Святого праведного Симеона Церковь именует Богоприимцем, и это совершенно понятно почему, поскольку он на свои руки принял Богомладенца Спасителя. Он держал на своих руках Того, Кого не способны вместить небеса, и исповедал дивное свидетельство, которое мы с вами, дорогие братья и сестры, за каждым вечерним богослужением молитвенно воспоминаем говоря: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Этому человеку, как об этом свидетельствует Евангелие, было обещано своими собственными глазами узреть Спасителя мира и он, чая этого утешения, чая сбытия этого пророчества, некогда ему откровенного, приходил ежедневно в храм, чтобы это дивное пророчество осуществилось в его жизни. Ни о чём другом он не помышлял, это было средоточием и самым главным смыслом его человеческого сосуществования. Вдумайтесь только, человек живет каждый день встречей с Богом. Неслучайно, что праздник сегодняшний именуется именно Сретением, что в переводе на русский язык, в более доступной разговорной речи для каждого из нас означает «встречу».
Удивительное совпадение, что в однокоренном русском языку сербском языке слово «сретение» означает радость. Представляете, мы этим словом по-славянски выражаем встречу, а сербы, наши братья по вере, они этим словом именуют радость. Действительно, этим словом они выражают любого рода веселье, радость, торжество, и как это глубоко символично и как это обогащает ещё дополнительным образом сегодняшний день, потому что это день действительно — день радости. Вернусь к мысли, которая уже прозвучала сегодня, что для Симеона праведного самым величайшим утешением было ждать встречи с Богом, потому что он веровал в неложное слово Божие, ему было сказано, и он этому поверил. Помните, как сказано о патриархе Аврааме, которого именуют отцом всех верующих, когда Бог ему повелел идти в землю чужую, об этом сказано буквально в нескольких словах: «он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность».
Что означает поверить Богу, поверить без остатка, без сомнения? То, что если Бог сказал, то так и должно быть, без рассуждения, без каких либо внутренних противоречий и сомнений «Той рече – и быша, Той повеле – и создашася». Вот святые Божии человеки, воспринимая глагол Божий, как им лично сказанный, жили по этому слову, и поэтому праведный Симеон и говорит, видя Спасителя, видя Его в этом Младенце беззащитном, Который был принесён на руках Пречистой Богоотровицы Марии, в сопровождении праведного старца Иосифа, которыя ничем внешне не отличалась от прочих людей. Правильнее сказать, они отличались крайней нищетой, об этом сегодняшнее Евангельское благовестие нам свидетельствует, они принесли в дар Господу самую ничтожную жертву – двух голубей. То есть люди состоятельные должны были иную жертву приносить, но они были люди бедные, у них ничего не было, но в то же время они не остались без законом установленного жертвоприношения, и принесли в дар Богу двух птичек, это то, что они смогли сделать. И вот святой праведный Симеон, видя Младенца Спасителя, а откуда он мог знать, что это Спаситель мира, воплотившийся Бог, так как внешне это никак себя не обнаруживало, – Духом Святым, который обещал ему не умереть, не вкусить смерти до тех пор, пока он своими собственными глазами не удостоверится в истинности сказанного ему некогда пророчества, поэтому он возглашает и восклицает благоговейно, благодарными усты и благодарным сердцем: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои Спасение Твое». Он увидел своими очами спасение не только себя самого, но и всего рода человеческого. Поэтому веровать Слову Божиему должно от всего сердца, всем своим существом, потому что Бог неложно глаголет по отношению к нам, и словеса Священного Писания для каждого из нас, дорогие братья и сестры, должны быть тем, непременным жизненным критерием и тем определяющим наш жизненный путь глаголом, который ведёт нас ко спасению.
