Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, который именуется Неделей по Рождестве Христовом! Сегодня мы с вами чествуем праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, то есть тех, кто послужил для пришествия в мир Богочеловека своею плотью и своими делами.

Евангельское зачало, которое мы сегодня слышали, раскрывает перед нами удивительное действие промысла Божиего, столь отличного от логики, разума человеческого. Как говорят в народе, человек предполагает, а Господь располагает. Пришел в мир Господь, родился Богомладенец, Его прославляют пастухи, а также Симеон-Богоприимец и Анна-пророчица, весь Иерусалим услышал о родившемся Мессии. Волхвы не сообщают царю Ироду место, где находится Младенец, царь чувствует себя осмеянным и приказывает убить, уничтожить всех младенцев в Вифлееме и в его окрестностях от двух лет и ниже. В это время праведный Иосиф со Святым Семейством по откровению от Ангела бежит в Египет, прячется там от зверонравного царя. В итоге получается, что люди, принявшие весть о родившемся Мессии-Царе, практически уверены в том, что Богомладенец-Христос также уничтожен. Премудрым промыслом Божиим они поставляются в полное неведение о том, что с Ним, где Он, жив ли Он.

Когда же Ирод умирает, Ангел во сне дает откровение Иосифу вернуться. Он не говорит, куда идти, сам Иосиф решает не возвращаться в Вифлеем, где Младенец мог бы быть узнан. Он знает, что в Иудее царствует жестокий царь Архелай, сын Ирода Великого. Поэтому Святое Семейство поселяется в Назарете, и там никому не известный Младенец Иисус возрастает, а Иосиф, конечно, никому не говорит, что это прославленный и обетованный Израилю Мессия. Вот так действует Господь. Зачем Он так поступает?

В Евангелии есть одна история (см.: Лк. 4, 16-30), которая свидетельствует об оправданности таких Божественных действий. Господь с младенчества возрастал в городе Назарет, вместе со всеми ходил в синагогу, Его знали, Его видели, с Ним общались как с мальчиком, как с отроком, как с юношей, как с молодым человеком. Когда же Он, тридцатилетний, выйдя на общественное служение, пришел вновь в синагогу Назарета, где все Его знали, и, открыв книгу пророка Исаии, прочел: «Дух Господень на Мне, сего ради помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня», – люди начали соблазняться. Как перед ними может быть Он, Мессия-Христос? Они не могут в это поверить, они не могут это принять, ведь Иисус всего-навсего сын плотника (ср.: Мф. 13, 55). Дошло даже до того, что хотели Его сбросить с горы за богохульство, которое, с их точки зрения, выразилось в том, что Иисус указал им на Себя, как на Мессию. Переходя от частного к общему: а приняли ли бы, а поверили бы в Него как в Мессию иерусалимляне, если бы Иисус в течение более двадцати лет возрастал там?

Но почему же не поверили назаретяне? Премудрый промысл Божий свидетельствует человеку о том, что не сразу сердце человеческое возрастает в полную меру возраста Христова (см.: Еф. 4, 13), не сразу это происходит. И не поверили жители Назарета в то, что перед ними Мессия, по одной простой причине: до Своего совершеннолетия Иисус не совершал перед их глазами никаких чудес, ничего не было Им совершаемо в возрасте младенческом, отроческом, юношеском, что в глазах людей могло бы быть названо чудом. В сознании человека, который нередко сам додумывает для себя то, каким Истинный Мессия должен быть, есть убеждение, что Христос, вошедший в твою жизнь, сразу должен сделать так, чтобы вся она была пронизана чудом (ср.: Мф. 16, 4). Христос вроде есть, а чудес от Него нет – вот это расхождение и вводит человека в величайший соблазн, в сильнейшее искушение.

А какое отношение это имеет к нам? Нередко бывает так, что в нашем сердце силою, действием Церкви рождается Христос, как говорит апостол Павел: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (см.: Гал. 4, 16). Но сразу ждать того, что Он начнет в твоей жизни творить чудеса, налево и направо раскидывать всех твоих врагов, создавать вокруг тебя комфорт и уют, обязательно сразу должен дать вкусить тебе Царства Божия, пришедшего в силе (см.: Мк. 9, 1), – очень наивно.

Сегодняшняя евангельская история свидетельствует нам о противоположном: пришедший во плоти Христос, когда еще был очень маленьким, когда был не в состоянии сказать слова́ «мама» и «папа», уже начал подвергаться жесточайшим гонениям, испытывать такие опасности, которые угрожали Ему неминуемой смертью. И здесь очень важно то, как действуют те, кто Его окружает. Иосиф слышал от пастырей, он слышал от Девы Марии, он слышал от Ангелов, он слышал от Симеона и Анны то, что Младенец, которого родила Дева, есть Мессия. Значит, можно было бы тогда Иосифу, ожидая от Младенца чудес, сказать: «Нет, не может, конечно, ничего с Ним произойти, даже если Ироду очень захочется, ведь с Иисусом Бог».

Иосиф так не поступает, его праведность подсказывает ему нечто противоположное: нужно как можно быстрее бежать от Ирода, иначе Младенец Христос будет уничтожен. Так же и при возвращении Святого Семейства из Египта: Иосиф осознает, что возвращение в Вифлеем спровоцирует для жизни младенца Иисуса постоянные преждевременные опасности.

Подобно и в жизни человеческой. Христос приходит в твое сердце, в твою жизнь, как росток драгоценного растения, который начинает произрастать в ней («прозябать» – славянское слово, очень красивое и трогательное). Необходимо беречь Его, охранять Его, нужно стараться всеми силами, чтобы не был растоптан этот цветок, не попран, не сломан.

А как это сделать? Что от нас требуется? Не чудес ждать, а именно всеми силами, и головой, и руками, и действиями встать на защиту Христа в нашем сердце. Такими ограждающими и оберегающими действиями для этого дивного цветка являются покаяние и исполнение заповедей Божиих. Да, это те евангельские заповеди, которые очень просто прописаны, те заповеди, которые постоянно находятся перед нашими глазами, которые мы постоянно слышим и даже, что греха таить, знаем наизусть, можем их цитировать в нужный момент и в нужном месте! Беда в одном: все это имея, зная и понимая, мы эти заповеди редко исполняем, ленимся и стесняемся их исполнять, потому что нам все время кажется, что пришедший в мир Христос требует от нас чего-то другого. А Он хочет, чтобы мы Его оберегали.

Но придет время, созреет человек в благочестивом подвиге, и тогда Христос в его сердце начнет творить чудеса и обязательно сотворит величайшее чудо, которое только способен вместить в себя человек. Всем своим сердцем, всей своею душою и умом он будет пронзен, ошеломлен переживанием и мыслью, которые даст ему вкусить Господь. Эта мысль о спасении от вечной смерти: она попрана, человеку принесена победа над адом, для него открыт рай, все готово, дело только за человеком.

В такие праздники, как Рождество Христово, хочется всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать, чтобы мы неленостно исполняли заповеди Божии, чтобы мы неленостно совершали в своей жизни покаяние, без которого не пребудет в нашем сердце Христос, без которого не откроется перед нами Его блаженное Царство.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 29-ю по Пятидесятнице.

 12.01.2024