Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, именуется Неделей о расслабленном, поскольку сегодня читалось Евангельское повествование об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом расслабленного, парализованного человека, который в течение 38-ми лет, как он сам об этом свидетельствовал Христу, находился в этом страшном, гнетущем, беспомощном состоянии.
Начальные слова этого евангельского повествования всем нам очень хорошо известны, поскольку этот небольшой краткий отрывочек из сегодняшнего евангельского воскресного зачала читается за каждым Водосвятным молебном, повествующий о том, что в Иерусалиме была овчая купель, именуемая Вифезда по-еврейски, что в переводе означает «Дом милосердия». Дом милосердия, поскольку здесь совершались дела милосердия в буквальном и духовном смысле этого слова, поскольку в буквальном смысле, здесь люди проявляли своё милосердие, свою жертвенность по отношению к Иерусалимскому храму.
Неслучайно эта купель была овчей, потому как туда приводили жертвенных животных, которые по ветхозаветному древнему закону полагались для приношения Господу. Здесь, в этой купели, в этом своеобразном водоёме их омывали с тем, чтобы они не были бы грязными, чтобы они были омыты, чисты, как любой посвящённый Господу предмет. Поэтому овчая купель именно в этом смысле называлась Домом милосердия.
Но здесь был ещё гораздо более глубокий, более совершенный смысл, заключавшийся в этом наименовании, поскольку по временам единожды в лето, Ангел Господень нисходил в эту купель, в этот водоём и возмущал воду. И тот, кто первый успевал войти в эти бурлящие, возмущённые Ангелом воды, тот получал исцеление от любого недуга, каким бы он не был одержим. Конечно же, эта купель собирала вокруг себя огромное количество людей, неимоверное количество слепых, сухих, хромых, чающих движения воды, т. е. всех тех, которые жаждали того, чтобы Господь исцелил и избавил их от того недуга, который тяготил их.
И вот, среди этого людского многообразия, как об этом повествует святое Евангелие сегодняшнего дня, находился человек, в течение уже упомянутого 38-летнего срока пребывавший возле этой купели, жаждавший, чаявший, желавший опуститься в возмущённые и освящённые Ангелом Божиим воды с тем, чтобы получить исцеление своего неизлечимого недуга.
Он был парализован, он был расслаблен, он не способен был сам самостоятельно даже обслуживать себя этот несчастный человек. И когда Господь подошёл к нему и спросил его, желает ли он быть здоров, – причём, я хочу обратить ваше внимание и остановиться на этом вопросе, по-русски это звучит очень просто и привычно, «хочешь ли быть здоров?», а вот по-славянски более глубокий смысл сохраняется в вопросе Господа: «хочешь ли цел быти?» – Господь вопрошает. Здоров и цел – это разные вещи.
Физическое здоровье, это, конечно же, величайший дар Божий, дар необыкновенный и, как правило, мы понимаем и осознаём непременность и величие этого дара, когда начинаем лишаться здоровья, когда мы теряем те качества, которые присущи здоровому, полноценному человеку. Пока человек здоров, порою он об этом вообще не задумывается. Он даже пожелание доброго здоровья воспринимает как оборот речи и форму приличия при разговоре.
Но каждый из нас с возрастом начинает понимать, когда здоровье начинает оскудевать и когда мы начинаем лишаться его, всю незаменимость того, что ему Богом прещедро подарено и что он с возрастом в силу тех или иных жизненных обстоятельств утрачивает. Человек понимает, насколько здоровье ни с чем другим несравнимо, поэтому дар здоровья велик, бесспорно, но этим не исчерпывается то, к чему призван человек.
Здоровый человек может быть и безбожником, и богохульником, и распутником, и так далее. Знаете, нас приучили к пословице-поговорке, о том что, дескать, в здоровом теле – здоровый дух. Но это абсолютно не соответствует действительности, потому что порою в здоровом теле такие бушуют страсти, что там нет никакого духа, не то, чтобы здорового, а никакого, просто элементарного человеческого духа приличия нет. Поэтому это абсурдная, абсолютно не имеющая настоящего и правдивого смысла под собою поговорка и присловие.
