Сегодня самим Евангельским повествованием мы уже чувствуем приближение этого святого и благословенного времени Великого поста, а уже в следующее воскресение, а, если быть более точным, уже в следующую субботу мы уже будем мало-помалу всецело погружаться в эту покаянную, но в тоже время веселящую душу атмосферу великопостного делания, потому что уже в следующий субботний вечер мы с вами будем слышать удивительную покаянную песнь: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Следующая седмица позволяет нам погрузиться в эту дивную атмосферу покаяния, и следующий воскресный день будет озаглавлен неделей о Мытаре и Фарисее.
Впрочем, это всё события следующей недели, и мы не будем забегать вперёд, потому что с Божьей помощью веруем, что Господь дарует нам это великое и святое время вновь пережить, потому что оно без какого бы то ни было преувеличения, выражаясь словами церковного песнопения, является весной души человеческой. Это поистине так, душа человека лишь в это время способна расцвести благоуханным цветом. Как сказал один современный, замечательный сербский богослов епископ Афанасий (Евтич), покаяние – это самый прекрасный цвет человеческой честности. Вдумайтесь в эти удивительные, замечательные слова. Нет ничего более прекрасного и благоуханного, нежели покаяние, которое способен принести человек. И вот сегодня мы уже с вами приуготовляемся к этому святому времени, по крайней мере, тем, что сегодня своды храмов Божиих были оглашены удивительным Евангельским повествованием о Закхее-мытаре. Конечно же, каждому из нас знакомо это замечательное, поистине очень трогательное Евангельское благовестие. Мы вновь сегодня слушали эти дивные словеса евангельские о некоем человеке, внешне вызывавшем раздражение, даже какую-то глухую озлобленность людей, окружавших его и неслучайно, поскольку он был начальником мытарей. Простые мытари, рядовые сборщики податей, вызывали вполне узнаваемые и устойчивые чувства неприязни к себе, и совершенно справедливо, потому что они были в услужении у оккупантов, у римлян, и нанялись для того, чтобы собирать подати и налоги у людей. Они прекрасно понимали, что терять им нечего, а поскольку они стяжали к себе вполне справедливое злобное отношение своих соотечественников, поэтому они вместо положенных налогов и оброков ещё и в свою пользу обирали этих людей. Конечно же, они были ненавистны и презираемы всеми, а здесь целый начальник этих мытарей. Представьте себе, сколько несправедливости, сколько коварства проявил этот человек, чтобы пролезть на вершину того поприща, которое он для себя избрал. Поэтому он пользовался ещё в большей, в превосходной степени неприязнью и ненавистью своих соотечественников и сограждан. Вместе с тем мы видим с вами удивительное событие, которое происходит и о котором мы сегодня слышали с вами в Евангелии.
Христос, Господь и Владыка, приходит в город Иерихон, с которым связано очень много и библейских событий, и исторических, и одним из них является то, о чём мы с вами слышали за сегодняшней Божественной Литургией. Конечно же, это событие, которое является преобразующим саму личность этого Закхея. Он наверняка слышал о Христе, об этом дивном Чудотворце, Который благовествовал и проповедовал правду Божию, и вот он слышит о том, что Христос пришёл в их город. Конечно же, он желает Его увидеть, но вот незадача, этот Закхей имеет физический недостаток и достаточно досадный – он малого роста, такой вот маленький человечек, карлик, гном, но злобный, поскольку достиг больших высот на своем поприще, о чем мы сегодня говорили. И вот этот неуклюжий и нелепый человечек пытается увидеть Христа, а пред ним, вернее между ним и Христом, огромная толпа народа, которая, видев его и зная его, конечно же ещё более сомкнула свои ряды, чтобы не пропустить этого человечишку ко Христу. Тогда он пытается растолкать, раздвинуть, растиснуть этих людей, но всё тщетно и безуспешно. Тогда он поступает нелепо. Совершенно не думая, что о нём подумают, каким объектом насмешек, колкостей и всевозможных острот он окажется в последующем, об этом он меньше всего думает, хотя полагалось бы ему об этом рассуждать как человеку достаточно респектабельному, он, не замечая своего положения в обществе и невзирая ни на что, громоздится на дерево, на смоковницу, чтобы хотя бы с высоты смоковницы увидеть Христа. Впору, как поступают мальчишки, только они могут себе позволить, не постеснявшись никого и ничего, никаких человеческих условностей, влезть на дерево или на какой-нибудь забор, чтобы оттуда увидеть то, чего они хотят увидеть. А здесь солидный, исполненный достаточно серьезного возраста человек, достигший определённого положения в обществе, он поступает так нелепо, странно, по-мальчишески. Наверняка он срывает насмешки и колкости этой толпы по отношению к себе, но он не замечает этой толпы, он смотрит через нее, поверх нее и видит Христа и Господа, и вот здесь происходит удивительное событие.