Мне не так давно довелось услышать, как один священник рассказывал историю, которую в свою очередь он услышал от одной женщины. Это удивительная история из жизни ее семьи. Ее отец был выдающимся, замечательным военным лётчиком, его имя известно историкам военных лет. Он совершал необыкновенные чудеса мужества, героизма и высочайшего профессионализма и он заслуживал, и должен был быть отмечен во время Великой Отечественной войны самыми высокими правительственными наградами, но поскольку он был человеком беспартийным, поэтому его наградили орденом Красного Знамени, орденом Славы, какими-то ещё орденами, но героизм его был необыкновенным. По окончании Великой Отечественной войны ради его профессионализма его взяли лётчиком на правительственные рейсы. Сам по себе он был человек очень открытый, очень радушный, простой, доступный, очень гостеприимный. Двери его дома всегда были открыты настежь любому гостю, в этом доме было очень много разных людей, знакомых и знакомых этих знакомых и так далее. И вот зависть человеческая, это свойство очень страшное, очень коварное, она уподобляет человека, который пленяется этой страстью, самому человекоубийце искони, диаволу. И вот кому-то черным его оком, стало завистливо от того, что этот летчик настолько преуспевающий, открытый, широкий, доступный, прекрасный человек. Тем более учитывая то, чем он занимался, конечно же, он жил в достатке и, конечно же, это снискало чёрную зависть каких-то завистников, которые приходили в его дом. Дело в том, что в доме этого человека были из поколения в поколение передававшиеся иконы, которые не были спрятаны в сундуке, в платяном шкафу, как это было обыкновенно в то время, а находились на самом видном месте, в красном углу. И вот некто, или их было несколько, написали в соответствующие органы донос, что у этого человека, который сопровождает правительство в воздушных перелётах, у него дома есть иконы, как это возможно и как это совместимо с той атеистической идеологией, которую исповедовало Советское государство в то время. Однажды к нему пришёл один соглядатай, один из его товарищей, тоже лётчик, раньше он никогда не приходил, а здесь он пришёл, чем, конечно же, очень удивил хозяина, но тот, будучи человеком гостеприимным и радушным тут же пригласил его, может у него какое-то дело есть, может за каким-то советом пришел. Этот человек зашёл в главную комнату, в зал и увидел иконы, и говорит: а это что у тебя здесь? – Это иконы, которые передавались от моих прадедов дедам и родителям, я их не прячу. – А это что у тебя? – показывает на старую в кожаном переплёте книгу. – А это Евангелие. – А что в нем написано? – А давай вместе почитаем, – открывает наугад страницу и читает, что многие волки будут одеваться в овечью шкуру, (есть такие замечательные слова в Евангелии). И как прозрение произошло у этого летчика, он говорит: ах, так вот ты зачем пришёл, ты и есть тот волк в овечьей шкуре, ты пришел высмотреть, выследить, донести на меня, что ж доноси! Тот устыдился, усовестился и говорит: ты же понимаешь, я же не могу не донести куда надо, в особый отдел, что у тебя дома иконы висят, я вынужден это сделать. – Бог тебе судья, делай, как знаешь, меня Господь не оставит.
Вот, казалось бы, человек, занимавший такое положение, какой он был верный и преданный Господу, а тот действительно донёс, написал куда следует. А летчику говорят: у тебя очень много героических поступков, как жаль, что ты всё это перечеркнул тем, что ты иконы в доме держишь. Нам сейчас очень странно это понять то время, есть еще люди, современные тому времени, началу 50-х годов – они это хорошо помнят. — Вот выбор тебе, либо на Колыму поедешь, либо сожги иконы. Он говорит: я иконы жечь не буду.
