Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам притчу о сеятеле из Евангелия от Луки (см.: Лк. 8, 5-15). Эту притчу мы все хорошо знаем, в течение богослужебного года мы ее слышим неоднократно. Но в ней скрывается великая мудрость, которая должна нас наставлять ко спасению. Поэтому не будем пренебрегать волей Святой Церкви: притча будет нелишним напоминанием о том, что мы, часто надмеваясь своим знанием, абсолютно ничего не знаем и мало в чем разбираемся.

Но если эта притча начинает нас духовно радовать и чем больше мы ее слышим, тем в больший духовный восторг приходим, значит, мы действительно ее знаем, прониклись ей, поняли ее, прочувствовали. Несмотря на то, что притча предельно проста, как объясняют святые отцы, Сам Господь ее толкует апостолам, и это свидетельствует о ее предельной важности.

Господь начинает ее с очень простых слов: «Вышел сеятель сеять…». В Евангелии от Матфея находится целый блок притч, идущих подряд, (7 притч в XIII главе), которые так и называются «притчи о Царствии Небесном». Первая притча о сеятеле, а последняя о неводе. Этими притчами Господь изображает то, как человек спасается, то есть сначала зерно вбрасывается в землю, а затем итог – рыбаки закидывают невод в море и вытаскивают плоды, которые для Царства Божия человек должен был принести.

Толкование притчи Господом является для нас особенно важным: той почве, в которую бросается зерно (земля при дороге, камень, тернии, добрая земля), уподобляется человек или сердце человека. Но для многих все равно непонятно: в каком смысле это сердце человека? Какой именно «духовный орган» на языке святых отцов называется душою или сердцем?

Апостол Павел на заре христианства сказал, что вера у человека бывает от слышания (см.: Рим. 10, 17). Но мы знаем, что недостаточно услышать, и неслучайно Христос эту притчу заканчивает словами: «имеющий уши да слышит». Недостаточно услышать, нужно, чтобы что-то откликнулось в тебе. А что должно откликнуться, сработать, «щелкнуть» в человеке для того, чтобы то слово, которое ты услышал, дошло до тебя и пробрало до костей, до кончиков пальцев? Ответ прост: это воля человеческая. Если не будет соизволения с моей стороны на то, чтобы принять то, что мне говорят, то каким бы правильным, истинным, красивым, вдохновляющим оно ни было, ничто не поможет. Именно так бывает в нашей жизни, когда она омрачена грехом, злобой, раздражительностью. Какие бы хорошие, добрые, любящие слова тебе ни говорили, все не так и все не то, ты как будто закрылся на железные двери, не может другой человек войти в твою душу. Так же и слово Божие.

И вот эта воля сравнена с землей. Что значит воля, подобная вытоптанной земле при дороге, на которую семя падает? Это воля человека, которому абсолютно все равно, есть слово Божие или нет. Подобно тысячам, миллионам других слов, слово Божие входит в наши уши и выходит из них без следа. Бывает, что мы слышим слово Божие, но нам все равно, о чем оно говорит. Или мы считаем, что мы все поняли и нам иного не надо.

Воля, которая уподобляется камню, это, конечно, гордость человеческая. По своей гордости человек часто не может принять то, что ему говорит Господь, что Он ему заповедует, о чем Он его просит. Заповеди блаженства гласят: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны кротции, ибо они наследуют землю» (см.: Мф. 5, 4-5). Да разве это блаженство? – скажет гордый человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что для человека, не верующего в то, что Христос называет счастьем, оно есть не счастье, а безумие, и никто не пойдет на это счастье.

А земля с терниями? Человек ищет счастье, ему нужно наслаждение, и если слово Божие, заповеди, то, что обещает Господь, человек воспринимает наравне с тем, что приносит ему удовольствие, то стремление к наслаждению, а на  церковном языке это называется похоть, заглушит то, что мы называем благодатным семенем.

И только добрая, благая почва является той почвой, которую призывает нас иметь Господь, которая должна принять слово Божие, которая должна стать соподчиненной воле Божественной.

Земля добрая отличается принципиально от первых трех видов почвы только одним: это та земля, которая когда-то была утоптанной, каменистой, в терниях, но на нее сеятель перед тем, как семя бросить, поставил плуг и глубоко вспахал эту землю. Убрал с нее камни, выдернул корни, выкинул подальше и сжег, и земля стала доброй и благой.

Как мы можем подготовить волю к тому, чтобы она стала подобной этой доброй земле? Недостаточно захотеть и сказать: я буду иметь такую волю. Господь неслучайно говорит о том, что в терпении человек должен плод приносить. И терпение, к которому призывает нас Господь, по сути дела, есть крестоношение тех обстоятельств, которыми нас окружает жизнь. И мы знаем, что подлинно церковные люди болью и страданием «вспахали» свою жизнь, хлебнули, как говорят в народе, лиха и горя, пролили немало крови и слез. Вот для них слово Божие – это нечто особенное, оно способно принести плод в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат.

А что значит плод принести в несколько крат? Проблема верующего человека часто заключается в том, что он сам себе сбивает прицелы, абсолютно не понимает, куда несется, зачем ему слово Божие нужно. Для чего дано Священное Писание? Оно дано нам исключительно для того, чтобы спасению научить. Новый Завет был заключен нашим Господом с человечеством после того, как Он пролил Свою Пречистую кровь, заплатил дорогую цену, отдал Свою жизнь на кресте. Если Всесильный и любящий Бог пошел на это, то наверное это стоит того!

В какой Завет мы входим с Господом? Завет о том, чтобы нам здесь жить хорошо, не болеть, не страдать, не мучиться? Конечно, нет. Господь приносит вечную блаженную жизнь и обещает ее человеку. Он не обещает нам здесь, в земной жизни, ничего милого, сладкого, доброго, комфортного. Если это есть, да, это неплохо, но если нет, мы вступили с Ним в Завет о другом, о вечной и блаженной жизни. Для достижения этого стоит поработать, постараться.

И если мы постоянно помним о том, для чего мы здесь, то тогда воля наша совсем по-другому будет реагировать на то слово, которое Господь нам дает, которое Он просит нас исполнить. Не будем забывать, что Спаситель есть воплотившаяся Истина, Которая и воплотилась отчасти для того, чтобы на понятном для каждого человека языке сказать, что нужно сделать, чтобы в вечную блаженную жизнь войти.

И когда на добрую почву падает семя и человек в терпении, смиряя свою волю с теми обстоятельствами, которые посылает Господь, пытается это семя взрастить, то оно приносит плод во сто крат. Это значит, что то откровение, которое человек получает через терпение в несении невзгод, взращивании Слова Божия, та радость, то понимание того, что есть на самом деле истинное спасение, настолько велики и вдохновляющи, что их можно сравнить лишь с обильнейшим излиянием благодати в человеческую жизнь.

И поэтому притча о сеятеле призывает каждого из нас еще и еще раз попытаться для себя очень четко обозначить, ради чего мы живем. Чтобы мы нашли в себе силы наше сердце, нашу волю «вспахать» и слово Божие принять. И тогда не посрамит нас Господь и мы будем наследниками вечного и блаженного Царства Христова.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.

01.11.2020