Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день чтит и прославляет святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, великого угодника Божьего, просиявшего святостью и праведностью своего жития в четырнадцатом столетии. Он был афонским монахом и с детства воспринял от родительского воспитания твердую и несомненную веру во Христа. Его отец, будучи достаточно именитым сановником, вместе с тем, был человеком очень глубокого молитвенного делания. Есть даже известный случай, когда отец будущего святителя, находясь вместе с прочими сенаторами в присутствии императора Византийского, находился столь глубоко погруженным в молитву, что вопрос, который обратил к нему император, не получил своего ответа, поскольку он даже не услышал вопроса.
Казалось бы, внешне это было выражением крайнего неуважения к государю, но император, будучи верующим христианином сказал: Оставьте Паламу, ибо он сейчас находится не с нами. И это было действительно так, потому что был известен его молитвенный нрав, известно было его внутреннее молитвенное содержание, и в этом смысле, конечно же, это не было обидой, нанесенной государю, а было выражением того молитвенного состояния, в котором он находился практически всегда. И вот эту твердую, несомненную веру отец смог вложить в сердце своего ребенка.
У них с супругой было четверо детей и мы можем с вами увидеть сколь удивительные и дивные благоуханные духовные плоды принесло это супружество: все четверо детей стали монахами, а один из них, тот, которого мы сегодня празднуем и прославляем, был воистину величайшим среди святителей. Это было время богословских споров, время богословских распрей, в которых святитель Григорий смог, несмотря ни на какую изощренность еретиков, отстоять веру и чистоту святого Православия.
Супруга Паламы-старшего, о котором шла речь, стала монахиней, и все их четверо детей: два сына и две дочери, приняли святое иночество, всецело посвятив себя служению Господу.
И вот, сегодняшний день Церковь усваивает памяти святителя Григория, святителя, который защищал, как уже было об этом сказано, веру Христову. Он свидетельствовал о чистоте святого Православия в глазах многих и многих прельстившихся от некоего еретика Варлаама, смутившего очень многих людей. Ибо свидетельству этого защитника Христовой истины, предшествовала глубокая духовная жизнь. Святитель Григорий не чаял для себя другого поприща, никакого иного делания, нежели то, с чего он начал свой духовный монашеский путь: он ушел на Афон и там принял постриг в известном монастыре Ватопед. Там он прибывал в подвигах крайнего подвижничества. Слезы были неотъемлемой частью его молитвенного делания, потому что, повторяю, никакого иного для себя жизненного поприща они не мыслил и не чаял, нежели остаться в монастыре и скончать в нем свою жизнь.
Но Господь судил иначе. Этого дивного светильника Господь не оставил под спудом, а поставил его светить вверху горы, и он действительно был тем дивным святителем и светильником веры Христовой, веры Православной, которую свидетельствовал всею своею жизнью.
И вот сегодняшнее Евангельское повествование, внешне не имея прямой связи с тем, с чего мы начали сегодняшний разговор, но, тем не менее, позволяет всем нам, идя путем любви и несомненной веры в Господа, удостоится той же части, которой сподобился святитель Григорий Палама, епископ Фессалоникийский.
Сегодня мы с вами слышали всем нам известное Евангельское повествование об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом расслабленного. Это трогательнейшая история, которая не может оставить нас равнодушными. Дважды в году мы читаем этот Евангельский отрывок за Божественной Литургией, и вот один из этих дней, это вторая Неделя Великого поста.
Евангелие говорит нам о событиях, когда Христос пришел вместе с учениками Своими в Капернаум. Этот город неслучайно называется в Евангелии, как город Самого Господа. Господь называет его Своим городом, потому что Он там очень часто останавливался, подолгу жил, казалось бы, какой величайшей чести удостоился этот небольшой галилейский город Капернаум. Но в то же время, мы видим страшное Евангельское пророчество, которое Христос обращает в первую очередь именно этому городу, говоря: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Тире и Сидоне, если бы в Содоме и Гоморре были явленны те чудеса, которые были явлены в тебе, то они бы давным-давно в пепле и вретище покаялись. В этом смысле, Капернаум, который удостоился великой чести принимать Христа, принимать живого Бога, был до ада низвержен.