— Тогда на Колыму поедешь, — ему говорят. Он говорит, — ну как Бог даст, — а это был 1953-й год, и тот кто властвовал государством вскорости умер, и поэтому этот человек на Колыму не поехал. Его конечно же сняли с того места, где он работал. Достаток его стал другим, он не то, чтобы впал в нищету, но, по крайней мере, он стал человеком даже ниже среднего достатка, ему, как тогда говорили, был выписан «волчий билет», его никуда не принимали на работу, хотя он был, повторяю, героем, профессионалом. Но, тем не менее, человек остался верным и преданным Господу и даже в то время, а это время правления Церковью Русскою Святейшего Патриарха Алексия I, небезызвестный личный секретарь патриарха Алексея I помогал этому человеку материально. Какое-то вспомоществование регулярно делал, чтобы этот человек не впал в нищету, потому что он позволил себе остаться верным Христу.
Конечно, много в нашем сознании возникает вопросов, много любопытства, а вот сейчас, где они находятся: тот который не отрёкся от икон в своем доме, а следовательно не отрёкся от Христа, не отрёкся от Евангелия, и мужественно готов был ради Господа поехать на Колыму в то время, и где тот, который пришёл так лукаво, злобно, льстиво, лицемерно, двулично в его дом, чтобы выпытать и высмотреть.
Вот, дорогие братья и сестры, что означает верность слову Божиему, если Господь нам говорит, мы должны быть верны, не бояться никого и ничего: Господу Богу Твоему служи и Ему единому поклоняйся, сказано в слове Божием, – никому более, кто бы нас не запугивал, не пытался бы нас обольстить скоропреходящими красотами мира сего. Сейчас просто время поменялось, понимаете, тогда физические угрозы были человеку, сейчас нам никто ничем не угрожает, но сейчас нас обольщают другим: зачем вам Христос нужен? да живите и радуйтесь тому, что мир вам предлагает, — так мораль сегодняшнего времени нам говорит. Если мы будем идти на поводу у этого, то мы действительно отрекаемся от Христа, а самая главная цель и смысл нашего человеческого существования заключается, прежде всего, во встрече с Богом.
Сегодняшний праздник с таким названием нам говорит, что нас всех ждёт Сретение с Богом, мы можем это воспринимать отвлечённо, абстрактно: когда-то, где-то, быть может, потом, но не сейчас, но это может произойти в любой момент нашей жизни. Какова может быть эта встреча, готовы ли мы к этой встрече с Богом сейчас? Готовы ли мы сказать Богу с доверием и благодарностью: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Насколько мы далеки от самой мысли, что эта встреча произойдёт. По крайней мере, это произойдет гораздо раньше, чем нам с вами это кажется и хочется. И как нам с вами должно готовиться к этой встрече? Как мы готовимся к встрече дорогих, именитых гостей, что мы делаем со своим жилищем? Мы вымываем его, очищаем, покупаем какое-то самое лучшее угощение, мы накрываем на стол, чтобы этот гость, который соизволил прийти к нам в дом, чтобы он действительно радовался этой встрече. А душу нашу? Господь в сердце наше благоволит войти, чтобы там обитель Себе сотворить, как мы должны готовить своё сердце навстречу грядущему великому небесному Гостю, как должно быть чисто, блистательно, сияющим наше сердце, чтобы быть достойным, того, чтобы вошёл в него Христос Господь. Господь Сам ведает и Сам знает час и день каждого человека, когда произойдёт эта встреча для нас, от нас она премудро сокрыта, не знаем мы ни дня ни часа, когда Господь нас призовёт, и мы с ним лицом к лицу встретимся.