Господь Сердцеведец, ибо по-другому невозможно объяснить то, что произошло. Господа окружает огромная толпа людей, людей разных, не похожих друг на друга, но Он видит не их, а Он видит этого Закхея, и Он говорит ему через всю эту толпу: Закхей! — через все эти людские головы Он обращается к нему, сидящему на этой ветке дерева смоковничного, — ныне надлежит Мне быть в твоём доме. Он не верит своим ушам этот Закхей, не может понять, что это касается его, он тут же спрыгивает с этого дерева, подходит ко Христу, и толпа уже не может препятствовать Закхею, ибо Сам Господь обратился к нему, они расступаются невольно перед ним, а он произносит удивительные слова: Господи, я половину своего имения нищим отдам, – он уже половину всего, что он имеет готов отдать нищим, – а если я кого чем обидел, – а кого не обидел Закхей? Он всех обидел, нет ни одного в этом городе, кого бы он не обидел, – я четверицею воздам, в четыре раза я больше отдам, чем я ограбил, обидел, своровал, – говорит этот человек. Т.е. он обещает Господу: Господи, я нищим стану, у меня за душой больше ничего не останется, потому что не может у меня ничего остаться после обещания, данного Тебе, Господи. И Господь входить в дом этого человека, а народ ропщет: Как это так, как это Он вошёл к мужу грешному. Но Господь говорит замечательные слова: Сын Человеческий пришел, чтобы спасти погибшее, и это сын Авраама, погибающий, но кающийся.
Почему это удивительное евангельское повествование вот так, особым премудрым разумением Святых отцов было поставлено незадолго до начала Великого поста? Почему мы начинаем преддверие этого святого благословенного великопостного времени чтением этого евангельского отрывка? Потому, что оно приучает нас к покаянию, к самому главному благоуханному цвету, о чём сегодня было сказано, к цвету человеческой честности. Оно помогает увидеть свои грехи на примере человека, который ничего не постеснялся, который ничем не смутился, который желал единственного в своей жизни – увидеть Христа, и поэтому не боялся выглядеть смешным, нелепым, не боялся так называемого общественного мнения. Он не думал, что о нём подумают эти люди, потому что в его жизни воссиял Христос.
В нашей жизни тоже бывают разные моменты, когда мы стыдимся, стесняемся, мы очень переживаем о том, что о нас подумают люди, живём какими-то земными скоропреходящими заботами, переживаниями, целями, смыслами и так далее, но когда происходит чудо в нашей жизни, когда в нашей жизни появляется Христос, вот тогда всё остальное не имеет столь важного значения, какое возымел в нашей жизни Господь. Сегодняшний пример евангельский совершенно поразительный. О многом сегодня можно было бы говорить, но мне хотелось бы коснуться двух основных моментов. Они очень поверхностны и отнюдь без претензий на то, чтобы исчерпать всецело сегодняшнее Евангельское воскресное чтение, потому что это немыслимо и невозможно. Когда мы слышим даже продолжительную проповедь, я прекрасно понимаю, как вы ужасно устаёте от моего многословия, но при этом я ведь понимаю что даже и краешком невозможно коснуться того, что Господь нам открывает в Евангелии. Вот если мы с вами пытались бы исследовать умом святоотеческим то, о чём говорит нам Церковь устами евангелистов, вы должны были бы запастись терпением, силами, ну не знаю, наверное, на несколько дней, чтобы хотя бы даже самый малюсенький кусочек Евангелия исследовать более или менее серьёзно и вдумчиво, поэтому та, попытка коснуться хотя бы основных мотивов, основных мыслей предлагаемого нам Евангельского чтения, конечно же, она очень наивна и поверхностна. Но тем не менее, мы не можем об этом не говорить, потому что если мы не будем с вами говорить о Евангелии, тогда в конце концов, какие же мы с вами христиане. Чем же мы сможем жить здесь с вами на земле, если в нашей жизни не будет этого самого главного и основополагающего фундамента, каковым является Евангелие — Слово Божие.