Те из вас, кто были на Святой Земле, наверняка не могли миновать этого города, впрочем, его даже нельзя назвать городам, потому что сейчас это руины и развалины. Конечно множество городов, весей и даже государств, и которые были некогда славными в древности, канули в лету и в безвестность и остаются в таком безвестном, бесславном состоянии и до сегодняшнего дня. Эту же участь разделил и Капернаум, потому что сейчас это лишь несколько фрагментов неизвестных фундаментов, сохранившихся старых и древних руин и более ничего.
Действительно, неложное слово Господа определило этому городу быть низверженному до ада, хотя многие города того времени остались и до сегодняшнего дня существуют. В первую очередь это и Иерусалим, и Вифлеем, и Тивериада, и многие другие города сохранились, а вот этот город, удостоившийся чести принимать Самого Христа, был низвержен и разрушен и до днесь.
Именно в этом городе произошло чудо, которое Христос совершил, и о котором сегодня в Евангельском повествовании говорится. О том, как Христос находился в доме, Предание указывает даже владельца этого дома, кем он был, это был апостол Петр, и вот в доме апостола Петра Христос находился вместе со Своими учениками и с теми людьми, которым посчастливилось войти в тот дом. Потому что огромная, необозримая толпа людей окружала Христа, не было даже возможности протиснуться через эти людские волны, которые окружали Господа, и не только дом, не только его двор, но и все пространство, окружавшее это жилище, было наполнено огромным количеством людей. Мы знаем об этом и много раз говорили, но это не перестает поражать той дерзновенностью, каковую обнаруживаем сегодня на страницах святого Евангелия, повествующего нам об этом чуде.
Четверо людей несли на одре, на некоем полотне своего расслабленного парализованного друга. Какая трогательная и вместе с тем печальная картина: четыре друга несут своего расслабленного товарища, и они, естественно, не могут протиснуться сквозь это людское море, и вот, тогда им приходит в голову совершенно необыкновенное решение, решение, повторяю, дерзновеннейшее. Они начинают пытаться взгромоздить своего парализованного друга на крышу дома, они волокут его. Откуда-то взяли лестницу, мы можем только представить себе каких неимоверных усилий, каких трудов это потребовало, но они все-таки пытаются его туда затащить, на эту кровлю этого дома.
Наверное, речь идет о таких легких восточных кровлях, которые и до сегодняшнего дня очень распространены, на Востоке. И вот, взгромоздив своего друга на крышу, они разбирают черепицу и на простынях, на каких-то веревках спускают одр беспомощного, неподвижного, расслабленного, парализованного человека к ногам Христа, Который находится во дворе этого дома и там беседует с окружающими Его людьми.
Они ни о чем не просят, там невозможно было о чем-либо просить, там невозможно было о чем-либо говорить, потому что была огромная толпа людей, и любые слова наверняка потонули бы в гуле этой толпы. Каждый из этой толпы желал бы прикоснуться ко Христу, услышать Его благоуветливое слово, и поэтому ни о чем даже речи не идет. Да и ненужно ни о чем просить, потому что Господь прежде нашего прошения знает наши нужды, наши скорби и наши боли. И вот, к ногам Христа спускается одр, на котором лежит неподвижный, беспомощный человек, и Христос произносит необыкновенные, удивительные, и вместе с тем очень важные и непременные слова: Чадо, прощаются тебе грехи твои. Тем самым Господь указывает на первопричину любой болезни, любого недуга, это наши грехи. И Господь отпускает, Господь прощает ему их.
И что мы видим с вами? Вместо глубочайшей благодарности, вместо благоговейного трепета, который должен был бы выразиться по отношению ко Христу и тому, что Он совершил, мы видим ропот, мы видим негодование, которые разносится с разных сторон: Кто Он, что Он себе позволяет? Кто Он таков? Ибо только лишь один Бог может прощать грехи. Тогда Господь произносит замечательные слова, на которые мы тоже многократно обращали с вами внимание. Господь, видя этот ропот, видя это негодование, видя вместо благодарности неблагодарность, говорит: Как вы думаете, что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: чадо, восстань, возьми свой одр и иди в том твой?
