Неслучайно Церковь выбрала этот замечательный день, первый воскресный день после дня Святой Пятидесятницы, и усвоила этому дню празднование памяти всех святых, от века Богу угодивших. Это показывает нам плод того доброго, святого, спасительного сеяния, которое совершила Церковь Христова на земле. Дух Всесвятый Божий, – это событие мы праздновали неделю назад, – сошедший в виде пламенеющих огненных языков на святых учеников и апостолов Христовых, почил на них обильно. Они во все концы вселенной понесли весть Евангельского благовестия и наполнили поднебесную тою благою радостную вестью о том, что Христос Воскрес из мертвых. Своею Крестною смертью, Своими страданиями и Своим тридневным воскресением и вознесением на небо, и спосаждением одесную Бога и Отца Господь искупил нас от клятвы законныя, даровав нам наследие вечной жизни и Царствие Небесное.
Святость – это тот удел, к которому призван каждый человек. Это не преувеличение, это не нечто недосягаемое и невозможное для человека. Мы очень часто об этом говорим, и, рассуждая на эту тему, вспоминаем отговорку, которая, к сожалению, всем нам свойственна в той или иной ее степени, когда мы говорим о святости как о нечто нас не касающемся.
Да мы почитаем тех или иных угодников Божиих, мы усердно притекаем к их молитвенной помощи и их заступничеству, но к себе этого не соотносим вообще и этим самым как бы оправдываем своё нежелание быть со Христом. Я поясню, что мне этим хочется сказать, ибо эти слова могут быть обидными для многих из нас. Что значит «я не хочу быть со Христом?» Ответ на этот вопрос таков: если мы не стремимся к святости, если мы её не достигаем, то мы вне Христа и мы никогда не способны будем быть вместе с Ним.
За каждой Божественной Литургией в ее сакраментальный момент, предшествующий причастию Святых Христовы Тайн всех нас, мы слышим эти страшные слова: «Святая святым». Святая, возлежащая на святом Престоле, на Престоле Благодати, т.е. пречистые Тайны Христовы, уготованы святым. И именно они, святые, должны приобщиться этой святыне, будучи сами святыми. Святитель Кирилл Александрийский так и говорит по этому поводу о причащающихся святых Христовых Таин: Кто не свят, — говорит он, — да не дерзнёт приступить к Христовой Чаше.
Мне думается, эти слова способны повергнуть в некий ужас, в некое оцепенение каждого из нас. Кто из нас способен о себе сказать, что он свят? И именно поэтому он приступает к святой Христовой Чаше. Не иные ли слова мы говорим вслед за святителем Иоанном Златоустом, читая и слушая молитвы перед святым причащением: Господи, Ты пришёл грешных спасти, от них же первый есмь аз.
С одной стороны, святость — это то, что позволяет нам причаститься Христа живого, с другой стороны, это осознание того, что хуже меня на этом земном шаре нет и быть не может никого.
Парадокс, противоречие, некое взаимоисключающее понятие? Но ничего противоречащего и взаимоисключающего в этом нет. Ибо действительно, хуже меня нет и быть не может на этом свете, и с осознанием этого чувства я приступаю к святым Христовым Тайнам. Но вместе с тем, почему я дерзаю, будучи последним из всех живущих на земле, к этой величайшей святыне, к которой меня зовёт Господь? Потому что ничего другого в своей жизни не желаю, кроме как быть со Христом, я жажду Его, алчу Его, и желаю быть присным причастником Его. Вот это некое кажущееся противоречие этим примиряется, ибо оно соединяется в стремлении каждого христианина быть с Богом и быть святым.
Апостол Павел в послании к Евреям говорит такие замечательные слова, которые очень созвучны тому, о чём только что было сказано, он говорит: достигайте святости, ибо без неё никто не увидит Господа.
Это с одной стороны очень страшные слова, с другой стороны, это слова весьма и весьма обнадёживающие и вселяющие твёрдую и незыблемую надежду в наше сердце на то, что если мы будем стремиться ко Христу, то Господь дарует нам быть всегда с Ним во вся дни и здесь на земле, но самое главное, достичь вечной радости с Господом своим.
То есть святость, это удел каждого человека. Быть святым – это удел каждого христианина, это удел каждого из нас без преувеличения. Но мы скажем, что это не возможно, это немыслимо, и будем совершенно правы в этом, если будем полагаться лишь на свои человеческие, скудные, немощные, ограниченные, и в этом смысле противоречивые и всегда обманывающие нас человеческие силы и способности.
Но если мы всё своё упование возложим на Господа – Той тя препитает и никогда не оставит тебя посрамленным, вот тогда действительно, эта святость дарована Господом, по дару Христа каждому из нас.
Что значит быть святым? Это не значит быть безгрешным, ибо безгрешен только лишь один Господь. В древности ещё, ветхозаветный праведник, многострадальный Иов говорит, что если днями человеческими будет здесь на земле хотя бы один день, то и тогда без греха человек не останется. Кольми паче мы с вами, живущие в этом суетном, злобном подчас мире, в мире, который уносит нас стихиями бушующих в нём страстей. Как остаться человеку без греха? Посмотрел – и согрешил, подумал, помыслил – и уже впал в тот или иной грех, а уж тем более, сделал что-то дурное, скверное, в силу своих многолетних собственных привычек – и не остался без греха. О каком же безгрешии можно говорить и рассуждать? Не в этом заключается святость, а прежде всего в правильном, как об этом говорят святые отцы, устроении своего ума, в правильном устроении своего сердца.
