В послеобеденное время Господь выходит из Вифании, садится на необъезженного осленка. Писание говорит, что никто никогда на него не садился, но бессловесное животное покоряется Господу всяческих и везет Его в Иерусалим. А люди ликуют, постилают на землю свои одежды и ветви пальм, держат ветви в руках и возглашают: «Осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне!» (см.: Ин. 12, 13)

Согласно Евангелию от Марка, люди прославляют то, что открывается Царство царя Давида, евангелисты Лука и Иоанн говорят о том, что Христа прославляют как Царя Израиля. Шествие Господа сопровождается ликованиями маленьких детей. Фарисеи просят Христа, чтобы Он запретил детям кричать, а Господь отвечает, что если они умолкнут, то камни возопиют. Что это значит – камни возопиют? Это значит, что происходит событие такой колоссальной важности, что сама бессловесная невидимая природа наблюдает за этим важнейшим событием в истории всего человечества.

При спуске с Елеонской горы, глядя на Иерусалим, Господь вдруг проливает слезы, Он плачет и предрекает Иерусалиму гибель. По всей вероятности, причина скорби Господа в том, что те, кто просил Его заставить замолчать детей, тем самым засвидетельствовали, что уже никогда не обратятся ко Христу. И Господу жаль этих людей, потому что Он любил и фарисеев, и иудеев и ради них тоже пришел, но без возврата они расписались в своем неверии и нечестии. А потом Господь входит в Иерусалим и посещает Иерусалимский храм, и произносит очень важные поучения.

Поставим вопрос: к чему нас призывает Церковь Христова в этот праздник? Что мы должны понять, исследуя евангельский текст? Мы смотрим, как Господь въезжает в Иерусалим на ослике. Он не входит в святой город так, как обычно входили завоеватели, великие вожди, цари или князья: на белом коне, облеченный в шлем, со щитом и копьем. Он кротко восседает на ослике – и это свидетельство того, что Царство Христово не от мира сего. А это значит, что законы этого Царства и законы земных царств совершенно разные, часто противоположные, и прилагать законы царства мира сего к Царству Божию, к Царству Христа – это значит делать очень серьезную ошибку в своей жизни.

По словам святых толкователей, то, что Господь восседает на необъезженном жеребенке-осленке, символизирует языческую церковь, которая не знала закона Божия, которая не представляла даже, что такое заповеди Христовы и как их исполнять. Но апостолы полагают свои одежды на осленка, подводят его ко Христу и животное вдруг покоряется. А это значит, что неверующая душа, если облечется в учение апостольское, иными словами, всмотрится, вчитается в тексты Священного Писания, способна вместить в себя Христа. Ум человеческий для святых отцов больше всего напоминал этого необъезженного жеребенка. А когда Христос восседает на нем, оказывается, что это очень покорное существо. Ему, покорившемуся, выпадает

величайшая честь – он везет в град Божий Самого Господа, пришедшего во плоти.

Когда мы всматриваемся в эти события, мы, конечно, радуемся. Радуемся тому, что Господь открыл Свое Царство, что Он каждого из нас готов приобщить к этой радости. Сегодняшнее апостольское зачало – Послание апостола Павла к Филиппийцам – начинается со слов: «Радуйтеся и паки реку: радуйтеся» (см.: Флп. 4, 4). А дальше сказано о том, что если мир Христов осеняет душу, то никакой другой мир, никакое блаженство, никакое счастье не может сравниться с этим миром Христовым, который, по сути дела, и есть радость (см.: Флп. 4, 4-9).

Не часто, но многие из нас испытывали эти осеняющие душу мир и радость (чаще всего после приобщения Святых Христовых Тайн или участия в богослужебной жизни). И мы знаем, как дороги для каждого из нас эти величайшие сокровища – эти отблески Царства Божиего, эта Заря будущего, восходящего Дня. И ради этого, конечно, стоит жить.

Это та радость, о которой Господь говорит: И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Ее никто не смог отнять у тысяч и тысяч мучеников, у преподобных отцов, которые, казалось бы, подвизались в очень стесненных условиях. Почему? Потому что за этой радостью открывается любовь ко Христу. А что может быть дороже для души, чем любовь, если душа создана исключительно для этой любви – для любви ко Христу Богу.

Но, с другой стороны, тот, кто читал Священное Писание, знает, что проходит буквально 3 дня и уже в Великий Четверг на Господа будут указывать те самые люди, которые прославляли Его, и говорить Пилату: «Распни, распни Его!». Что же произошло? Почему они так обиделись на Христа? И в этом смысле событие входа Господня во Иерусалим еще называют днем великого недоразумения, потому что Господь попускает этой многолюдной толпе признать Его тем мессией, которого ждал Израиль, а не Тем, которым Он был по сути. Господь пришел спасти род человеческий от смерти, от греха и от проклятия, а толпа ждала другого мессию, который должен был освободить род израильский от чужеземного ига, от порабощения и сделать иудеев владыками, князьями земными.

Но за счет того, что толпа признала Христа и прославила как Священного Царя, Господь получил возможность в течение 3-х дней говорить абсолютно все, что Он хотел сказать: и приятное, и неприятное, и очень нелицеприятное, особенно для религиозных вождей. Поскольку толпа прославила Его как Священного Царя, никто не мог поднять на Него руки. А потом, когда Господь уже вступил на путь крестных страданий, толпа начала недоумевать: почему Он не делает то, ради чего пришел? Люди ждали, что сейчас Он расправится с Понтием Пилатом, со всеми легионерами, которые на праздник Пасхи пришли в Иерусалим, и начнет победоносное освобождение Палестины. А Господь ничего подобного не делает, даже не намекает на это. И когда обижают Его, Он не вызывает 12 легионов ангелов, чтобы заступились за Него, принимает побои, хуления и издевательства. И когда к народу выходит Пилат и говорит, что хочет отпустить Христа, вдруг люди начинают кричать: «Распни Его!». По сути дела, толпа говорит о том, что разочарована в Нем как в мессии. Ей не нужен такой мессия. Почему? Потому что людям хотелось, чтобы жилось хорошо здесь, на земле. А Господь, как мы сказали, принес законы Своего Царства, которые нельзя распространять на царство человеческое.

Сегодняшний день для каждого из нас является своего рода пробным камнем нашей веры. Он показывает, в правильной ли вере мы находимся, того ли Христа мы ждем и прославляем или нет. Конечно, очень бы хотелось, чтобы это был тот Христос, Который придет и освободит нас от мучающих нас страстей, грехов, осенит нашу душу, сердце и ум радостью, которую никто не сможет отнять. Хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы чаще вспоминали слова апостола Павла об этой радости. Если радость о Господе есть в сердце человеческом, человек никогда не предаст Христа.

Аминь! С Праздником!