Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя!

Строгий пост в праздник многим людям кажется неуместным. Но, памятуя о словах премудрого Соломона: «День смерти лучше, чем день рождения», – мы утверждаем, что для праведника сугубый пост действительно великое благо. Неслучайно и апостол Павел, рассуждая о своей смерти, говорил, что хочет разрешиться и со Христом быть (см.: Флп. 1, 23).

Тем, что сподвигает праведника к желанию наконец-то покинуть этот мир, является неизреченная любовь ко Господу. Потому что человек, находящийся в рамках земного бытия, понимает, что ограничен своим естеством, плотью и не в состоянии полностью соединиться с Богом, Которого любит.

Говоря об Иоанне Крестителе, мы не можем не вспомнить слов нашего Господа, сказанных Им однажды народу: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Но что это значит?

Мы привыкли смотреть на Иоанна Крестителя как на великого подвижника благочестия: его подвиг не сможет, наверное, повторить никто никогда, потому что его пост, молитвы, проповедь народу Божиему были исключительнейшим явлением в истории всего человечества. Но если Господь говорит об Иоанне Крестителе такие слова, то Он знает нечто большее, что может явно не открываться для нас. А этим большим является та любовь пророка Иоанна, которую он имел ко Христу. Поэтому Господь говорит о нем, что из рожденных женами не восставал больший, за исключением, конечно, Пречистой Девы Марии. Она любила Господа всем сердцем и умом, и всем разумением Своим как никто другой. Но второй святой человек, который может быть прославлен именно в этом отношении, это Иоанн Креститель.

Cегодня Святая Церковь, прославляя Крестителя, указывает нам на его честную главу. С одной стороны, евангельское повествование открывает нам, что Иоанн Креститель пострадал как бы и не за Христа: он обличал нечестивую Иродиаду, вступившую в сожительство с царем Иродом Антипой, который ради этой женщины развелся с женой и посадил ее в крепость, в темницу, чтобы она не мешала ему жить. Креститель обличал Ирода и Иродиаду, и настолько голос его, голос праведника, был ненавистным для них, что они захлебывались злобой. Как только Иродиаде представилась возможность получить все, что она пожелает, даже пол-имения царя Ирода, она сказала, что хочет только одного – смерти Иоанна Крестителя. Так велико было ее желание сделать так, чтобы голос пророка не обличал ее совесть, чтобы он не мешал ей жить так, как ей хочется.

Поскольку мы прославляем Иоанна Крестителя, который обличил эту блудную связь, мы можем сказать, что любое обличение человека в неправедности есть своего рода свидетельство о Христе. И поэтому мы говорим, что Креститель поплатился жизнью за Христа, мы абсолютно точно можем это утверждать.

А с другой стороны, мы смотрим на Ирода, одурманенного вином, который пообещал девушке, плясавшей перед ним полуголой, даже до половины своего царства. Он дал такую страшную клятву, что не смог преступить ее: когда дочь Иродиады попросила главу Иоанна Крестителя на блюде, царь удивился и опечалился, но все же пошел на убийство пророка.

Неслучайно сегодня Святейший Патриарх говорит о том, какой вред наносит вино человеку, человеческому естеству, и призывает нас быть внимательными. В одном из Посланий апостол Павел обращается к верующим со словами: «Не упивайтесь вином, потому что в нем блуд» (см.: Еф. 5, 18). Казалось бы, связь здесь неочевидная, но те, кто страдает этим недугом, признаются и свидетельствуют о том, что связь есть, и самая непосредственная. И нельзя забывать о другом: за страстью винопития и наркомании, как и за страстью блуда, стоит всегда лукавый дух, бес, который нападает на обезоруженную страстями душу, начинает вить из нее веревки, и человек часто бывает не в состоянии бороться со страстью, она сильнее человеческого естества.

Люди часто приходят в церковь с вопросом: как помочь тем, кто страдает грехом винопития? Как избавиться от этой страсти? Конечно, молитвой, коленопреклонением, хождением в храм, воздержанием. Но это длится какой-то определенный промежуток времени, а потом человек опять впадает в этот страшный недуг. В чем тут дело?

Здесь, наверное, уместно поставить вопрос: почему человек ищет возможности выпить, или уколоться, или впасть в какую-то другую страсть? Надо сказать, что душа человека создана для любви и не может без нее. У каждого из нас в сердце есть сокровище, обращаясь к которому, мы получаем глубокое удовлетворение, становимся счастливыми. Но Господь дал нам заповедь: не сотвори себе кумира, то есть единственным сокровищем, для которого создано сердце и которое оно должно любить, является Бог. И если в жизни верующего человека это не так, то рано или поздно сердце потребует удовлетворения через какую-то страсть. Именно по этой причине люди часто ищут удовольствие в бокале вина, затем в чем-то покрепче. А потом уже отвязаться не могут.

Иными словами, чтобы избавиться от страсти винопития, или наркомании, или любой другой страсти – всего того, что держит нас, как в железных цепях, – нужно взмолиться Господу о том, чтобы Он дал возможность нашему сердцу по крайней мере восхотеть Его возлюбить. Потому что любой человек, который страдает страстью, не любит Господа, не может Его любить. Он может фантазировать о том, что Его любит, но истинной любви нет.

И когда восхочет человек Господа полюбить и начнет делать первые шаги на пути к любви Божественной, из его сердца вытеснится страсть, потому что в него вольется любовь Божия, которая будет сердце удовлетворять, приносить счастье и блаженство. Тогда человек не будет нуждаться больше ни в каких духовных суррогатах, которыми являются страсти, а ведь ими страдает все современное человечество и многие из нас, конечно.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, особенно желаем, чтобы в наших сердцах раздавались молитвы Иоанну Крестителю, чтобы он как проповедник истинного покаяния научил нас каяться и обновлять свое естество, а значит отказываться от ветхого человека и облекаться в нового, который способен любить и любит нашего Господа Иисуса Христа.

Аминь.