С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день именуется Неделей святых праотец. Эта Неделя предпоследняя перед праздником Рождества Христова, и Святая Церковь традиционно вспоминает всех тех, кто за очень долгое время до пришествия в мир Христа Владыки верой и жизнью исповедали Его пришествие. Мы вспоминаем святых праотцев, то есть святых ветхозаветных патриархов, пророка Моисея, всех тех, кто жил за десятки столетий до пришествия в мир Христа Спасителя.

Эти люди имели обетование, записанное в книгах или передававшееся устно из поколения в поколение, о пришествии в мир Того, Кто избавит род человеческий от смерти, от греха и от проклятия. Но перед их глазами не было ничего, что могло бы свидетельствовать о том, что действительно придет Он, обетованный и вожделенный Священный Царь, Который спасет род человеческий. Но люди эти своей жизнью свидетельствовали, что Он обязательно придет. Именно их вера, внутренняя убежденность в том, что это случится, помогала им жить праведно, более того, совершать подвиги. Потому что те страдания, злоключения, скорби, которые терпели эти люди, никакими корыстными интересами нельзя объяснить. Это значит, что исключительно любовь к Богу двигала их поступками.

И Святая Церковь накануне праздника Рождества Христова чествует их, вознося, как светильники, для каждого из нас. Потому что если они за несколько десятков столетий до Рождества Христова могли жить праведно, то почему не может так жить современный верующий человек, который уже не ожидает пришествия в мир Мессии, но знает, что Он уже пришел и спасение принес: врата рая открыты для каждого из нас и дар благодати дан человеку в борьбе с грехом и страстями. Этот дар утешает сердце, просвещает ум, свидетельствует во внутреннем человеке о том, что есть вечная блаженная жизнь.

Но люди, как говорит Евангелие от Иоанна, больше возлюбили тьму, потому что дела их были злы. И Писание, которое традиционно читается в сегодняшний день, Евангелие от Луки, как раз об этом (см.: Лк. 14, 16-24). Господь говорит притчу о званых на пир: человек устроил торжество для своих подданных и послал раба позвать всех, но люди стали отказываться. Причем званые на пир не просто ссылаются на свою занятость, но говорят так: «Прости меня, но мне не до тебя», – тем самым свидетельствуя полное равнодушие к тому, что совершил для людей Бог.

Попробуем глубже вчитаться в Священное Писание: в 14-ой главе Евангелия от Луки сказано, что Господь был зван на вечер к знатному фарисею. Придя на вечерю, Он смотрел, как люди садятся за стол, и видел, что те, кто считают себя благородными, высокими по званию, приходят и садятся на первые места, а те, кто по рангу чувствует себя последними, стоят при дверях. И Господь обратил слово к ученикам и сказал: «Когда ты приходишь на званый пир, садись всегда последним, чтобы учередитель пира пришел и увидел, что тебе надлежит сесть ближе, и позвал тебя, тогда тебе будет почет и честь перед окружающими» (см.: Лк. 14, 1-11).

А дальше Христос сказал слова, неожиданные для тех людей, которые собрались на эту вечерю: «Когда ты устраиваешь торжество, не зови высокопоставленных, знатных, богатых людей, которые могут тебе отплатить, а зови всех тех, кому нечем тебе воздать, чтобы воздал тебе Отец Небесный» (см.: Лк. 14, 12-14). А дальше следуют слова Господа, которые мы сегодня слышали за Литургией. Христос сказал их в ответ на реплику одного из гостей, который, услышав это поучение, воскликнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном» (см.: Лк. 14, 15). В самом же конце беседы Господь говорит: Много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24).

О чем все эти слова? Конечно, об одном: о человеческой гордости. Это самая главная и самая страшная причина, не дающая возможности человеку войти в общение с Господом. Более того, гордость закрывает, отравляет для человека ощущение благостности и блаженности Царства Небесного. Человеку кажется, что это Царство в такой далекой перспективе находится, что оно почти нереально, и рваться войти в него, пытаться изо всех сил, жертвовать собой для этого не стоит. Гораздо приятней, уютней, комфортней то счастье, которое можно потрогать руками. В народе неслучайно говорят: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Вот так нам кажется.

И это страшно, как гордость искажает наши сердца. Потому что Господь очень близок к нам и, самое главное, Его благодать, согревающая наше сердце, гораздо доступнее, чем нам кажется. Но мы отравлены состоянием гордости, мы не хотим в это поверить. И то равнодушие, которое мы высказываем по отношению к тому, что нам предлагает Господь, как раз и уподобляется словам людей, званых на пир: «Имей мя отречена».

С другой стороны, сегодня Священное Писание ставит другой важный вопрос: что значит званые, что значит призванные, что значит избранные? Иногда даже верующий человек говорит о том, что существует предопределение в том смысле, что кого Господь избрал, того Он и спасет. А те, кого не избрал, как бы ни пытались они войти в Царство Божие, какие бы усилия ни прилагали, не смогут это сделать. Но это, конечно, заблуждение страшное, это то, что называется на языке святых отцов «плотским мудрованием».

Язык в притче в этом смысле коварен. Господь говорит: «Много званых, но мало избранных». По словам святых толкователей, которые Духом Божиим читали тексты Священного Писания, слова Господа «много званых» означают, что званы все абсолютно люди, нет никого, кого бы забыл Господь. Слова же «мало избранных» о том, что действительно мало тех, кто войдет в Царство Небесное. Но не по причине того, что Бог немногих избрал, а потому, что немногие избрали Бога. И опять же, не избирает Бога человек исключительно по одной причине – по чрезмерной своей гордости.

Сегодня можно вспомнить слова из Послания к Коринфянам апостола Павла, где он рассуждает о призвании верующих ко спасению: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 26-29).

Здесь мы находим очень важный ответ на вопрос: почему Господь постоянно пытается упразднить наше плотское мудрование, которое двигается исключительно нашей гордостью? Потому что как только оно упраздняется, у нас не остается надежды на себя. У нас нет ощущения, что мы перед Богом хороши и чего-то достойны, потому что-то способны делать. Господь часто вводит человека в разряд немощного, немудрого, незнатного, ничего не значащего, чтобы человек не хвалился ни в коем случае своими плотскими движениями, а полностью уповал на Бога. И как только он начинает это делать, он входит в число званых. Потому что открывает для себя то, что не по заслугам спасает человека Бог, а исключительно по Своей милости, Своему милосердию и по Своей любви.

Дорогие братья и сестры, будем стараться те призывы Божественные, которые слышим постоянно в молитвах, в песнопениях, в святых обрядах Церкви Христовой, не отвергать, не пренебрегать ими. То малое, как нам кажется, на вид, что зовет нас в Царство Небесное, будем поставлять, как свечу на подсвечник, чтобы оно сияло, и согревало, и освещало нас. И тогда никогда с наших языков и, самое главное, из наших сердец не будут исходить эти страшные слова: «Имей меня отречена». Это самое страшное, что может случиться с каждым человеком. Да не будет этого никогда.

Аминь.