Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали евангельскую притчу о двух должниках (см.: Мф. 18, 23-35). В ней говорится о том, что один господин призвал своего должника и потребовал от него долг, который был очень велик, – 10 000 талантов. Но поскольку должник не мог его отдать, то господин хотел его наказать. Когда же должник попросил у господина отсрочки и обещал, что позже все отдаст, господин простил этот долг и отпустил его.

Но должник пошел и тотчас начал от своего друга, который тоже должен ему очень незначительную сумму денег, требовать вернуть долг. И не хотел над ним сжалиться. Друзья прощенного должника пожаловались господину, сказав, что тот ведет себя неподобающе. И вот уже за то, что при своем прощенном долге он начал требовать у должника незначительную сумму денег, наказал господин этого должника.

И, пожалуй, самый важный момент заключается не в самой притче, а в том, как Господь ее заканчивает: «Так и Отец Ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших, если вы от сердца не будете прощать должникам вашим согрешения их» (см.: Мф. 18, 35). Все православие, все дело нашего спасения направлено исключительно на то, чтобы наше сердце стало достойным, чтобы оно стало способным впустить в себя Царство Божие.

В Евангелии Христос неслучайно говорит: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Само по себе переживание рая или ада, места, где человек находится, определяется абсолютно не внешними условиями, а именно тем, где в данный момент находится его сердце.

Мы знаем, что в очень стесненных обстоятельствах на горе Преображения святые апостолы почувствовали себя как в раю, поскольку сердце их впустило в себя дар благодати Духа Святаго. Мы знаем, что Адам, находясь в раю после грехопадения, не переживал его как место блаженства. Он бегал от Бога, он стеснялся и стыдился, иными словами, мучился, хотя еще находился в раю, как говорит Священное Писание.

И поэтому все наши устремления, все наши подвиги должны быть направлены исключительно на одно – на то, к чему нас призывает Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Он есть воплотившаяся Истина и Премудрость, нет и никогда не будет на земле никого, кто мог бы точнее, мудрее и истиннее определить, что нужно человеку для того, чтобы войти в рай, в вечное блаженство.

Воплотившаяся Премудрость и Истина определяет нашу задачу очень просто: мы должны прощать от сердца ближнему согрешения его, то есть так, чтобы после не чувствовать ни горечи, ни боли, ни озлобленности, ни раздражительности. Чтобы не просто ничего не иметь против человека, который случайно где-то в автобусе на ногу мне наступил и сам не знает об этом, но ничего не иметь именно против того, кто взял и специально плюнул мне в лицо.

Конечно, дойти до такой способности прощать, как мы понимаем, очень трудно, почти невозможно, но если Бог хочет, чтобы так было, и говорит, что это единственное условие, чтобы оказаться в раю, стоит подвизаться на этом очень непростом пути. Но с чего начать? Где взять силы, чтобы прощать тех людей, которые часто действительно нагло по отношению к нам себя ведут? Как мы можем простить их от сердца?

Это во многом зависит от расположения, которое мы должны иметь, но не по отношению к ближнему, а по отношению к самой жизни. Ведь тот огромнейший долг, который в притче прощает господин должнику, 10 000 талантов, настолько велик, что в него даже сложно было попасть человеку. Это тонны золота по меркам ветхозаветного Израиля. Это сопоставимо только с даром жизни, который дает нам Господь.

Погрузившись в жизненную суету, мы редко задумываемся, откуда мы появились. Редко благодарим Бога за то, что Он взял нас и из небытия вывел, создал нас разумными творениями, имеющими самосознание. Он дал нам возможность наслаждаться всем тем, что нас окружает, более того, сказал, что вечная блаженная жизнь ждет каждого из нас. Разве мы об этом помним?

Человек с чистым сердцем, наверное, день и ночь прыгал бы от радости, как ребенок, от того, что такое уготовал ему Господь. Но мы замыкаемся на себе и сердце, которое могло бы быть счастливым и блаженным,  заставляем жить совсем другими идеалами.

И причина того, что мы не можем простить ближним согрешений против нас, определяется очень просто – мы создали для себя какой-то кумир, идеал, который, как нам кажется, даст счастье. И когда ближний встает на нашем пути, мешает нам во что бы то ни стало достичь этого ложного идеала, мы начинаем злиться на него, мы не способны бываем простить его со всеми вытекающими последствиями и для его жизни, и для нашей. Мы просто себе портим кровь, как говорят в народе.

Но Божественная Истина неслучайно делает акцент на необходимости не приобретать мир: «Какая польза человеку, – говорит Господь, – если он весь мир приобрящет, а душу свою отщетит?» (см.: Мф. 16, 26). Что мы положим на весы взамен того мира, который приобрели, когда перейдем порог вечности? Абсолютно ничего мы не можем дать взамен, мы останемся ни с чем. А вот открытое, способное прощать, иными словами, любящее ближних, а значит и Бога, сердце мы можем дать Господу взамен вечной блаженной жизни, которую Он готов будет нам дать.

Но, замыкаясь на себе, на деле спасения своего, мы ведем себя как постоянные должники перед Богом, как будто не веря Ему в том, что Он простил нам наши грехи, и любыми путями хотим доказать Ему, что мы праведники. Но Господь совсем о другом говорит: о том, что мы грешники, что нам надо признаться в этом и возблагодарить Бога за то, что даже страшные грехи могут быть нам прощены. Именно от этого в сердце человека появляется истинная радость о Господе, о том великом даре, который называется даром спасения, или даром прощения, или даром милосердия. И начинается все исключительно на путях прощения от сердца грехов ближним нашим.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. 

Притча о немилосердном должнике.

 

23.08.2020