Если это наши прадедушки и прабабушки то, мы, к сожалению, иногда к этому относимся достаточно поверхностно, поскольки их не знали. Но даже если мы их лично не знали, наше христианское понимание, наш долг и наша любовь подвигает нас к тому, чтобы мы поминали этих людей, пусть даже здесь, в этой земной жизни нами неведомых.
Но есть люди, которые определяли главное содержание нашей жизни, смысл, быть может, нашего человеческого существования, и бывает так, что этих людей мы теряем, вот тогда жизнь для иного человека вообще теряет свой смысл и содержание. Если муж теряет горячо любимую жену, если родители теряют детей, тогда жизнь, как обычно принято об этом говорить, делится на две части – до и после, т. е. до – это то, когда было радостно и осмысленно твоё человеческое существование, и после — когда оно бессмысленно, бесцельно и не имеет никакого ровно счёта значения.
Думаю, что в жизни тот или иной человек сталкивался с такими жизненными потрясениями. Тем не менее, мы свидетельствуем о том, что Господь выше всякого человеческого несчастья, выше всякой человеческой скорби. Сегодня апостол Павел в послании к Коринфянам, которое читалось за Божественной Литургией, говорил всем нам замечательные слова о том, что кровь и плоть Царствия Божия не наследуют.
С другой стороны, мы все являемся плотью и кровью, и наши усопшие сродники тоже, в свою очередь, в своё время были плотью и кровью, и разве они не наследуют вечную жизнь? Но апостол приоткрывает нам удивительную тайну, с которой соприкоснётся каждый, перешедший из этой временной юдоли земной в юдоль вечную, в удел вечной жизни, потому что все мы, говорит апостол Павел, преобразимся, изменимся, и этот действительно является откровением того, что с каждым из нас произойдёт. Апостол Павел объясняет это очень высокопарными, выспренними понятиями и представлениями, он говорит: сеется семя тленное, а восстает, возрастает нетленное.
У одного замечательного иерарха Русской Православной Церкви митрополита Иосифа (Чернова) мы находим следующие мысли, которые пришли ему на ум, как он пишет, во время родительской субботы: усопшие, они как бы говорят: мы нырнём туда, в землю, чтобы вынырнуть совершенно иными, воскресшими, обновлёнными, лишёнными тления и всего, что нас привязывает к земле.
И вот мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем такую удивительную возможность в эти святые, благословенные, Церковью установленные особенные дни молиться об упокоении наших усопших сродников. Они нуждаются в нашей молитве. Два средства, которых жаждут и которыми только мы, живущие на земле, можем помочь нашим усопшим, – это наша милостыня и наша молитва.
Это удивительные средства, которые настолько изменяют жизнь усопшего человека, что меняют его вечность, избавляя от вечной погибели, и даруют ему Царствие Небесное и вечную радость с Господом, поскольку милостыня, подаваемая за усопшего, она как бы от лица самого усопшего Господом принимается. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в своих поучениях, он говорит, если мы подаём ради Христа и ради умершего человека милостыню, то Бог ему самому вменяет это в дела милосердия и сострадания, а Господь Своим неложным Евангельским глаголом сказал всем нам: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. То есть, подавая за усопшего какое-то вспомоществование нуждающемуся человеку, мы тем самым, как бы дополняем то, что усопший не успел здесь, в пределах своего земного существования сделать. И поэтому не нам эта милостыня усваивается, а прежде всего тому, ради кого она подаётся. Но Господь по Своей удивительной, неизреченной и ни с чем не сравнимой щедродательности и нам с вами это вменяет в доброделание. И через это спасается и тот, кто подаёт милостыню и тот, ради кого она подаётся. Спасается и тот, кто молится, – тот же самый Златоуст об этом говорит, – и тот, ради которого эта молитва возносится.
Удивительное средство для спасения усопшего человека, это то, что мы подаём милостыню, но не все её могут подавать. Может у человека не быть таких возможностей, или человек может находиться в крайней степени нищеты или какой-то нужды. Но если это для него невозможно, то молитва возможна для любого человека и на всяком месте. Где бы мы с вами не были, мы всегда можем возносить свою молитву, в каком бы состоянии мы с вами не находились, в какой бы крайней степени нужды и нищеты человек не обретался бы, молиться он может везде и всегда.