Но вместе с тем, по-славянски эти слова, на которые я обратил ваше внимание, имеют гораздо более совершенный смысл «хочешь ли быть цел?», вопрошает Господь расслабленного.
Целым – это не только быть здоровым, но и быть цельным, чтобы и ум твой, и воля твоя, и душевные твои качества и физические способности были в том гармоническом состоянии, в каковом они должны пребывать. Человек после грехопадения утратил ту цельность, мы много раз с вами об этом говорили, вспоминая слова преподобного Исаака Сирина, который говоря о падении Адама, сказал такие замечательные слова: «Адам пал и разбился».
Действительно, пал и разбился, как зеркало разбивается на множество осколков, вот человек, совершивший грех, он разбивает ту цельность, каковой его Господь почтил. Есть такое удивительное слово, на которое мы тоже с вами обращаем внимание – целомудрие, цельная мудрость, мудрость не повреждённая, не разбитая, не расколотая, не утраченная. Целомудрие – это цельность, это есть залог того, что человек может быть немощным физически, но при этом дух его остается бодрым. При этом дух его целостен и он по-настоящему здоров.
И в этом смысле Господь спрашивает этого человека, не только желает ли он исцелиться от своего парализованного состояния, а желает ли он быть в том дивном единстве, каковое было утрачено прародителями, целостном единстве с Господом и с Творцом своим. И этот человек, находившийся в столь жалком, убогом, ничтожном состоянии, наверняка большую часть своей жизни, говорит: да я бы хотел этого, но я не имею человека, который мне помог бы это сделать – «человека ни имам».
Заметьте, он не осуждает, он не говорит, что вокруг его все эгоисты, себялюбцы, и люди, думающие только о себе.
Конечно, в подобной ситуации каждый думает только о самом себе, лишь бы ему помогло, лишь бы ему улучить то, в чём он нуждается. Конечно же, люди меньше всего, за редчайшим исключением, думают о том, что рядом с ними находится человек ещё в горшем состоянии, в состоянии еще более плачевном, нежели он. Но, увы, мы думаем о себе, а не о тех нуждающихся в нашей помощи и поддержке.
Мы просто искренне не замечаем этих людей, и поэтому евангельский расслабленный говорит: не имею человека, который помог бы мне, а когда я прихожу (вот тоже удивительное выражение евангельское, как он мог приходить, если он беспомощен?), другой вперед меня входит в купель. Как это было страшно жалко, как это было душераздирающе взирать на попытки несчастного парализованного человека, который карабкался, который полз к купели, чтобы успеть, но разве он мог успеть и первым достичь её.
Находились многие, которые гораздо раньше него погружались в эту купель и получали то, чего чаяли. Конечно же, этот несчастный парализованный расслабленный не мог достичь той искомой цели, к которой стремился, и тогда Господь ему возвращает здравие. Возвращает то, на что он меньше всего рассчитывал и надеялся. Да, была какая-то, но всё же с каждым годом угасающая надежда, что, быть может, когда-нибудь, он достигнет этих пенящихся, вскипающих вод, освящённых Ангелом купели, с тем, чтобы погрузившись в них получить исцеление. Но с каждым годом эта надежда всё таяла и таяла, и она практически свелась к привычке достичь купели. Всё это казалось ему беспомощным и бесполезным.
И вот Господь говорит, возвращая ему здравие, прежде всего, указывая на причину того, что является причиной всех человеческих скорбей, всех наших болезней. Указывает на причину, именуемую грехом, потому что взаимосвязь греховной, беззаконной жизни человека с его скорбями – несомненна. Ибо грех является первопричиной тех скорбей и болезней, которые испытывает человек.
Вот об этом сегодня мы слышали в евангельском повествовании.