Так вот мне сегодня хотелось коснуться двух моментов: повторяю, первое, что вырастает между Закхеем и Господом – это толпа людей. Толпа это понятие очень и очень непростое, даже когда звучит само слово «толпа», оно носит если не то, чтобы оскорбительный, но по крайней мере какой-то безликий и уничижительный смысл. Но толпа может, как мы с вами говорили, превратиться и в народ, и это разные понятия — толпа и народ.
Толпа – это нечто увлекаемое стихией какого-то или чьего-то настроения и чьих-то идей. Мы видим множество примеров этой бессмысленной толпы даже в Евангелии. Помните, когда женщина пыталась прикоснуться ко Христу, та, которая страдала двенадцать лет от кровотечения. Толпа мешала ей, толпа, которая тоже праздно пыталась увидеть и прикоснуться ко Христу, и когда эта женщина всё-таки смогла прикоснуться к краешку ризы Господа, то Господь почувствовал силу её веры и Он спросил: Кто прикоснулся ко Мне? Более странного вопроса невозможно себе представить, апостол Пётр говорит: Господи, толпа Тебя теснит, а Ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе! Прикоснулся ко Мне некто, – отвечает Господь, – так прикоснулся, что Я это почувствовал. Прикоснулся к Нему не просто так, а с верою, так, что сила Христа даровала исцеление этому человеку с такою верою прикоснувшемуся.
Мы видим другую толпу, толпу, которая хронологически предшествует сегодняшнему Евангельскому повествованию. Если мы будем читать Евангелие подряд, то сегодняшнему Евангелию о Закхее предшествует событие, которое произошло в этом же городе Иерихоне, связанное со слепцом. Помните, Вартимей, который сидел у ворот города и просил милостыню, и услышал шум, ему сказали, что Христос Господь идет. Он начал кричать: Иисусе, сыне Давидов, помилуй меня! А толпа заставляла его замолчать: замолчи, не мешай! Он пытался бежать ко Христу, а они его за рукава одёргивали: не мешай, иди прочь, сиди на своем месте! Это тоже толпа.
Толпа, которая истошно вопила: возьми, возьми, распни Его, – та же толпа. И сегодня толпа, которая не даёт Закхею пройти, увидеть своими очами Господа, и он ничего, повторяю, не боится, лезет на это дерево, чтобы увидеть Христа. Святые отцы говорят замечательные слова, если человек хотя бы один шаг сделает в сторону Бога, Бог, по крайней мере, десять шагов сделает навстречу человеку. Вот Закхей залез на дерево, чтобы Христа увидеть, а в его дом Небо вошло гостем. Христос вошёл в дом его. Даже малое стремление человека к Богу, оно рождает удивительную бурю любви со стороны Господа.