Мы с вами об этом говорили, и повторялось это неоднократно, что верующий человек отличается от неверующего не тем, что верующий хороший, а не верующий плохой. К сожалению, бывает и наоборот, не об этом речь, а о том, что верующий человек никогда зло не назовёт добром, верующий человек никогда не назовёт белое чёрным и наоборот. Верующий человек никогда не усвоит греху право на существование, даже если этот грех существует в его жизни. Это, прежде всего, повод к тому, чтобы всегда видеть его в себе и вместе с псалмопевцем Давидом говорить: Грех мой предо мной есть выну. То есть, грех мой я всегда, Господи, вижу, он всегда предо мной. И это повод к тому, чтобы всегда иметь сокрушение о своём несовершенстве и о своём недостоинстве.
Святые угодники Божии, если мы с вами заглядываем в их жизнеописание, обнаруживают совершенно поразительную вещь. Мы видим с вами, что все они, приближаясь к Богу, считали себя людьми совершенно недостойными того, чтобы быть вблизи Господа. Это совершенно очевидно.
Когда сноп солнечного света освящает то или иное пространство, то любые нечистоты, любые какие-то загрязнения и затемнения тут же становятся очевидными и ясными для всех. И напротив, если человек живёт во тьме, во мраке, в сумерках, тогда ему ничего особенно и незаметно. Вот заходит человек в тёмную комнату, и тот час же, проникнув в неё, он, конечно же, не увидит никаких несовершенств. По его разумению всё здесь нормально, всё обыкновенно, но стоит свет включить в этой тёмной комнате, как тут же обнаружатся и грязные полы, немытые и замызганные стены, обшарпанный потолок, сдвинутая мебель и прочие беспорядки. Также и в жизни человеческой, пока человек живёт вне Бога во мраке, во тьме, ему кажется, что в его жизни всё нормально, как у всех людей, может даже и лучше. Но стоит только свету Божественной истины коснуться этого сердца, как тут же обнаруживаются и грязь, и скверна, и всякая нечистота, в этом сердце гнездящиеся.
Святой угодник – это тот, кто приблизился максимально, по крайней мере, в силу человеческих способностей, возможностей и средств к свету Небесному, и этот свет открыл всякое несовершенство в сердце этого человека, и этот человек, увидев его, не захотел более жить в этой грязи, а возжелал быть с Богом, потому что Бог – это есть святость и чистота.
Вот это и есть, что значит быть святым, дорогие братья и сестры. Не желать жить в грязи и в мерзости, которая окружает нас в нашей жизни, которая очень часто царствует и господствует в нашем сердце.
Нежелание быть с грехом – это и есть святость, это удел святых угодников Божиих, это удел тех святых, чью память сегодня мы сегодня празднуем и прославляем, это удел тех святых, чьи имена мы с вами носим, и которым мы с вами должны подражать своею собственною жизнью.
Сегодня мы слышали замечательное Евангельское повествование, оно многогранно и настолько исполнено разнообразного содержания, что боюсь утомить вас пересказом, а тем более комментариями к сегодняшнему литургийному Евангельскому чтению, и так уже мною достаточно много сказано.
Давайте просто вспомним последние слова этого евангельского отрывка. Апостол Пётр подошёл ко Христу и говорит: Господи, вот мы ради Тебя всё оставили, оставили дома, оставили семьи, оставили жён, оставили детей, имения, всё, что у нас было, мы ради Тебя оставили, что нам будет?
По человечески, вполне понятная человеческая корысть. Чем нам за это воздастся? А Господь говорит ему: Все те, которые оставили и дом, и семью, и имения ради Меня, сторицей получат здесь, и Царствие Небесное приобрящут.
Один священник, я всегда вспоминаю этого батюшку, сказал фразу, которая мне казалась не совсем правильной, но чем дальше, тем более она мне кажется верной, хотя звучит она, возможно, не совсем корректно. Этот священник всегда говорил всем: «Бог в долгу не останется».
Но разве Бог может в долгу быть? Это мы бесконечно в долгу перед Ним. Но, тем не менее, если мы какой-то робкий шаг в сторону Господа сделаем, если мы что-то ради Него отдадим, кусочек своего сердца отделим, то Господь и здесь нам сторицею воздаст и Царствием Небесным приумножит. И это правда.
И у нас есть возможность, что-то от себя Господу отдать.
Завтра начинается пост, давайте потрудимся, дорогие братья и сестры, чтобы это скромное делание, к которому призывает нас Церковь Христова, послужило нам приобретением святости.
Пост это не есть самоцель, по известной мысли преподобного Серафима Саровского. Ибо ни пост, не молитва, не бдения, не поклоны сами по себе не являются целью для человека, они лишь средства для достижения самого главного — стяжания Всесвятаго Божьего Духа, для стяжания Царствия Небесного. Вот ради стяжания своего спасения мы и стоим на пороге этого святого и благословенного времени.
Казалось бы, ещё так недавно был Великий пост, а уже начинается новое поприще воздержания. Дай Бог нам всем усердия и сил к тому, чтобы это время святое пронести для себя с пользою, чтобы наша душа, обновляясь, удостоилась радости стяжания Всесвятаго Божьего Духа. Аминь.
Протоиерей Георгий Гуторов
03.06.2018 г.