Есть такой потрясающий пример, которые многие из нас знают, потому что с удовольствием читают творения современного нам греческого святого, преподобного старца Паисия Святогорца. У него есть такой замечательный рассказ, поразительный, я прочитал его, и он меня пронзил в самое сердце. Он рассказывает, что, будучи молодым человеком, он воевал на войне против фашистов, он был связистом по роду своей военной службы. Однажды связь была прервана, кабель телефонный был перебит, и его и ещё одного солдата, еще одного связиста послали, чтобы они нашли и устранили обрыв, чтобы телефонная связь была налажена. И вот представляете, человек, с которым его послали, был безбожником, он был человек неверующим, мало того, он глумился, богохульствовал, он кощунствовал, высмеивал веру Христову. Паисий, еще не был монахом, но он с детства был благочестивым, верующим и не скрывал своего христианского убеждения, и тот над ним очень много издевался и глумился, всячески оскорблял его, высмеивал веру и т.д. Как всё это очень знакомо. И вот они вдвоём поползли по чистому, ровному полю, которое простреливалось насквозь и они должны были выполнить приказ, они нашли обрыв провода, каким-то чудесным образом его устранили и поползли обратно. И здесь их заметили, начался просто шквальный обстрел, они были как на ладони, голое, открытое поле, и в этом поле оказалась небольшая ямка, человек, этот безбожник, нырнул в эту ямку как в некий окоп и там спрятался, а Паисий остался на открытом поле и он слышал свист пуль, каждая из которых могла быть для него смертельной. И преподобный говорит: я поразился, я забыл о страхе, который меня переполнял перед лицом этой неминуемой смерти, а смерть была неминуема, я вдруг увидел, что мой товарищ, который спрятался в эту ямку, в этот окопчик, он стал из неё вылезать и мне место освободил, чтобы я тоже спрятался как мог, но для двоих там места не было, поэтому этот человек вылез, насколько он мог, и часть его тела оказалась на поверхности, но и Паисий смог там спрятаться. Так они вдвоём оказались полуприкрытые, полуоткрытые для вражеских пуль, и вдруг, говорит Паисий, я увидел, что лицо этого человека, я его таким никогда не видел, оно просветлело каким-то необыкновенным небесным светом, он улыбнулся, и первый раз в своей жизни перекрестился. Этот безбожник, казалось бы, что он сделал, он мог спрятаться, и миновала бы эта шрапнель, вся эта перестрелка и всё, ну убили бы Паисия, и, конечно же, убили. Но этот человек, хотя был неверующим, но при этом он оказался благородным человеком, он не смог оставаться один в ямке и поэтому своему другу в ущерб себе он оставил место, он позволил ему тоже залезть в этот окопчик. Так благодать коснулась этого человека и он в первый раз в жизни, будучи неверующим, по крайней мере, всегда это подчёркивающий, перекрестился. В это же самое мгновение пуля в лоб ему ударила, и он был убит. Преподобный старец Оптинский Амвросий говорит, что Бог забирает человека в двух случаях, когда уже нельзя рассчитывать на этого человека, когда уже ничего доброго от него никогда не будет, он просто коптит землю и больше ничего кроме разрушения и вреда ничего другого никому не приносит, или в самое лучшее время, когда он на самом пике своей добродетели, потому что, быть может, это больше никогда не повторится. В этот момент Бог его забирает к Себе, чтобы он хуже не стал. Это тоже Сретение. Но как же, скажут, это ужасно, это гибель на войне, это убиенный воин.
На Руси всегда считали, до революции, по крайней мере, это может быть спорным, обсуждаемым, но вот в народе нашем всегда говорили, что роженицы, матери, умирающие при рождении детей, и воины, которые убиты на поле брани, они в Царстве Небесном. Вот такая вера у нас в народе была, бесспорная, что человек в самое лучшее мгновение своей жизни расстаётся с земным поприщем, и удостаивается поприща небесного. Это тоже Сретение, Встреча.
Задумаемся, братья и сестры, какова будет наша встреча с Богом, что мы скажем Господу, когда Господь призовёт нас, какими он нас призовёт: безнадёжно пропавшими, с которых и спроса больше не за что даже иметь, или в самый лучший момент нашей жизни? Для того чтобы это был самый лучший момент в нашей жизни, мы должны быть к нему готовы, а для этого необходимо покаяние, причастие Святых Христовых Таин и радость о Господе, которую Господь всем нам прещедро дарует этим величайшим праздником Сретения Господня! С Праздником! Аминь.