Вернёмся к толпе. Все вы, конечно-же, читаете или смотрите новости, вот сейчас идёт передача Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви, сколько по этому поводу всевозможных скандалов. Та же самая толпа собирается возле ступеней Исаакия и протестует против того, чтобы отдали этот собор Церкви Православной. Знаете, на что это похоже? Представьте себе, живёт человек в своём собственном доме, в этот дом врываются бандиты, они избивают его, кого-то убивают, вышвыривают вон и захватывают дом, и начинают сами жить в нём, а этот человек, или оставшиеся из хозяев пытаются взывать к какой-то справедливости, какой-то правде. Настоящий хозяин говорит: Разве это справедливо, ведь это же мой дом, и почему бандиты стали хозяевами моего дома. И тогда князь, – находится такой князь справедливый, благочестивый, который говорит: Хорошо, твой дом возвращается тебе. А бандиты, уже привыкшие жить в нём, говорят, что ничего подобного, не пустим мы этого хозяина, потому что его дом представляет собой архитектурную и художественную ценность, а этот хозяин может его испортить, поэтому мы будем в нём жить и следить за порядком в этом доме.
Что это, то, что я вам сейчас рассказал? – это бред. Несправедливость – это самое малое, что можно об этом сказать, но, тем не менее, мы с этим соглашаемся, мы киваем, да конечно, кто же будет следить за этим величайшим памятником истории архитектуры. Извините, хозяев выгнали из этого дома и они просят лишь одного, чтобы им вернули его обратно и позволили в нём жить. Вы понимаете, что все это достаточно условные параллели. Это та же самая толпа делает, та же толпа на Торфянке, та же самая толпа на Болотной площади, это всё толпа, стихия, которая управляется вполне узнаваемыми вождями, для которых самое главная цель – это бороться с Христом, бороться с Церковью. Они в течение всей своей жизни это делали, а мы почему-то, являясь верующими православными людьми, иногда из солидарности киваем головами, да, ну зачем передавать это здание Церкви и так далее.
Толпа – это страшная вещь, впрочем, я повторяюсь и говорю об этом далеко не в первый раз. Так вот упаси нас Бог, чтобы быть в числе той толпы, неразумной, управляемой, хотя ей кажется, что она очень свободолюбива и свободомысленна, но она управляема, она ведома теми, кто заинтересован в этом. Так вот, дорогие братья и сестры, толпа всегда мешает человеку, который не хочет жить по законам толпы, она мешает прийти ко Христу, мешает прийти к Богу, а, следовательно, мешает прийти к вечному спасению. Но вместе с тем, сегодняшний пример этого замечательного Закхея поразителен тем, что человек не захотел жить по законам толпы, праздной, суетной никчемной, ничего не способной дать взамен человеку, а единственное взыскав, этот человек увидел Христа и Христос вошел в его дом, в его жизнь.
Церковь знает продолжение жизни этого человека, он перестал, конечно же, быть тем, кем он был, потому что он половину имения раздал нищим, а кого он обидел, тому четверицею воздал. Он стал мучеником Христовым, он действительно физически принял страдания за Христа, так он возлюбил Христа. Дай Бог, чтобы в нашей жизни не было ничего, чем мы не могли бы пожертвовать взамен самого главного, что мы обрели в своей жизни, взамен Христа и Господа. Дай, Господи, чтобы Христос Господь, всецело воцарившись в доме нашего сердца, в нашей душе, никогда не оставил нашу обитель, чтобы и нам всегда дорожить этим Гостем, Который снизошел к нам и даровал нам радость быть вместе с нами.
Сегодня многие причастились Святых Христовых Таин, мы все причащаемся Пречистых Таин Христовых, тем самым соделываемся обителью Христовой, потому что Бог так благоволил жить в нашем сердце. Ничто другого Он не желает от нас, кроме нашего сердца. Неслучайно премудрый Соломон так и говорит, вернее Бог его устами говорит: Сыне, дай мне свое сердце. Посему, дорогие братья и сестры, уподобимся сегодняшнему Закхею, не по прежней жизни его, жизни стяжательства в мире земного бытия и существования, а уподобимся следованию за Христом несмотря ни на что, и тогда Господь поистине и нам вместе с Закхеем скажет: Закхее, подобает Ми в дому твоем днесь быти! Ибо и он сын Авраама, ибо Бог пришел спасти и взыскать погибшее.
Соделай, Господи, всех нас наследниками этой радости, всегда в своем сердце сохранять Христа и Господа, благоволившего наше сердце соделать Своим домом и Своею обителью. Аминь.