Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, торжествуя престольный праздник этого храма, вспоминаем день кончины удивительного Святого, который на протяжении всей истории Церкви, от первого поколения христиан и до наших дней, пользуется совершенно особенным почитанием, и о котором сам Господь Иисус Христос сказал: «Ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя…» (Лк. 7:28).

Это был последний и величайший пророк Ветхого Завета, остановившийся на пороге Нового Завета и ставшим мучеником за правду Божию. Он пришел в этот мир тогда, когда Господь уже давно не посылал народу Иудейскому пророков. Его проповедь в пустыне потрясла людей, словно вернулись древние времена пророков Илии, Исаии или даже Моисея. Он проповедовал покаяние, и символом этого покаяния было крещение – очищение в водах Иорданских. Надо сказать, что этот обряд в то время был известен иудеям, и они применяли его по отношению к язычникам, которые хотели воспринять веру в Бога Израилева. И вот к ним самим, как к еще нуждающимся в очищении, нуждающимся в подлинном обновления, Предтеча (а именно как Предтеча пришествия Христова он и был явлен этому миру), Иоанн обращает свое слово: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17). 

С этих слов начинается его служение. Вспомним, что с этими же словами начал свое земное служение и Господь Иисус Христос. И каждому из нас, кто только начинает свой церковный путь, обращаясь к Богу, также необходимо помнить об этом обновлении, которое требуется для того, чтобы войти в жизнь вечную, о покаянии, о перемене ума, которое способно обратить человека от тьмы к свету, от греха к праведности, от служения сатане к свободе славы чад Божьих. 

Мы вспоминаем сегодня его трагичную кончину во время пира у царя Ирода, когда тот клятвенно пообещал молодой женщине, которая танцевала и угодила всем возлежащим на пиру, что чего она ни попросит, то он даст ей, даже до половины царстваИ после того ее мать, незаконная жена Ирода  Иродиада, ненавидевшая Иоанна Крестителя, посчитала, что это удобный момент свести с ним счеты, и научилала свою дочь просить в награду на блюде главу Иоанна Предтечи. «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице» (Мф.14:09-10).

Он нарушил и закон Божий, и закон человеческий. Нарушение это заключалось не только в неправеднлм убийстве, но и в том, в чем его обличал Пророк и Предтеча. Он отослал свою законную жену, дочь аравийского царя, и незаконно женился на жене брата, отняв у брата Филиппа эту женщину, которая обольстилась выгодами своего нового положения, и поэтому проповедь и обличение Иоанна Крестителя так задевали ее. И это же было нарушением закона Божия, потому что свят и непорочен брак – это благословение Божие, это заповедь, данная еще прародителям в раю. Жизнь Предтечи, конечно, стоила намного дороже этой нелепой клятвы, которую царь дал своим пьяным гостям. Поэтому он согрешил и здесь, незаконно отняв жизнь у праведника, которого, по всей видимости, уважал, любил слушать, но которого так малодушно, в состоянии греховного помрачения ума так легко отправил на смерть. И можно задаться вопросом, почему же кончина того, кто был назван самим Предтечей, «другом Жениха», «гласом вопиющего в пустыне», величайшим из рожденных женами, была столь бесславна (См. Ин. 3:29, Лк. 1:7)? Но ведь смысл не в том, чтобы наша смерть или наша жизнь была славной, а в том, чтобы мы исполнили волю Божию, пронесли верность Христу до конца. И вот эту верность и исполнение воли Божией, Предтеча, как свою миссию, пронес до конца. Он действительно стал Предтечей, стал «гласом вопиющего в пустыне», он подготовил путь, для Спасителя, и как бескомпромиссный проповедник правды Божьей, стал мучеником за эту Божью правду.

Показателен еще один момент. Незадолго до своей кончины Иоанн посылает своих учеников к Иисусу, чтобы они спросили Его, тот ли Он, которого ожидает весь народ Иудейский, или ожидать им другого. Известное толкование говорит о том, что ради своих учеников Иоанн Предтеча решился на такой шаг. Да, возможно, его ученикам еще больше, чем ему самому, нужно было утвердиться в своей вере. Но это не исключает и подвига веры самого Крестителя. И какой Спаситель дает ответ? Вместо того, чтобы сказать Своему Предтече, заключенному в узах: «да, это я, не сомневайся!», Он цитирует строки о Мессии из Ветхого Завета: «…слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Мф. 11:5).

То есть то, о чём возвещали древние пророки, как о времени наступления дня Господня, как о дне пришествия Мессии, для настоящего, для Предтечи это была реальность сегодняшнего дня. «И блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк. 7:23) – говорит Господь, оставляя место для подвига веры Своего Предтечи, Своего Крестителя. И Иоанн оказался в этом верен до конца. В книге Откровения есть удивительные слова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). 

Это заповедь актуално, в общем-то, для каждого христианина. А великий Пророк и Предтеча является для каждого из нас – и для тех, кто посвятил себя служению Церкви в священном сане, и для тех, кто посвятил себя служению Богу в Церкви, став христианином, – образцом, прежде всего, верности правде Божией, бескомпромиссного, бесстрашного возвещения ее в этом мире и образцом верности Его слову, которое он исполнил до конца – и всей жизнью, и даже самой кончиной своею. Поэтому он является нашим с вами наставником, учителем и молитвенником о том, что Господь каждого из нас утвердил в вере, в правде Своей, в любви Своей и в верности заповедям Христовым. Аминь.

11 сентября 2024 года,
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве города Москвы