Нет православного человека, который не восхитился бы подвигом, совершенным Марией Египетской. Практически все знают ее житие, на этой неделе мы совершали так называемое Мариино стояние. Мы знаем, что преподобная Мария до своего обращения к Богу была великая распутница и грешница. Та бездна падения, которая открылась в ее жизни, впоследствии была уврачевана высотой покаяния, на которую взошла преподобная Мария. Но что удивительно: этот человек явил в себе возможность такого доверия слову Божию, которое совершило преображение в ее душе. Этот момент очень четко отражен в той части жития, где говорится, что преподобная Мария еще до того, как стать верующим человеком, решила войти в храм Иерусалимский, чтобы поклониться Животворящему Кресту Господню. Но неведомая сила четырежды отбрасывала ее, не пускала в храм, и тогда, увидев на стене лик Богоматери, Мария взмолилась, чтобы Пречистая позволила ей войти. И когда в пятый раз она пошла в храм, никто не препятствовал ей. Она поклонилась Кресту, облобызала его и вышла из храма совершенно другим человеком.
Что же произошло в ее душе? Вдруг она очень четко осознала и уверилась, что все то, что она делала до этого момента, есть скверна и страшный грех, к которому нельзя возвращаться ни под каким предлогом. И она полностью разворачивает свою жизнь на 180 градусов: идет в иудейскую пустыню и подвизается там до самой кончины.
Мы знаем, что преподобная Мария открыла священнику Зосиме как откровение о себе: 17 лет она боролась со своими страстями, грехами и похотями, как с лютыми зверями. И только упование на милость Божию, заступничество Божией Матери давало ей силы жить, подвизаться и каяться, хотя внешние обстоятельства были невозможно трудными: есть было нечего, она жестоко страдала и неоднократно падала бездыханной то от несносной жары, то от лютого холода. Но вера в то, что Господь простит и помилует, двигала этой великой подвижницей.
И она настолько умудрилась в молитве через покаяние, что ей были открыты основы Откровения – Священного Писания, хотя она никогда его не читала. Священник Зосима изумлялся тому, что она цитировала тесты Евангелия и Послания апостола Павла, но преподобная отвечала, что Дух Святой вразумляет ее. И не только вразумляет, но еще и согревает, и питает. Вот какой великий дар Господь готов подать каждому истинно подвизающемуся верующему человеку.
Наверное, каждого из нас восхищает та решительность, с которой действовала преподобная Мария Египетская – она была очень сильным человеком. К сожалению, именно решительности в нашей жизни как раз и не хватает. Ведь мы называем себя верующими и часто слышим откровение Божие. Господь или апостолы в посланиях говорят нам, как надо поступать, и очень простым языком. По словам Христа, «Да будет слово ваше да – да, или нет – нет. И ничего больше, чтобы не впасть в лицемерие» (см.: Мф. 5, 37). Но вот лицемерие, пожалуй, самое страшное: этой страсти порабощены наши души.
Мы услышали откровение от Господа, как надо поступать, чего нельзя делать, но мы постоянно ищем оправдания, чтобы сделать то, что запрещено, или не делать то, что мы должны. И постоянно просим Господа, часто в лице священнослужителей, чтобы так или иначе позволено было нам делать то, что мы хотим, а не то, что хочет от нас Господь.
И мы очень часто нарушаем заповедь Божию: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Но человек удобопреклонен ко греху. Он постоянно замкнут на себе, на том, чтобы сделать так, чтобы ему было хорошо. И в самые ответственные моменты жизни человек, слыша слово Господне, остается глухим к нему.
Первое евангельское чтение, читаемое сегодня, посвящено 5-ой Седмице Великого поста (см.: Мк. 10, 32-45). Оно как раз говорит об этом. Христос уже неоднократно говорил Своим ученикам, что Ему надлежит в Иерусалиме много пострадать от первосвященников и книжников, старейшин, быть искушенным, похуленным и в конце концов убитым. Апостолы уже знают о том, что им никуда не деться от Иерусалима и от тех страданий, на которые идет Господь. Казалось бы, все должно быть ясно ученикам. Но подходят Иаков и Иоанн и просят, чтобы Господь в славе Своей посадил одного справа, а другого слева. Писание от Марка говорит, что другие апостолы начинают роптать. Святые толкователи объясняют, что ропщут они не на то, что Иаков и Иоанн совершенно не поняли слов Господа, а потому что завидуют: они о том же самом думают, что Иаков и Иоанн.
Они слышат слова Христа об Иерусалиме, но думают, что войдут в славу Господа, и сядут на тронах, и будут царствовать вместе со Христом. Но Господь их ставит на место и опять говорит: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, а дать сесть у Меня одесную или ошую, не от Меня зависит, а от Отца Моего» (Мк. 10, 39-40).
И в нашей жизни часто происходит то же самое. Господь обетует нам царство, которое уготовано от сложения мира, там, где жизнь с преизбытком. И мы хотим туда войти. И Господь говорит: исполняйте Мои заповеди. А мы очень часто, как Иаков и Иоанн, подходим ко Господу и предлагаем свои условия, начинаем духовный торг. Мы говорим: «Господи, может быть, не те заповеди, которые Ты нам предложил, мы будем исполнять, а вот то, что нам хочется: как нам кажется, это должно нас ввести в Царство Небесное».
И Господь тогда отходит от нас, попускает нам испытать горечи и скорби, искушения и болезни, как бы говоря: «Только чашу, которую Я пил, будете пить, и только крещением, которым Я крестился, можете креститься, а вот сесть одесную или ошую Меня – очень рано вы об этом думаете». Сегодня мы вспоминаем и прославляем преподобную Марию Египетскую, отдавая должное величине ее доверия Богу. Она доверилась немногим словам Божией Матери, которые услышала в своем сердце, и полностью оставила ту греховную жизнь, которую имела, не оправдывая себя ни в чем. Преподобная Мария пошла ко Господу тем путем, который получила как дар от Божией Матери.
Конечно, нам никогда не исполнить такого подвига, который взяла на себя преподобная Мария Египетская. Но в сегодняшний день хочется пожелать нам по крайней мере более решительно, более ревностно, более мужественно относиться к самим себе, стараться давать себе поменьше поблажек, побольше заботиться об исполнении заповедей, чтобы идти истинным путем в Царство Божие, чтобы приобщаться к тому крещению, которым крестился Господь. Тогда, самое главное, мы будем со Христом. Помощи Божией всем вам, дорогие братья и сестры, в этом нелегком, но спасительном и очень важном пути.
Аминь.