Святая Церковь накануне праздника Святой Троицы, праздника Сошествия Святаго Духа призывает верующих людей прийти в храмы помолиться об упокоении. С одной стороны, это делается для того чтобы в сам Праздник мы более целеустремленно и сосредоточенно внимали словам молитв, песнопений, где раскрывается учение Святой Церкви о сошествии Святаго Духа на апостолов, а в их лице на все человечество. Но, с другой стороны, есть еще причина, поскольку Святая Церковь постоянно свидетельствует для каждого из нас, что Церковь – это единый богочеловеческий организм, и это значит, что Церковь земная и Церковь небесная – это не разные понятия, напротив, они едины.

У апостола Павла мы встречаем удивительные слова об этом: если в теле человека страдает один член, то ему состраждут все члены, все тело состраждет ему (см.: 1 Кор. 12, 26). Точно так же и в Церкви, если кто-то один страдает духовно, если кто-то один попадает под сомнение, спасется ли он, то вся Церковь направляет свои силы, устремления и молитвы на то, чтобы помочь этому человеку.

Во время заупокойных песнопений и молитв мы просим Господа о том, чтобы Он упокоил тех, кто был в вере, кто был в надежде, всех тех, кто исполнял заповеди Божии. Но при этом у многих возникает вопрос: наши ближние, как нам кажется, а иногда мы даже уверены на 100%, не были особо верующими, они не исполняли заповеди Божии. Как с этим быть? Мы ведь молимся за них. И никто не запрещает нам это делать, более того, Церковь настаивает на том, чтобы мы это делали. Почему? Именно по той самой причине: с одной стороны, по великому всемогуществу и милосердию Божию, Который может все, а с другой стороны, по любви нашей к этим людям Господь наши молитвы принимает. И, самое главное, сотворяет этих людей, о которых мы знаем, что они были грешными, безгрешными, очищает их от греха. И не потому, что мы чего-то достойны или они достойны, а потому что Господь видит, что мы любили их, а они, может быть, любили нас, и по милосердию Своему все это совершает Господь. Но когда мы приступаем к Богу с такими молитвами о ближних, следует помнить, что, когда мы говорим «один был грешный, а другой безгрешный», мы выражаемся очень условно, поскольку Церковь Святая утверждает, что нет человека, который бы жил и не согрешил. Когда мы молимся таким образом, то, конечно, берем на себя великую ответственность жить по заповедям, исполнять святые заповеди Божии изо всех сил, стараясь делать это не только за себя, но и за тех, кто уже переступил порог вечности. И мы верим тогда, что Бог Дух Святой исполнит их естество благодатью, соединит с Собой, а поскольку Бог есть Жизнь, то соединит с Собою как с Жизнью.

Когда мы говорим, что кто-то умер, мы утверждаем в принципе ведь одну простую вещь: человек своею плотью разлучился с Источником жизни. Но Церковь утверждает, что душа не разлучается с этим Источником жизни, она остается пребывать и быть. Где она пребывает после разлучения с телом, мы не знаем, это все судьбы Божии. Но мы верим, что Господь по Своему милосердию и по нашим молитвам способен сделать так, чтобы эти люди, точнее, их души находились с Господом. По крайней мере, как мы выражаемся, «в месте злачнем, в месте прохладнем».

С другой стороны, на том, что душа разлучается с телом, все не заканчивается. Церковное учение утверждает, что некогда придет Господь и будет Страшный суд. И вне зависимости от того, верил в это человек или не верил, хотел он этого или не хотел, Господь воссоздаст духовную обновленную плоть, вновь соединит ее с душою и духом, и тогда уже будет полное воздаяние, то есть не только душой человек, если он окажется в аду, будет мучиться, но еще и плотию своей, всем естеством.

А если человек окажется в раю, то вечно будет наслаждаться не только душою своею, но и плотию своей, обновленной, новосозданой. Представить себе это очень сложно, очень сложно понять. Но поверить в это, верою принять это мы не просто можем, а обязаны и должны это сделать, если мы верующие люди. И как только мы верою это принимаем, мы понимаем, что над этим стоит потрудиться. Это великое обетование, это то воскресение мертвых, которое мы ежедневно исповедуем в Символе веры перед Господом: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Будем молиться искренне, сердечно, с любовью о всех тех, о ком мы молимся, об их упокоении, и тогда Господь по нашим молитвам, немощным, но исполненным любви, веры и надежды, поможет обязательно нашим усопшим там, в мире Божием, а также поможет нам по нашему милосердию. В посланиях апостольских читаем: Суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13). А если милость сотворяется, то и Господь милует, конечно, того, кто трудится на этом великом поприще. Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Троицкую родительскую субботу, 15.06.2019