Христос Воскресе!
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Неделей святых жен-мироносиц, а также Иосифа Аримафейского и Никодима (см.: Мф. 27, 51-61).
В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам лицезреть подвиг любви, на который способен человек, поскольку то, что совершили благообразный Иосиф с Никодимом и святые жены-мироносицы, – это из ряда вон выходящие поступки, память о которых проходит сквозь тысячелетия.
В момент распятия Господа наступила тьма по всей земле с шестого часа до девятого, согласно иудейскому счету, а в нашем измерении это значит, что на шесть часов великая мгла объяла землю. Это явление носило явно апокалипсический характер, сопровождалось и другими природными катаклизмами, от которых человеку становилось очень страшно и тяжело. В этот момент те, кто находились близ Христа, испытывали, как бы мы сейчас сказали, жуткий дискомфорт, им хотелось убежать, укрыться, спрятаться. Апостолы так и сделали.
Лишь некоторые пошли до конца, и среди них был советник синедриона Иосиф, который скрывался до поры до времени, тая́ свою веру в Иисуса как в Мессию, потому что понимал: если он покажет, что он ученик Господа, то лишится абсолютно всех земных благ, которые имел благодаря своему таланту и должности.
Но когда Господь на кресте умер, Иосиф понял, что Тело Господа как изгоя и проклятого в глазах иудеев никто не погребет согласно традиции, а язычники могут с ним сделать все что угодно. Тогда, порывая со старой жизнью, он открыто идет к Пилату – убийце Того, Тело Которого он намерен просить. И это было величайшим дерзновением и мужеством – сам Пилат удивился, как такое может быть. Буквально сломленный тем, на что пошел Иосиф ради Христа, Пилат сделал вид, что удивился тому, что Христос уже умер. И после этого прокуратор разрешил Иосифу забрать Святое Тело для погребения.
Иосиф жертвует свой новый гроб, который был высечен им для семейного захоронения. Он покупает новую плащаницу, чтобы, как благоуханный цветок, окутать в нее умершую плоть Христа, через которую совершено спасение людей.
И женщины-мироносицы находятся с Господом до конца, издалека смотрят на казнь, ведь воины никого туда не подпускают. Как только наступил рассвет после субботы, они бегут к месту погребения, чтобы умастить Великого Покойника, воздать хотя бы Его плоти то, что они не могли Ему воздать до конца. Им, несомненно, угрожает смерть, потому что там охрана, которая их не пропустит, а пещера завалена великим камнем, который они не смогут отвалить. Они все это понимают, но не могут не идти, ими руководит великая любовь, которая сильнее страха.
И эта истинная любовь к Богу, которая не дрогнула в самые страшные моменты их жизни, вознаграждена: Всеведущий, Всемогущий Господь разрешает их недоумение. Камень отвален явившимся Ангелом, который благовествует им о величайшем событии, о космическом перевороте такими словами: «Вы ищете Распятого? Его нет здесь. Вот место, где Его положили, идите посмотрите» (см.: Мк. 16, 1-8).
Вспомним апостола Фому: ему недостаточно было свидетельства целых десяти апостолов для того, чтобы поверить в Воскресение. Он сказал: «До тех пор, пока не вложу свои персты в ребра Его прободенные и в язвы Его, не буду иметь веры» (см.: Ин. 20, 25). Но женщинам-мироносицам, возможно, в силу женской интуиции, для доказательства Воскресения Иисуса достаточно лишь того факта, что Его нет там, где Его положили при погребении.
А после Ангел говорит: «Идите и скажите ученикам и Петру, что Он воскрес и предваряет вас в Галилее». Но, согласно евангельскому тексту, их объял трепет и ужас, и они никому ничего не сказали, потому что боялись. Понять причину их поступка отчасти нам мешает перевод. В греческом тексте на месте русского слова «ужас» стоит «э́кстасис», то есть экстаз – неимоверный восторг и радость, от которых они, как говорит блаженный Феофилакт, как бы сошли с ума, настолько неожиданно для них было это откровение. Весть о Воскресении наполнила их священным трепетом и поначалу не дала им возможности поделиться с другими этой новостью, они в глубине своих сердец, в тайне, как сокровище, скрыли принятую весть о чуде.
Подвиг жен-мироносиц и благообразных Иосифа Аримафейского с Никодимом – важное свидетельство того, какую любовь к Богу должен каждый из нас иметь.
Символичен камень, которым был завален гроб Христа. Гроб – это сердце человека, а камнем является страшный грех нечувствия, который не допускает до сердца божественных рассуждений, божественной благодати, пресекает всячески вход благой вести. Из-за чего этот камень образуется? От рассеянной жизни человека, погруженного в суету, от пренебрежения законом Божиим, его поверхностного принятия. Спокойствие человека, который как будто бы все знает, которому больше ничего не надо, как печать, запечатывает сердце, сохраняя его греховность.
В таком состоянии человек не может возрадоваться Богу, возблагодарить, возлюбить Его, даже если он хочет и понимает умом, что это нужно. В общении с ближними такой человек раздражителен и зол, в общении с Богом во время молитвы он постоянно отвлекается на пустяки. Садится читать Священное Писание – его начинает клонить в сон, все валится из рук.
Как преодолеть это страшное состояние? Святые отцы говорят о необходимости привести себя в состояние сердечного умиления, жалости о себе самом, о своей греховности, о своей невозможности сделать что-либо для Бога, Который пришел для тебя, пострадал и распялся.
Работа над собой, важная, серьезная, кропотливая, ни для кого не заметная, является главным стержнем в жизни верующего человека. Если он не займется собой, не разобьет камень нечувствия, гроб его сердца останется гробом, спасение для него закрыто. А ведь необходимо, чтобы сердце стало светлейшим всякого чертога царского, стало обиталищем Жениха Небесного, стало источником твоего воскресения.
Тот, кто имеет от Господа дар при божественных словесах, песнопениях, молитвах испытывать восторг и радость, пусть бережет это сокровище, никому его не показывает, никому о нем не говорит. Тот, у кого этого дара нет, должен обеспокоиться тем, чтобы его приобрести.
Что для этого надо сделать? Бог помогает тому, кто беззаветно и мужественно служит Ему, кто не боится ничего ради служения Божественной Любви. У Бога нет лицеприятия, и абсолютно неважно, кто ты. Жены-мироносицы сделали шаг навстречу Господу, и Он тотчас откликнулся и сделал их проповедниками Воскресения, и им самим это открыл, и проповедь их звучит на все времена.
В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы желание решительно и мужественно служить Господу не оставляло нас. Будем молиться, чтобы даровал Он нам избавление от греха нечувствия, сделав способными любить Его, и через эту любовь воскреснуть в блаженную вечность! Аминь.
Воистину Воскресе Христос!
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.
04.05.2025