Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! В эти праздничные Рождественские дни наши сердца полны радости о Христе воплотившемся, ставшем подобным нам человеком, чтобы спасти весь род человеческий от греха, проклятия и самой смерти.

Как же мир встретил своего Спасителя? Ему даже не нашлось места в домах Вифлеема, и Христос рождается в пещере для скота, а первой кроваткой ему служит кормушка для бессловесных животных. Не цари с богатыми дарами устремляются к Нему, чтобы оказать достойное почтение Богомладенцу, а бедные пастухи, которым Ангелы открыли время и место рождения Мессии.

Когда же весть о рождении Царя Иудейского достигает дворца царя Ирода, то он решает погубить Младенца. Но Ирод рассуждает по-человечески, забывая, что Богу известны все замыслы людские. И когда царь посылает воинов губить младенцев в пределы Вифлеема, «…Ангел Господень является Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2: 13-15).

Зачем же бежать Сыну Божию от Ирода в Египет? Разве не мог Господь и будучи младенцем умолить Отца Своего, и Он представил бы Ему более двенадцати легионов Ангелов? (см. Мф.26:53) «Главную причину, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — показал сам евангелист, говоря: да сбудется предреченное: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос. 11:1), а вместе с тем и предвозвещались уже начатки благих надежд всей вселенной». Поскольку Вавилон и Египет были наиболее развращены нечестием, то о них в первую очередь и заботится Господь: посылает в Вавилон для проповеди волхвов, а Сам с Матерью приходит в Египет, освящая его Своим посещением.

Кроме этого, бегство Христа от гонителя пророчески прообразует участь Церкви Христовой на земле: всегда быть гонимой от мира, лежащего во зле (см. 1Ин. 5:19). А ненавидят Церковь Божию за то, что она не от мира сего. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; — говорит Господь Своим ученикам, — но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Так всякий христианин, желающий служить Богу, не должен смущаться и унывать, встречая на своём пути различные испытания и скорби, но переносить всё мужественно, имея перед собой пример множества святых мучеников и страдальцев, и образ Христа, с самых пелен добровольно претерпевшего гонения и скорби.

Чему ещё можем научиться мы из сегодняшних евангельских слов? Тому, чтобы бегать всякого греха с такой же поспешностью, с которой святое семейство устремилось в Египет. Среди ночи, взяв с собой только самое необходимое, ничуть не сомневаясь в словах Ангела Божия, они отправились в чужую страну, веря, что Бог позаботится о них. Не должны и мы сомневаться, что «любящим Бога … всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). Доверие Богу и Его святому Промыслу о каждом человеке, укрепляет в сердце главные добродетели: веру, надежду и любовь; позволяет христианину духовно бодрствовать, всегда радоваться и за всё благодарить (см. 1Фес. 5:16, 18).

Христос, убегая от злочестивого Ирода, показывает этим и то, что Бог удаляется от всякого человека, совершающего грех. Чем бы мы ни пытались оправдать свои прегрешения, Дух Святой отступает от нашего сердца, удаляясь от греховного зловония. Покуда гордость, злоба, неверие живут в душе, Господь не может приблизиться и любит человека издалека. После избавления от грубых страстей, благодать возвращается. Однако, если в нас остаются дети этих пороков – самолюбие, тщеславие, превозношение и прочие, Христос не может жить в нашем сердце постоянно. Нам надо брать пример с апостола Павла, который, хотя сначала и гнал Церковь Христову по неведению, но совершенно изменился, после явления ему Господа. Из ревностного гонителя он стал горячим проповедником Евангелия. И никакие скорби и гонения не могли поколебать в нём веры во Христа. Постараемся и мы приобрести спасительное покаяние, очищающее, перерождающее, освящающее наши сердца, дабы в них мог прийти и сотворить там обитель Христос (см. Ин. 14:23).

Сегодня Святая Церковь так же празднует память святых мужей, всей своей жизнью послуживших Богу. Это святые пророк и псалмопевец Давид, Иосиф Обручник и Иаков, брат Господень.

Царь Давид был прямым предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Отличался глубокой верой и ревностно исполнял волю Божию. Богодухновенная Псалтирь Давида – собрание молитвенных гимнов к Богу – широко употребляется в нашем богослужении.

Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было несколько детей, именно они называются в Евангелии братьями и сёстрами Христа. Овдовев, Иосиф жил в строгом воздержании и в возрасте восьмидесяти лет был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Будучи праведным и имея полное доверие Богу, он не раз сподоблялся явления Ангела, который открывал ему волю Божию.

Святой Иаков, брат Господень, был сыном Иосифа Обручника. Он уверовал во Христа как в Сына Божия и стал ревностным проповедником Евангелия, а затем и первым Иерусалимским епископом и мучеником за Христа: иудеи сбросили его с крыши Иерусалимского храма.

Этих трёх людей, имевших непосредственное отношение ко Христу, святая Церковь молитвенно ублажает и величает. Их же святыми молитвами пусть Господь сподобит и нас быть сердцем и душой близкими нашему Богу и Спасителю, чтобы и сейчас, и в будущей вечной жизни славить Его с Отцом и Святым Духом. 

Аминь.