А молитвенное приношение за Божественной Литургией имеет значение настолько величайшее, что с ним ничто не сравниться и не способно ничто сравниться. Мы с вами говорим об этом очень часто, практически всегда, когда собираемся именно по этому поводу в храме и говорим о действенности литургийного поминовения усопших. Преподобный Симеон Солунский так и говорит, что частица, вынутая из просфоры об упокоении того или иного христианина, живым, несредственным образом соединяет его с Господом. Это величайшая тайна, постичь которую немыслимо и невозможно ограниченному, а тем более помрачённому грехом разуму человеческому. Но вместе с тем, мы веруем и свято исповедуем, что это величайшая милость Божия, от Господа нам прещедро дарованная. Поминовение за Божественной Литургией соделывает всех тех, за кого мы молимся, причастниками вечной жизни.
Невозможно переоценить и выразить словами человеческими те понятия, те образы, которые способны были бы объяснить нам всецело, чем является таковое литургийное поминовение усопших. Все мы нуждаемся в молитве, но живой человек, пока ещё облечённый плотью, еще наделённый разумом и даром свободы, способен здесь и сейчас побеспокоиться о спасении своей души. Он может в грехах своих покаяться, и ничто ему не является помехой и препятствием творить добрые дела, Богу молиться, причащаться и так далее. А для усопших эта возможность уже исчерпана. Как говорит слово Божие, в чём застану, — говорит Господь, — в том и судить буду.
Для усопших самим уже невозможно изменить свою участь, ибо в чём Господь их застал, в том Он их и судит. Поэтому мы, близкие, родные, друзья, люди, которые были близ тех или иных людей, которых уже рядом с нами нет, которые сейчас находятся в вечности, мы можем и способны понести своё служение ради них, подать свою милостыню, выражаемую не столько в чем-то вещественном, но, самое главное, в молитве нашей, в литургийном предстоянии за этих людей, способное принести величайшие плоды.
Дорогие братья и сестры, когда мы говорим о том, что если мы хотим, чтобы за нас помолились, мы сами должны молиться, но мы не этим должны быть, прежде всего, побуждаемы. Не тем, что если мы сделаем доброе дело, это нам вернётся, ибо в этом есть какая-то корысть, пускай даже оправданная, пускай даже Богом нам заповеданная. Только что прозвучали слова: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Господь даёт нам обещание: вот вы творите добрые дела, и вам вернётся тем же. Но мы не только этим должны быть побуждаемы, но в первую очередь, любовью к этим людям, которые ждут и надеются, что мы протянем им свою руку помощи, потому что никто кроме нас этого не сделает.
Конечно, Церковь – любящая матерь, она о всех печётся, она о всех болезнует, она о всех скорбит. Всякий священник у жертвенника, совершая поминовение усопших, говорит: помяни, Господи, и сродников моих, и всех православных христиан, и всех, за кого некому помолиться. Действительно, сколько таких людей, за которых просто не кому помолиться, и они, поэтому глубоко несчастны. Самое страшное для усопшего, это то, когда за него не молятся Богу, и величайшая милость Божия, когда о нём есть, кому помолиться, есть, кому лоб перекрестить, есть, кому в храм Божий прийти, в том числе и в этот святой благословенный день, когда поистине, без какого бы то ни было преувеличения врата Царства Небесные отверзаются навстречу тем, кто выходит днесь из ада преисподнего по молитвам Церкви Христовой.
Поэтому не оскудеем, дорогие мои, своею любовью к ближним нашим, особенно к усопшим нашим, которые нуждаются в этой молитве и ждут её. Повторяю, никто кроме нас этого не сделает, если и мы не сделаем, то горе и нам грешным, ибо их лишая поминовения и себя лишаем великих благ от Господа.
Да не будет этого с нами, и да сподобит нас Господь вечной жизни, вместе с теми, кто дорог и близок нашему сердцу, тех, кого рядом с нами здесь, в пределах земного жительства уже нет.
Да соделает Господь нам единую общую радость в Царствии Его, где Ему подобает всякая слава, честь и поклонение — Богу Единому, в Троице славимому и поклоняемому Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.
Протоиерей Георгий Гуторов
26.04.2018 г.