Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днём! Каждый воскресный день мы снова и снова переживаем событие, которое лежит в основе нашего спасения – неизреченную тайну победы Христовой над смертью. И в сегодняшнем апостольском чтение, которое мы слышали на Литургии, апостол Павел убеждает, уверяет коринфских христиан твердо держаться этой веры. Вся 15-я глава первого послания к Коринфянам посвящена учению о воскресении. А надо сказать, что в те времена для язычников и особенно для греков, которые были воспитаны на философии Платона, трудно было вместить в своем сознании, как человек может воскреснуть из мертвых. Они исходили из следующих  философских предпосылок: душа – это частица божественного мира, света, а тело – нечто низменное, темное, злое, из которого, как из уз материи, эти частицы света должны только освободиться путем аскезы или путем неприятия всего телесного. И вот эти платоновские представления как раз мешали некоторым слушателям апостола Павла, принять веру в воскресение Христово и в воскресение мертвых. Но показательно, что с самого начала Церковь настаивала на этой вере. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века…» – и сегодня, снова и снова повторяем мы словами в нашего Символа веры.

 Апостол Павел обращается к таким христианам, которые сомневаются в воскресении, не верят или понимают его в каком-то ином метафорическом смысле. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…» (1 Кор. 15:1-4). В этих словах, впоследних двух стихах заключен древнейший символ веры. Христос умер за грехи наши по Писанию, был погребен и воскрес в третий день по Писанию. Отзвук, опять же, этого древнейшего символа веры заключен в нашем Никео-Цареградском Символе веры – «…и воскресшего в третий день по Писанию».

Какое именно Писание имеет в виду апостол Павел? Когда писались эти строки в послании к Коринфянам в письме, еще не были написаны Евангелия, еще не было книг Нового Завета, кроме нескольких посланий апостола Павла. Писанием ранние христиане называли Ветхий Завет. И в данном случае имеется в виду не какое-то конкретное пророческое место из Ветхого Завета, а в целом все Писание, вся его совокупность, все пророчества о Христе.

И здесь заключена мысль, к которой апостол Павел снова и снова возвращается в разных местах своих посланий – о том, что весь Ветхий Завет ведет ко Христу. Весь Ветхий Завет есть приготовление, предчувствие Нового Завета, и находит свое завершение, раскрытие, полноту во Христе. Далее, говорится, что Господь Воскресший «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15:5-8).

 Об особом явлении воскресшего Господа апостола Петру нам не сообщает Евангелие. Есть исповедание Петра, когда он явился на Тивириадском озере, двенадцати апостолам или кто из них был рыбаками, вместе с тем вопрошал Симона Петра «….любишь ли мя?…» (Ин 21:15). Но здесь имеется в виду какое-то особое явление апостолу Петру, о котором нам не сообщают евангелисты. Так же, как р явление апостолу Иакову, брату Господню. Мы не найдем в Четвероевангелии этого эпизода, однако, согласно более древнейшему свидетельству апостола Павла, было и такое явление, и даже было явление Воскресшего более нежели 500 братьев одновременно. Все эти скупые подробности как бы дополняют евангельскую картину явлений Воскресшего.

Но обратим внимание на то слово, которое здесь употребляется: «явился Кифе…» (1 Кор. 15). Буквально, «был явлен». Здесь имеется в виду та великая истина, которая является источником нашей надежды, источником наших сил, источником всего благодатного бытия Церкви, заключенная в словах Христа: «Я с вами во все дни до скончания века…» (Мф. 28:20). Его присутствие в Церкви после Вознесения не становится менее реальным, Воскресший продолжает присутствовать с нами, как с апостолами и Его присутствие им дано было ощутить, увидеть. Как-будто бы Господь подсветил духовный взгляд апостолов, и они увидели Его в реальности, что Он здесь и сейчас рядом с ними. И Он продолжает пребывать с нами по своему неложному обетованию. Он и сегодня с нами. Он соединяет нас в Свое Тело, мы все причастились Его Тела и Крови. Воскресшей со Своей Церковью во все дни до скончания века.

«После всех явился и мне, — пишет апостол Павел, — как некоему извергу». Здесь слово «изверг», конечно, не употребляется в нашем обыденном значении, как синоним слова «злодей», как, например, это царь Ирод, который послал убить младенцев. Здесь оно употребляется своем изначальном смысле. Слово «изверг» употребляется по отношению к такому печальному явлению, как преждевременный выкидыш. В лучшем случае, недоношенный ребенок. И вот таковым себя ощущает апостол Павел по своему смирению перед прочими апостолами. Действительно, прочие апостолы видели Христа в Его земной жизни, они разделялись с Ним тяготы Его пути, проповедничества, были свидетелями Его славных деяний, бесед, Преображения, и так далее. Апостол Павел только в последнее время был причислен к апостолам, как бы наскоро. Да, и он видел Воскресшего Господа по пути в Дамаск, и он, бывший гонитель, благодаря тому, что он лицом к лицу встретился с реальностью Воскресшего, стал апостолом. В то же самое время он обращает внимание на значение благодати Божией. «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:9-10). 

Действительно, явное чудо – гонитель становится апостолом. И судя по тому, что мы знаем на основании Священного Писания, на основании всего корпуса священных книг, среди которых столько посланий апостола Павла, можно допустить, что он не меньше других апостолов потрудился, если не больше. И вот это явное действие благодати Божией. Это урок для каждого из нас, когда мы видим, что в нашей жизни происходит что-то хорошее, или мы стремимся приписать себе какие-то заслуги, видим в себе какие-то таланты, радуемся, бывает, тому, какие мы великие, надо помнить, что всё это – дары Божии, это действие благодати Божией в нас, и благодарить за это Бога. «Благодатию Божиею есмь то, что есмь», можем и мы сказать с апостолом Павлом.

В последующем он говорит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:12-14). 

Воскресением Христовым утверждается Церковь. Реальность Воскресения открывается нам в опыте веры, в опыте Причастия, в ощущении незримого, но реального присутствия Христа, в опыте святости людей, как первых христиан, так и нынешних подвижников веры. Все это –и  святость, и добрые дела, и любовь, и свет, который мы встречаем в глазах святых или подвижников, наконец, само незримое, но реальное присутствие Христа в Церкви, и вообще, в нашей жизни – это и есть лучшее свидетельство истинности Воскресения. Наконец, эту истину подтверждает сам факт бытия Церкви в истории, в которой, начиная с Голгофы, было множество моментов, когда Церковь могла прекратить свое существование по всем земным критериям и стадо Христово должно было рассеяться, проповедь заглохнуть, уйти в прошлое, остаться где-то в истории.

Однако же, как в первом веке, так и в истории Церкви в нашем Отечестве в недавнее время, мы видим, как снова и снова подтверждается истинна слов Христа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф. 16:18). А врата ада сокрушены именно Воскресением Господним.

В этом заключен и величайший нравственный смысл Воскресения для христианина. Это, прежде всего, ощущение светлой надежды и упование нашей сопричастности Воскресшему Господу, сопричастности той Любви, которая некогда создала этот мир, призвав его и каждого из нас из небытия в бытие, которая явилась в этом греховном мире, как свет во тьме, чтобы прогнать нашу тьму, чтобы сокрушить ад, чтобы свое Воскресение сделать нашим воскресением, нашей с вами победой над смертью, нашей с вами жизнью вечной. Будем помнить об этом всегда и с этим светом внутри превозмогать все зло, все испытания и все тяготы в нашей жизни. Аминь.  

15 сентября 2024 года,
Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы