Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую всех и поздравляю с воскресным днем и с продолжающимся праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Благодарю вас за совместное богослужение, совместную молитву, за чудесное пение, особенно, народное. Вы лучше меня знаете по своему опыту, что когда весь храм поет в самые важнейшие моменты богослужения — это совершенно особенная молитва, которая увлекает каждого из нас и возносит горе. Это очень хорошая традиция и ее надо всячески поддерживать и развивать. Пусть ваш приход будет примером в этом отношении. Сегодня я хотел вспомнить ту евангельскую притчу, которую мы слышали на Литургии. Мы уже услышали поучение, но я сделаю акцент на некоторых вещах. Прежде всего, под виноградником в рассказанной Спасителем притче подразумевался Израиль, народ Божий. И не случайно, что книжники и фарисеи, вопрошатели Христа, услышав эту притчу, безошибочно поняли, что именно о них она сказана. И как сказано далее в тексте, «старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Мф. 21:46).

В этот момент Спаситель ясно заявляет о себе как о Сыне Самого Бога, Хозяина виноградника. После того, как посылаемые Господином слуги — пророки, возвещающие покаяние, возвещающие волю Божию, — были отвергнуты или убиты, пришел Наследник, Которого самозваные хозяева виноградника тоже собираются убить. Спаситель вполне отдавал Себе отчет о том, какая кончина Ему предстоит, и прямо в лицо своим недоброжелателям говорит об этом. Но эту притчу мы снова и снова читаем, раскрывая Евангелие дома, снова и снова Церковь предлагает ее к нашему вниманию в этот день, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. Для чего? Это уже обличение не одного Израиля. Довольно для народа иудейского тех обличений, с которыми к ним обращался Господь, Иисус Христос. Слово Божие имеет вечный, универсальный характер, и все, что было сказано, все, что написано, может быть обращено к нашей совести.

И Церковь предлагает сегодняшнюю притчу к нашему покаянному размышлению. Конечно, она и о Церкви тоже, так как Церковь — это новый народ Божий, это виноградник. До сих пор мы используем этот библейский образ на Литургии, когда звучат слова: «призри с небесе и виждь, и посети виноград сей…» (Пс. 79:15). Это сказано обо всем народе Божием, обо всех христианах, о всей Церкви.
Получается, что делатели этого виноградника — прежде всего, апостолы, благовестники, священнослужители и пастыри Нового Завета. И прежде всего к нам, священнослужителям, пастырям и архипастырям, относится эта притча, как грозное предостережение. Не закрываем ли мы собою Христа? Не препятствуем ли мы народу Божию приносить добрые плоды? Думаю, этот вопрос должен задавать себе каждый священник и архиерей.

Но и в более широком смысле — эта притча обращается к сердцу каждого человека, потому что под виноградником можно понимать все дары Божии, которые окружают нас в этом мире. Все, что мы имеем, начиная с самой жизни — это и любовь близких, и дружба, и здоровье, и те или иные таланты, общее благополучие — это дары Божии, присутствующие в нашей жизни, но которые мы часто не замечаем, находя повод для ропота на Бога и жалоб на свою жизнь. Мы часто не замечаем в нашей жизни есть много хорошего, которго, несомненно, больше, чем плохого. Но даже то, что кажется нам плохим, может стать горьким, но необходимым лекарством для возрастания к Вечности, при правильном отношении к нему.

Когда мы вспомним, что все, чем мы обладаем (начиная с того, что Господь нас призывал из небытия в бытие, и даже более того — даровал нам вечную жизнь), является незаслуженным даром, данным нам Господом, Который ожидает от нас какие-то плоды, какой-то ответ, то следует каждому из нас задуматься. Какие плоды Господь ожидает от нас? Слово Божие дает ответ. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Будем стремиться к тому, чтобы принести Господу плоды, чтобы наши дарования, все, чем мы обладаем, вся наша жизнь стала бы чистым вином для Царствия Божия.

Посвящая Богу с благодарением наши дарования или саму нашу жизнь, мы тем самым приглашаем Его в свою жизнь и Он наполняет ее своим присутствием. Образом чего может послужить и святая Евхаристия, когда простые дары земли, хлеб и вино, приносятся нами Богу, как самый небольшой и скромный дар. И Господь, принимая этот наш скромный дар, тут же возвращает нам его в качестве чего-то неизмеримо большего — как Свое Тело и Свою Кровь, делая нас причастниками Своего Божества. В более широком смысле можно сказать, что все стороны нашей жизни могут быть так же, с благодарением, посвящены Богу, чтобы Господь наполнил нашу жизнь Собою, а вместе с Собою принес и любовь, и мир, и смысл, и радость. В этом призвание наше, как делателей в винограднике Божием, и будем стремиться к тому, чтобы в нашей жизни принести Господу многие плоды для Царствия Божия — согласно другой евангелькой притче, в сто, и шестьдесят, и в тридцать крат (см. Мф. 13:23). Аминь.

22 сентября 2024 года,
Храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, что в Леонове города Москвы