В этом евангельском отрывке есть очень много тех удивительных черт, удивительных моментов и замечательных подробностей, каждая из которых заслуживала бы подробного и очень детального, внимательного отношения к себе. Конечно же, мы не способны даже в самом продолжительном разговоре затронуть хотя бы поверхностно каждую из них. И мне хотелось бы коснуться того, о чём, прежде всего, сегодня хотелось бы сказать вам и самому себе — это о том терпении, которое было свойственно расслабленному, который в течение огромного, почти, что полувекового времени находился у овчей купели.
Он не роптал, он не осуждал, он не злословил, вот как раз я неслучайно обратил ваше внимание именно на эти слова его: « человека не имею». Он не говорит, что вокруг меня одни негодяи и плохие люди, которым нет дела до него, он говорит просто «нет человека, который мог бы мне помочь спуститься в эту освещённую купель».
Этот человек пронёс великую скорбь через всю свою жизнь. Мы не знаем, что было причиной этой болезни, этого расслабления, этого парализованного состояния, мы лишь можем об этом догадываться. Господь на это обращает внимание расслабленного, и наше вместе с ним, потом уже, когда вновь встретился с ним. Господь, как бы предупреждая его, говорит: вот ты здрав стал, иди и не согрешай более, чтобы с тобой худшего не произошло. Указывая ещё раз главную причину всех наших скорбей и жизненных невзгод – грех. Грех нераскаянный, беззаконная жизнь, вот она является причиной и внешних скорбей.
Самое страшное, что беззаконная, нераскаянная жизнь ведёт человека несомненно к вечной погибели и к вечному осуждению. Вот от этого остерегает нас Господь и на примере исцелённого Им расслабленного у овчей купели Господь говорит всем нам, чтобы мы не согрешали, дабы с нами еще худшего в нашей жизни не произошло.
И вот, дорогие мои братья и сестры, говоря сегодня об этом замечательном Евангельском примере, мы можем и должны это соотнести к самим себе, потому что всё, что говорится в Церкви, это говорится, прежде всего, для нас с вами. И примеры, приводимые нам, они тоже касаются не отвлечённых исторических примеров, они касаются каждого из нас в первую очередь.
Мы все с вами расслаблены грехом, все расслаблены страстями, мы тоже себя можем уподобить этому расслабленному, парализованному человеку, который в течение огромного времени находился у овчей купели, чая утешения от Христа, чая утешения от Господа.
Вот мы, кто-то из нас год, кто-то пять лет, кто-то пятьдесят лет, кто-то семьдесят лет ходит в Церковь, и вместе с тем, мы, осознавая, оказываясь честными к себе, видим к глубокому разочарованию собственному то, что в нашей жизни мало что меняется. Те же самые страсти, те же самые грехи, те же самые пороки, с которыми мы приходили на исповедь, скажем, десять лет назад, мы то же самое говорим священнику и сегодня. Т. е. ничего в нашей жизни не изменилось, мы также гневаемся, также раздражаемся, мы также злимся, мы так же осуждаем других людей, и прочее, и прочее.
Мы всегда должны обличать себя в том, что в нашей жизни мало что изменилось к лучшему. Сколько мы в Церкви находимся, мы находимся со Христом, мы находимся под покровом Царицы Небесной, Пресвятой Богородицы и мы изо дня в день, из раза в раз каемся в одних и тех же грехах, из года в год. Даже возраст наш ничего не изменил. Был молодым человеком, каялся в грехах, стал старым и в тех же нечистых, блудных, скверных, хульных помыслах так же каешься.
Т.е. ничего не меняется в нашей жизни, и вот в этом смысле мы похожи на этого расслабленного, который чает того, чтобы войти в эти мысленные воды, освящённые Ангелом с тем, чтобы исцелиться от того недуга, которым каждым из нас страждет. Недугом грехолюбия, недугом сластолюбия, недугом гордыни, недугом не исправления своей жизни.
Вот это самая главная беда, мне кажется, каждого из нас, которая заключается в том, что мы привыкаем ко всему. Мы привыкаем ко Христу. Мы привыкаем к Чаше Христовой, мы подходим так, как будто к чему-то должному, совершенно обыденному, обыкновенному. Да, понимаем и помним, что это святыня, это Христос, но в нашей жизни ничего не меняется, мы не становимся лучше, а напротив, если мы опять же остаёмся честными по отношению к себе, то мы может быть, даже хуже становимся.
