возжелает этот подвиг покаяния совершить.
Святая Церковь говорит нам, что Господь нисходит во ад, Он нисходит во ад душой, с которой соединено Божество, и там попирает эту вечную державу смерти, а потом воскресает и является святым апостолам.
Ученики были глубоко опечалены, с лицами мрачнее тучи, они не знали, куда им деться от горя, и вдруг является Воскресший Господь дверями затворенными. И свидетельствует безоговорочно, безапелляционно, что это Он, и апостолы понимают, что другого быть не может, и сердца их исполняются неизреченной радостью. Господь обращается к ним со словами: «Радуйтесь!». Но потом их оставляет.
Сегодня мы совершаем память апостола Фомы, который отсутствовал в то время, когда Господь впервые по Воскресению Своему явился ученикам (см.: Ин. 20, 19-31). Очень неожиданной явилась картина, представшая очам Фомы: он покинул апостолов опечаленными, плачущими, но по возвращению в сионскую горницу он видит, что они сияют радостью и веселием неизреченным, и слышит о том, что они видели Воскресшего Господа. Апостол Фома – один из наиболее чутких апостолов, быстро реагирующий на слова Господа (см.: напр. Ин. 11, 16). Он сразу понимает, что если действительно воскрес Христос, а свидетельство этого он видит на лицах апостолов, значит, мир перевернулся, абсолютно все в мироздании изменилось, тональность жизни стала совсем другой. Что может быть для человека блаженней, чем осознание того, что Христос воскрес и нас совоскресил с Собой?
И вот, апостол Фома свидетельствует перед нами свое неверие: он говорит, что до тех пор пока не увидит Воскресшего Христа, пока не вложит в ребра Его, в язвы Его, свои персты, не будет иметь веры (Ин. 20, 25). Потому что апостол Фома понимает: слишком важным является то событие, о котором свидетельствуют апостолы. И через восемь дней, говорит нам Евангелие, Воскресший Христос вновь является ученикам, когда апостол Фома находится с ними.
И когда Христос Воскресший, обращаясь к Фоме, говорит: «Иди и вложи руки свои и пальцы свои в ребра моя прободенные и в язвы от гвоздей», – то апостол Фома моментально осознает, что слова Христа означают: восемь дней назад, когда Фома сказал эти слова, Христос был близ, Он все знает. А это значит, Он не просто Мессия, но Он – Бог. И тогда, по объяснению многих святых толкователей, Фоме больше не представляется необходимым прикасаться к язвам Господа, потому что здесь акт осязания уже не важен. Апостол Фома исповедует, то что перед ним Бог, явившийся во плоти, он свидетельствует: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28).
Ублажая апостола Фому и прочих апостолов, Господь ублажает, наверное, больше не их, а нас. Почему? Потому что Господь говорит Фоме: «Ты видел Меня и уверовал, но блаженны невидевшие и уверовавшие» (см.: Ин. 20, 29). Апостолу Фоме не хватило веры, ему нужно было увидеть и засвидетельствовать своими органами чувств то, что Христос воскрес. А Христос говорит, что тот, кто уверует без всего этого, тот будет еще более блаженным. И произнося эти слова, Господь, наверное, включает в число этих блаженных миллионы людей, которые на протяжении вот уже 2000 столетий веруют в Христа и спасаются. И каждого из нас Господь тоже призывает к такой вере.
А что может быть драгоценней для человека, чем веровать в то, что Господь воскрес? Нередко бывает, что, например, в воскресный день после Святого Причастия верующий приходит домой и остается наедине с собой, и вдруг его взгляд падает на икону или лампаду, на священную книгу, и человеку становится неизреченно хорошо: мир Христов осеняет душу, согревает сердце, просветляет ум, неизреченным языком в его сердце начинает говорить о том, что Христос воскрес. Все это свидетельствует о том, что для верующего человека Воскресение Христово, или праздник Святой Пасхи, – это всегда торжество православия.
Но человек иногда даже во дни Святой Пасхи не чувствует себя радостно. Воскрес Христос, не воскрес Христос – человек как белка в колесе крутится в своих делах и только краем сознания понимает, что надо бы порадоваться, поскольку Господь воскрес. Дети иногда скажут: «Воскрес Христос, давайте радоваться!». Но внутреннего, глубинного чувства радости нет. Почему? Ответить на это вопрос не всегда просто: у всех свои причины, но порадоваться Христу и Его воскресению – это, несомненно, в наших руках. Господь приносит нам величайшее таинство, которое называется таинством веры. Вера наша – это доверие тому, что все так, как говорит нам Господь.
Вот как об этом говорит Святитель Иоанн Златоуст: «Вера недостаточна для спасения, но чтобы не спасать нас без нас, Бог требует от нас веры. Вера спасает, но не сама, а через Бога; Бог хочет – и вера спасает».
В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем вам пасхальной истинной радости о том, что воскрес Господь и нас всех с Собою совоскресил посредством веры. Аминь.
Христос Воскресе!