Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, а также с началом Рождественского поста!

Традиционно в канун, или первый день этого поста, Святая Церковь за воскресным богослужением предлагает нам притчу Христа Спасителя о милосердном самарянине (см.: Лк. 10, 25-37). Притча эта хорошо всем нам знакома, но поскольку из года в год Церковь читает это евангельское зачало во всеуслышание, значит, мы должны делать постоянно какие-то важные выводы, когда слышим ее.

В притче говорится о том, что один человек по дороге из Иерусалима попал к разбойникам и был избит до полусмерти, но проходившие мимо священник и левит не оказали ему никакой помощи. Подошел к страждущему только самарянин, который, как говорит Священное Писание, сжалился, умилосердился над ним, посадил его на своего ослика, привез в гостиничный дом, возлил масло, вино, сделал все необходимое, чтобы обезвредить его раны, провел с ним всю ночь, так как раненый человек был в бессознательном состоянии. Уходя, самарянин дал гостиннику два динария – это достаточно большая сумма, которой могло бы хватить на целый месяц, чтобы ухаживать за этим человеком, и добавил, что если гостинник и больше потратит на больного, то, когда он вернется, отдаст ему и это необходимое.

Эту притчу Христос рассказал в ответ на вопросы законника: что нужно сделать, чтобы жизнь вечную наследовать, и кто является нашим ближним? Для верующего человека очевидно, кто является ближним для пострадавшего: конечно, это самарянин. Но святые толкователи свидетельствуют о том, что Четвероевангелие, Священное Писание иносказательно открывает именно внутренний мир человека. С этой точки зрения рассуждая над этой притчей, непросто догадаться, что таким в разбойники впадшим человеком является каждый из нас.

Проецируя эту притчу на самих себя, чаще всего мы желаем быть теми самарянами, которые помогают израненному человеку. Почти никогда не приходит мысль, что таким израненным, впадшим в разбойники человеком являюсь я. И вот вопрос: кто поможет мне?

Можно говорить о помощи самому себе: по учению Церкви, в каждом из нас имеется новозаветный человек и человек ветхозаветный, тлеющий по похотям прелести (см.: Рим. 7, 22-25). Новозаветный человек знает, что нужно сделать, чтобы быть спасенным, но на помощь этому умирающему человеку не придет. А как проверить, на самом ли деле каждый из нас может быть сравнен с тем, кто попал в разбойники, кто умирает, кто истекает кровью и, если помощь не придет, в конце концов умрет?

В духовном смысле это несложно сделать. Если мы задумываемся о необходимости служения Богу и ближнему, и нам от этого становится скучно, уныло, тошно, значит, мы умираем. Если человек, задумывающийся о смерти, начинается ее страшится, впадает в уныние, в страх, в оцепенение от мысли, что по смерти все закончится и ничего больше не будет, он умирает, как этот в разбойники впадший человек. Ему надо обязательно оказать помощь. И кто это сделает, кто начнет бить во все колокола и возливать елей, вино на раны, если не мы сами? Господь всегда готов это сделать, но Он не может насильно в нашу жизнь войти и заставить нас это сделать. Если мы сами этого не сделаем, никто не поможет нам.

А что знает новозаветный человек в каждом из нас? Откуда может прийти помощь? Ответ на этот вопрос есть в апостольском зачале из Послания к Ефесянам (см.: Еф. 2, 4-10). Апостол Павел говорит, что Бог по великой милости через Иисуса Христа спас каждого из нас даром благодати Своей: «Благодатью вы спасены, и сие не от вас, это Божий дар, через веру вашу». Таким образом, мы можем быть спасены, воскрешены, выведены из состояния омертвелости только даром благодати. А где его взять? Мы его никогда в себе не родим, что бы мы ни делали, что бы мы ни творили сами в себе.

Самарянин возливает масло и вино на раны умирающему человеку – по словам святых толкователей, это и есть образ дара благодати, которая подается в Церкви через Таинства. Таинство Крещения-Покаяния – это елей, а вино, которое обезвреживало в древности раны, совершая своего рода дезинфекцию, это Причастие Святых Тела и Крови Христовых. И поэтому, хотим мы или не хотим, если мы не возлюбим эти два самых главных и великих Таинства Церкви, никакого прока от всего остального не будет.

Что сделать, чтобы вечный живот наследовать? Это, наверное, самый главный вопрос, который нас заставляет ходить в храм, участвовать в церковных Таинствах. Так устроил Господь, что только через полученный дар благодати мы можем быть спасенными. Как его получить? Достаточно ли будет пойти в храм, на исповедь, к Причастию или нет? Нет, недостаточно, потому что не автоматически, не механически это совершается, а только при условии исполнения человеком заповедей Божиих, и именно заповедей о милосердии. Чтобы дар благодати получить, умирающего в себе человека воскресить, оживотворить, чтобы, слыша о Боге, он радовался и ликовал, поступай так, как милосердный самарянин.

С одной стороны, надо привлекать своего внутреннего человека к участию в жизни церковной, богослужебных Таинствах. С другой стороны, поступать так, как милосердный самарянин: ближним оказывать милосердие, исполнять заповеди, но не механически: сердце твое должно сжалиться при виде страданий человеческих. За смирение, за труд по преодолению себя Господь подает нам дар благодати и оживотворяет каждого из нас, и делает способным воспринять эти великие слова апостола Павла о том, что во Христе Иисусе Господь Бог нас не только оживотворил, но одесную Бога посадил и дал нам все величие Славы Своей.

Учение Церкви о творении человека несложно: Бог по Своей любви и из желания к этой великой любви приобщить творит человека. Изначально человек творится для того, чтобы эту любовь Божию искать, найти и в ней существовать. Если мы ее не ищем, а находится она исключительно через милосердие к ближнему и через желание во что бы то ни стало быть со Христом, то нарушаем заповедь Божию о существовании человека, ради которого мы вызваны из небытия.

Поэтому в начале Рождественского поста, дорогие братья и сестры, обратим особое внимание на самих себя, прислушаемся к своему внутреннему сердечному голосу, к тому мироощущению, которое имеет каждый из нас, попробуем сверить свои внутренние часы с этой притчей. И если для нас по-прежнему остается открытым вопрос существования вечной жизни – мы не до конца верим в то, что она возможна, но всеми силами хотим, чтобы так было, – будем поступать так, как милосердный самарянин, и самих себя почаще приобщать к дару благодати Божественной через церковные Таинства и через творение дел милосердия.

Аминь.