Отчего так? Мы должны наоборот совершенствоваться, наоборот должны исправляться, должны быть другими, должны быть примером для окружающих нас людей, но наша жизнь говорит совершенно об обратном,
Но вместе с тем, Господь не оставляет нас без надежды, Господь даёт нам возможность того дивного упования, каковое свидетельствуется в Священном Писании, в Евангелии.
Этот человек нёс свою немощь, нёс свою болезнь, нёс своё расслабление, свою беспомощность, не оставлял упования на Бога. Он жаждал того, что Господь его исцелит и уврачует.
Так же, каждый из нас должен видеть свою болезнь, свою немощь, никого не осуждая и не замечая чужих недостатков, а прежде всего, видя свою болезнь и прося Господа, чтобы именно его Господь исцелил от тех недугов, прежде всего, душевных, а потом уже, как следствие, телесных. С тем, чтобы, исцелившись сердцем, уже не утратить никогда из собственного сердца Господа и Спасителя. И поэтому, Господь попускает в нашей жизни те или иные испытания и скорби, каковые мы должны нести с благодарностью к Богу, с терпением или, по крайней мере, не ропща, не отчаиваясь, не унывая, не восставая на Бога. А за всё это благодарить, как это делал расслабленный, находившийся у овчей купели.
Можно много примеров приводить тому, очень дорогих, близких нашему сердцу примеров, когда люди, перед именем которых мы глубоко благоговеем, несли гораздо более тяжёлый жизненный крест, чем мы с вами несём.
Уж я всегда говорю и очень часто привожу в пример многими из нас любимую святую угодницу Божию – блаженную Матронушку. Слепая девочка, родившаяся в семье, что как ни скорби, жизненные переживания для родителей принесла она своим рождением, но неся свой жизненный крест, вокруг себя спасала многих. И уже после своей смерти спасала и спасает тех, кто приходит и просит её молитвенного заступничества.
Действительно, лишённая всего, что могло бы составить счастье в человеческом понимании этого слова. Слепая, потом спустя совсем короткое время отроковицей лишилась способности передвигаться, была прикована к одру и, вместе с тем, никогда не унывала, никогда не роптала, никогда не сетовала на своё жизненное долю, а всегда за всё Господа благодарила. За что Господь и почтил её вечным спасением, и через неё тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч идут ко Христу и получают то твёрдое укрепление, в каковом они нуждаются.
Преподобный Амвросий Оптинский, великий угодник Божий, он в 37 лет стал инвалидом, инвалидом первой группы. Он не вставал уже со своей кровати, его даже почислили за штат монастыря, он просто лежал в своей кроватке, беспомощный. Даже, казалось бы, такая одиозная личность, как Лев Толстой, ненавидя Церковь Христову, изрыгая хулы и злобу на Православие святое, и то однажды сказал, посетив Оптину: «вот этот, который лежит прикованный к кровати, он сделал гораздо больше всех тех, кто стремится к бытоустроению на Руси».
Да, быть может, в то время и сейчас быт многие устраивали и дороги строили, и машины конструировали, и самолёты создавали, всё это правильно, нужно и необходимо, а о душе кто позаботится?
Так вот даже по мысли богохульного Толстого, Амвросий Оптинский сделал гораздо больше всех бытоустроителей, потому что много он пользы принёс душе человеческой, жаждущей Христа, жаждущей и скорбящей от неимения Христа в своём сердце.
Как-то один священник рассказывал, как к нему одна прихожанка подошла за благословением на обследование: Батюшка, – говорит, – иду на серьёзное обследование, есть много подозрений о том, что болезнь очень нехорошая. Через некоторое время возвращается, примерно через две недели. Ну что? – спрашивает священник, – как обследование? Она говорит: Батюшка, признали рак, слава Богу, вот теперь-то я начну заниматься своей душой, – сказала эта христианка.