Конечно же, сказать прощаются тебе грехи твои несложно, но вот где эта гарантия, где видимое подтверждение, что грехи человеку прощены? Конечно, можно многое сказать, абсолютно без какой бы то ни было ответственности за слова, а вот сказать: Встань, возьми одр твой и иди в дом твой, – принуждает к тому, чтобы больной, парализованный и неспособный единым пестом своим двигнуть, встал бы и пошел.
— Так вот, тебе говорю, – говорит Христос, обращаясь к расслабленному: Возьми одр твой и иди в дом твой. И тот, который неспособен был и единым перстом двигнуть, восстал, как не могущий не восстать от всемогущего слова Божьего, и пошел в дом свой.
Замечательная деталь, которая сегодня обнаруживается в сегодняшнем Евангельском отрывке: все увидели этого восставшего от болезненного одра парализованного человека, о чем и помыслить были немыслимо и невозможно, и прославили Бога. Заметьте, когда его волокли, тащили на плечах его четыре друга, тогда никто не расступался перед ним, тогда люди были сомкнуты и невозможно были протиснуться сквозь эти ряды, а вот когда он восстал, вот тогда народ сам расступился, потому что увидел своими собственными глазами восставшего от одра болезни и прославил Бога.
Удивительное Евангельское повествование, удивительное свидетельство несомненной веры во Христа друзей, которые принесли своего расслабленного друга. Удивительное повествование о том, как истинная вера должна подтверждаться и свидетельствоваться любовью и делами этой самой любви.
Сегодня в Евангельском повествовании мы видим с вами тому подтверждение: мы должны не только сострадать, сопереживать, соболезновать в тех или иных печалях и скорбях нашим близким и окружающим нас людям — мы должны деятельно участвовать в их жизни, так, как это сделали четыре друга расслабленного.
Тоже поразительный момент, на который мы с вами не раз обращали внимание: никто ни о чем не просит, никто не молит, никто не взывает о помощи, но вместе с тем, их поступки, их действия побуждают Христа Господа нашего и Спасителя исцелить недужного человека. И в этом смысле, заметьте: друзья ни о чем не просят, они девствуют, они решительно и дерзновенно волокут больного друга на крышу, они разбирают кровлю и спускают его к ногам Христа.
Вот, то что ты видишь Своими глазами, – как бы говорят они: Неужели Ты останешься равнодушным к тому, кто пред Тобою лежит? И Христос, конечно же, не остается равнодушным, Господь конечно же исцеляет и врачует его, мало того, не только врачует его физические немощи и раны, но Господь врачует гораздо более глубокие язвы, то есть, язвы духовные. Он исцеляет его от грехов, освобождает его от грехов, как от причины любой болезни, любой скорби и любого жизненного несовершенства.
Еще одну мысль мне хотелось бы донести до вас: если уж даже эти не просят, то тем более расслабленный не может попросить, он и языком своим повернуть не способен, он ничего даже вымолвить не может, но мы видим с вами как по вере, мольбе и любви других людей исцеляется человек, который нуждается в этом. Поэтому, зная и видя вокруг себя близких и родных нам людей, мы должны всегда, нисколько не сомневаться в том, что Господь поможет им, даже если мы не видим очевидного вмешательства Божьего в их судьбу, как видим в сегодняшнем Евангельском примере, нисколько не должны падать духом, не унывать, не опускать беспомощно рук, а знать, что Господь все равно дарствует и нам и им исцеление и врачевание.
Вот сегодняшнее Евангельское повествование говорит нам с вами, дорогие братья и сестры, о том, что если мы будем идти с Божией помощью путем сострадания, любви и твердой несомненной веры в Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, все будет по этой вере несомненно.
И пусть Господь дарствует нам тот путь, о котором свидетельствовал своею жизнью ныне празднуемый святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, о которым мы с вами говорили в самом начале нашей с вами беседы – путь ревностного стояния в вере Христовой, как и путь сострадания ближнему своему, чтобы и нам стать подобным ему и войти в ту меру, какую осуществил он.
Поздравляю всех вас, дорогие мои братья и сестры, с этим великим и замечательным торжеством Церкви Христовой: памятью святителя Григория Паламы!
Будем всегда верны Господу в твердом, чистом и несомненном исповедании святого Православия. Будем верны в несомненной уверенности в то, что Господь никогда не оставит нас ни в какой жизненной скорби и нужде.
И дарует нам по нашей молитве, по нашей вере и по нашей верности Ему. Аминь.