Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с воскресным днем, а также с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Этот Праздник очень любим в Русской Православной Церкви. Русский человек очень любит духовные символы, и одним из таких мощных символов того, что Бог и Пречистая Богородица покровительствуют православному люду, является Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В основе Праздника лежит историческое событие, которое произошло в начале Х века в Византии. Константинополь был осажден врагами, во время соборной молитвы во Влахернской церкви Христа ради юродивый Андрей со своим учеником Епифанием узрели над собой Божию Матерь, стоящую с омофором. Подобно тому, как мы смотрим на главную фреску нашего храма над иконостасом и видим Покров Божией Матери, святой Андрей увидел въявь, вживую Богородицу, простирающую Свой омофор над людьми, молящуюся о том, чтобы сохранен был православный народ, чтобы сохранилась Православная Церковь.

Народ, узнав о Покрове Пречистой, возликовал, хотя и очень тяжело было в то время людям, и молитва народа, как огненный столб, вознеслась до Бога, и Господь помиловал Своих людей. Летопись повествует, что враги, которые вот-вот должны были захватить Константинополь и разрушить Византию, отступили, бежали, убоявшись неведомой силы.

Для каждого из нас событие Праздника Покрова свидетельствует не только о том, что Божия Матерь в самые главные, критические моменты жизни Церкви является покровительствовать Своему народу, нет. Она постоянно с распростертым Покровом находится над Церковью Своей, но только в определенные моменты истинные подвижники благочестия сподобляются увидеть, что это так.

Покров Богородицы простирается абсолютно над всеми, и наш храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» своим названием свидетельствует о том, что нет человека, который был бы обойден любовью Божией Матери. Тот, кто знаком с акафистом Пресвятой Богородице перед иконой «Нечаянная Радость», знает, что там очень много важных слов об этой неизреченной милости. Из истории иконы мы знаем, что один человек постоянно ходил на разбой и молился Божией Матери, чтобы Она помогала ему в этом злом деле. Но однажды, посмотрев на икону, осененный даром прозрения, он увидел, что на теле Младенца открылись раны, из них потекла кровь. Пораженный, этот человек обратился к Божией Матери, упав на колени, со словами: «Помилуй меня, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя Твоей неизреченной благости и милосердия».

Эти благость и милосердие абсолютно каждому из нас даются туне, потому что Божия Матерь любит всякого верующего человека, всякого человека, который вызван из небытия Богом, Который хочет, чтобы каждый человек пришел к вечному спасению. И в этом смысле нам остается только понять, что требуется от нас. Казалось бы, все очень просто, но на деле оказывается, что это не так. Обращаясь к Божией Матери и к Богу с просьбой о помиловании, о спасении, о благодати, верующий человек часто не чувствует этой поддержки и благодатной силы.

Сегодня мы с вами слышали первое евангельское зачало, которое посвящено воскресному дню (см: Лк. 6, 31-36 https://azbyka.ru/biblia/?Lk.6#sel=182:5,187:8). В нем Господь дает нам золотое правило спасения. Он говорит: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И далее Господь как бы объясняет нам эти слова. Он говорит: «Если вы даете в долг, надеясь получить обратно, если вы любите любящих вас, если вы относитесь хорошо к тем, кто к вам хорошо относится, то какая вам за это благодать? Точно так же делают и грешники, точно так же поступают и язычники».

Эти слова для нас очень важны. Благодать – это особая Божественная сила, которая дается человеку, чтобы помочь ему в деле спасения, без нее мы не можем спастись. Но когда она нам дается, в каких случаях? Не в тех случаях, которые сами могут разрешиться законами естества, а в тех случаях, когда нам не хватает собственных сил, собственного умения и знания и, пожалуй, самого главного – не хватает любви, чтобы с любовью относиться к нашим ближним. И тогда на помощь к нам приходит Господь, но только в случае, если мы сами готовы пожертвовать собой. А если этого нет, по словам Христа, то «какая вам благодать»?

В Евангелии Господь говорит, что Царствие Небесное силою берется и понуждающие усилие входят в него (см: Мф. 11, 12 https://azbyka.ru/biblia/?Mt.11#sel=106:1,106:15). Мы знаем, что очень сложно бывает любить всех тех, кто нас окружает, сложно исполнять заповеди, которые в сегодняшнем Евангелии дает Господь: это очень высокая планка, высокие идеалы, к которым каждый из нас призывается стремиться. Сама воплотившаяся Истина на понятном для нас языке говорит, что нам нужно сделать, чтобы спастись: любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, молиться за ненавидящих нас. Нам ничего не остается, как только научиться этому.

И в этом смысле мы говорим, что благодать, которую подает нам Господь для исполнения этих заповедей, сопоставима с Покровом Пресвятой Богородицы. Это не нечто внешнее, иногда осеняющее нас или помогающее нам, нет. Тот Покров великого милосердия, который подается нам Божией Матерью, есть нечто сродни переживанию, который каждый верующий постоянно имеет: это чувство, что мы находимся в вере, слышим заповеди Божии, часто бываем ужалены совестью в том, что не исполняем заповеди, являемся грешниками. В этом заключается Покров. 

В сегодняшний день будем молиться Пречистой о том, чтобы это переживание, этот Еe Покров от нас не отнимался. Пусть от этой молитвы в наших умах и сердцах, во всем нашем мироощущении откроется истина о необходимости любить наших ближних, и тогда мы почувствуем, что счастье и благодать осеняют нас, потому что мы жертвенно сделали шаг к ним навстречу, стараясь всеми силами возлюбить всех тех, кто нас окружает.

Аминь! С Праздником, дорогие братья и сестры.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 14.10.2018