Многие из нас так реагируют на этот страшный диагноз? Да мы в отчаяние впадаем. Всё, жизнь закончилась. Мы начинаем всё, что угодно употреблять, вплоть до того, что начинают продавать дачу, квартиру, лишь бы найти какое-то супер современное медицинское вспомоществование, где угодно, в Израиле, в Германии, в Канаде. Люди всё продают и что в итоге? — всё это беспомощно. Есть болезни, которые Господь попускает человеку и роду человеческому, которые необходимо принимать (может, это жестоко звучит), принимать, как некое посещение Божье, но через это посещение способно отрезвить человека, в чувство привести.
Вот эта раба Божья говорит: слава Богу – рак, теперь начну заниматься только своей душой, потому что всё остальное уже не имеет никакого значения. Это подвиг, это подвиг христианина — вот так относиться к тому, чем тебя посещает Господь.
Это никакая внешняя бравада, самодовольное, деланное, актёрское показное мужество, нет, это самое настоящее подлинное христианское понимание и своей собственной жизни, и того, что тебя ждёт за порогом этой жизни, и того, каким путём и какими средствами можно достичь вечной радости с Господом, а не утратить во веки вечные бесценность своей бессмертной души.
Вот, дорогие мои, это очень многому нас научает, очень о многом каждому из нас говорит, потому что именно так мы должны себя воспитывать. Постоянно, каждый день, с утра просыпаясь, именно в этих помыслах себя воспитывать. Чем бы этот день для нас не пришёлся, какие бы известия не принёс бы нам, мы должны твёрдо веровать по молитве тех же Оптинских старцев, помните: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесем мне наступающий день». Или «любящему Бога всё содействует ко благу»,- говорит апостол Павел.
Поэтому, дай нам, Боже, прежде всего, чтобы мы научились любить Тебя –Господа. Чтобы мы научились доверять Господу, чтобы научились через эту верность Господу, доверие Господу, всегда знать, что ничего случайного в нашей жизни не происходит, даже самые досадные, нелепые, даже самые не комфортные обстоятельства, посещающие нас, это тоже не без воли Божией.
Внемля этому и зная, что даже волос с головы человека без воли Божьей не упадёт, мы должны знать, что всё это, претерпеваемое нами, содействует нам ко благу. Мы должны потерпеть, мы должны принять это от Господа, как если бы из Его собственных рук это принимали.
Сегодня, кроме всего прочего, Церковь празднует день памяти праведного Иова Многострадального. Нет необходимости пересказывать подробности всей его жизни, хотя я неправильно сказал, надо всегда пересказывать, всегда воссоздавать в своём сознании то, что претерпел этот великий праведник, библейский подвижник благочестия, какие скорби он претерпел.
Но вместе с тем, просто времени не хватит и сил для того, чтобы говорить об этом подробно. Этот удивительный пример, сегодня церковным календарём совпавший с нынешним пасхальным воскресным днём, тоже нас научает терпению.
А также сегодня день рождения Государя — мученика Николая, который родился в день памяти праведного Иова Многострадального, и вся его жизнь была крестом многострадальным и мученическим. Пронёс он свой жизненный крест, свое земное поприще прошёл, будучи на самой вершине власти, достойно тех примеров, о которых мы сегодня с вами воспоминаем, достойно того угодника Божьего, чью память Церковь празднует в день его рождения, праведного многострадального Иова.
Государь тоже много страдал, но не роптал, не унывал, не отчаивался, не бежал сломя голову за границу, чтобы там спастись, а принял вместе с русским страдающим народом ту чашу, которую Господь ему вручил, и потому его имя, равно, как и имена его венценосной семьи, для нас столь святы, столь благоговейны, что мы, воспоминая их, стремимся к тому, чтобы хотя бы издали подражать тому подвигу, который они понесли в своём земном поприще.
Сподоби, Господи, всех нас, дорогие братья и сестры, этого дивного дара от Господа – терпения и благодарения Бога за всё, чем бы Господь нас не посещал. Аминь.