Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о слепорожденном, и мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Иоанна о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил человека, рожденного слепым (см.: Ин. 9, 1-38).
Все мы хорошо знаем это повествование. Душа верующего человека чувствует, что Евангелие повествует нам не только об этом слепом и том чуде, которое совершил некогда Господь, а говорит, по сути дела, каждому из нас о нас самих. Неслучайно в кондаке сегодняшнего праздника мы читаем: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».
Сегодня Святая Церковь хочет сказать нам о том, что человек приходит в мир слепым. Слепым духовно. Все из нас могут засвидетельствовать, что это действительно так, потому что духовный мир мы не чувствуем, не осязаем, не обоняем, не знаем, как он выглядит. Но опасность заключается в том, что, поскольку мы этого не чувствуем и не знаем, не можем рассказать друг другу, мы часто склонны где-то на уровне подсознания, на уровне интуиции считать, что этого духовного мира нет.
Один человек сказал, что его нет, второй сказал, что нет, и мне уже кажется, что, может, действительно его нет. Церковь напридумывала что-то там о духовном мире. Да нет его! В свое время, еще на заре христианства великие подвижники египетские рассуждали на этот счет. Например, преподобный Антоний Великий говорил, что человеку, от рождения слепому, очень сложно доказать, что есть солнце: как бы ты ни рассказывал об этом, он никогда не сможет его увидеть. Он может это принять только на веру, но познать не может.
Итак, Святая Церковь говорит, что человек приходит в мир духовно слепым. Но мы как верующие люди утверждаем, что этот духовный мир есть, что он нам очень близок, что мы находимся в нем. Что этот мир, с одной стороны, благ, а с другой стороны, может быть очень коварен, потому что есть учение Церкви о Боге, и о святых, и об ангелах, но также есть учение о падших духах, которые пытаются всячески повредить делу нашего спасения.
И вот один из главных вопросов для христианина: как сделать так, чтобы правильным путем открыть для себя истинный мир духовный? Господь в Евангелии говорит нам очень простые слова: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Можно сказать, Церковь дает нам очень простой способ духовный мир узреть – это очищение своего сердца. Чем чище сердце человека, тем ближе оно чувствует Господа, тем радостнее ему от осознания, что близ Господь. Но если сердце требуется очищать, и об этом говорит Сам Господь, значит, слепота наша духовная объясняется исключительно тем, что сердце наше греховно, нечисто.
Тогда следующий очень важный вопрос встает перед верующим человеком: какие грехи делают наше сердце слепым, неспособным ориентироваться в духовном мире?
По словам святых отцов, самым страшным грехом, который парализует зрячесть сердца, является грех самомнения. И сегодняшнее Евангелие это подтверждает. Самомнение – это мнение человека о самом себе, что он что-то знает, что он что-то понимает. Да, он действительно может знать и понимать много вещей, но что касается вопросов веры и учения о спасении, это не всегда можно знать, не всегда можно понимать. В это нужно просто верить. Но проблема заключается именно в том, что сердце человеческое, ослепленное самомнением или самостью, не хочет верить, оно хочет знать, оно хочет понимать, оно хочет разложить все по полочкам, от и до, так, чтобы можно было «руками потрогать». Не получится так сделать.
В сегодняшнем Евангелии от Иоанна от самомнения страдали фарисеи и иудеи, оно не дало им возможность, глядя во все глаза на пришедшего во плоти Бога, Его увидеть. Они в Нем не разглядели истинного Мессию, они сознательно отвергли то, что перед их глазами находится Христос. Более того, они осудили Господа. Они сказали человеку, которого исцелил Христос: «Человек Тот, то есть Христос, грешник, воздай славу Богу. Мы не знаем, чей Он ученик, но мы ученики Моисеевы».
А человек этот от рождения был слепым – представьте, у него не было попросту глаз. Господь сотворил чудо в тот момент, когда помазал его брением и послал в купальню Силуам умываться. Исцеленный вступает в перепалку с иудеями, потому что не понимает: как такое может быть, когда перед глазами людей совершается величайшее чудо, а они не хотят принять его?
Можно много рассуждать о том, что творили иудеи-фарисеи, но лучше посмотреть на себя. И наши чувства ослеплены этим страшным недугом самомнения. Когда мы говорим о себе, что знаем что-то, о том, что мы лучше других, о том, что мы все-таки немного православнее, чем рядом стоящий ближний, вот это все закрывает от нас возможность увидеть Бога и ближних своих такими, какими мы их должны видеть. А самое главное, доброта и сердечное тепло закрываются от нас, поскольку мы не хотим этого принимать.
В сегодняшний день Святая Церковь, указывая нам на слепорожденного и на образ исцеления его, по сути дела, говорит о том, как нам следует поступать. Слепорожденный явил величайшее послушание Христу. Он не рассуждал о том, как Господь может его исцелить, возможно ли это. Христос плюет на землю, смешивает Свою слюну с землей, делает брение, помазывает им слепого и говорит: «Иди умойся в купель Силуам, что значит «посланный». И он, бедный, еще ничего не видя, на ощупь идет в эту купель. Зачем он туда идет? Он не задает себе вопросов, он просто по послушанию идет и умывается. И когда он смывает брение, у него появляются глаза, он начинает видеть. Возможно, в тот момент он начинает понимать, что название купальни означает не просто «посланный к Силуаму», но что Тот, Кто исцелил его, послан от Бога Отца.
И он начинает прославлять Христа, пришедшего во Плоти, как Бога, и он начинает свидетельствовать о том, что есть духовный мир, о том, что его можно увидеть. Потому что прозревает не только физически своими глазами, но еще и духовными, в укор всем тем, кто его окружал, он свидетельствует об этом.
Святая Церковь призывает и каждого из нас по послушанию ко Христу, исполняя Его святые заповеди, стремиться к духовному прозрению, чтобы узреть Христа, чтобы увидеть благость истинно духовной жизни, чтобы потрудиться на этих путях. Сделать это непросто, в это надо сначала поверить. Но все-таки это стоит того.
В прошлое воскресение мы говорили о самарянке, о том, как она тоже прозрела, можно сказать, духовно, и ставили вопрос о том, что есть духовная жизнь. Можно поставить этот вопрос и сегодня, поскольку мы говорим о духовном зрении. Как оно определяется, на каких критериях оно зиждется?
Апостол Павел в одном из Посланий говорит о том, что плод духовный есть любовь, и если мы с вами, братья, живем духом, то духом и должны ходить, а дальше объясняет, что значит ходить духом – быть духовным или зреть духовный мир. Апостол говорит, что мы не должны быть тщеславными, друг друга раздражающими, друг другу завидующими, а если впадет какой-то человек в искушение, мы, люди духовные, должны наставлять его духом кротости (см.: Гал. 5, 22-26).
И если всего этого нет, если сердца наши глухи или, сегодняшним языком говоря, слепы, не будем отчаиваться, не будем унывать, а самое главное, не будем поддаваться мыслям о том, что духовного мира вообще нет. Просто признаем, что мы слепы. Просто признаем, что нам нужно очистить свое сердце от самомнения, от гордости, от прочих грехов, которые паразитируют на нем.
А какая добродетель является противоположной самомнению? Конечно, это смирение, смиренномудрие. Взыщем его у Господа. Помолимся о том, чтобы Господь дал нам этот великий дар. И тогда мы обязательно духовно прозреем, и тогда узрим, сколь благ Господь и как сладок Его дар, называемый вечным спасением. Аминь. Христос Воскресе!
Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом,
02.06.2019