«А Он возьмет и воскресит! Я верю». О Пасхе для каждого из нас. Интервью благочинного храмов Троицкого округа протоиерея Георгия Климова

Материал взят с сайта СвятыеOnline 

На Пасху храмы переполнены. Но как, придя в храм, оказаться причастником вечности? Как пережить личную Пасху? Что для этого надо? Рассказывает благочинный Троицкого округа Москвы протоиерей Георгий Климов.

Почему на Пасху все стремятся в храм?

Часто люди приходят в храм на Пасху по традиции: «Так делали наши прадеды и отцы – и мы так делаем». Но где-то в глубинах сознания у человека все равно есть ощущение того, что это Праздников Праздник. Душа человеческая, – не важно, в каком состоянии она находится: постился ты или не постился, трудился над ее очищением или не трудился, – создана для вечности, и на уровне духовной интуиции она не может не чувствовать, как именно сейчас открывается реальность вечной жизни для нас.

ЭТУ ДОСТОВЕРНОСТЬ ЛЮБВИ, ИЗЛИВАЮЩЕЙСЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ТОЧНО ПЕРЕДАЕТ СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ В СВОЕМ ОГЛАСИТЕЛЬНОМ СЛОВЕ НА ПАСХУ: «ВОЗДЕРЖНЫЕ И БЕСПЕЧНЫЕ, РАВНО ПОЧТИТЕ ЭТОТ ДЕНЬ; ПОСТИВШИЕСЯ И НЕПОСТИВШИЕСЯ, ВОЗВЕСЕЛИТЕСЬ НЫНЕ!» ВСЕ И КАЖДЫЙ – ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДА СВОЕГО!

Да, есть, как повествует святитель, ссылаясь на притчу об одиннадцатом часе (Мф. 20:1-16), нанятые в 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час, а есть те, кто подоспел только в 11-й – но этим 11-м часом Господь свидетельствует о том, что нет тех людей, которые не были бы призваны к этой радости! Здесь заложен очень серьезный смысл – на чем зиждется наше спасение? Мы не зарабатываем его у Господа, не отрабатываем его, как наемники. Нет, это дар любви. Дар не по долгу, а исключительно по милосердию. Господь не может и не хочет никого обойти этой любовью. Он есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Как ответить Господу на Его любовь к нам?

Ответить Господу на любовь мы можем только благодарностью. А вот тут и начинается самое интересное: как эту благодарность в своем сердце родить? Это то, на что нас и пытается сподвигнуть Церковь особенно во дни Великого поста. Само таинство таинств Евхаристия – есть не что иное, как благодарение (от греч. εὐχαριστία).

ВОЙТИ В РАДОСТЬ – ЗНАЧИТ ПРИНЯТЬ ДАР ЛЮБВИ, ПРИНЕСЕННОЙ ХРИСТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. ПРИНЯТЬ ДОСТОИН ТОЛЬКО ТОТ, КТО НАУЧИЛСЯ ОТДАВАТЬ. ИНАЧЕ НЕ БУДЕТ БЛАГОДАРНОСТИ. А ЕСЛИ ЕЕ НЕТ – ЗНАЧИТ, ТЫ ЧУЖД ЕДИНСТВА И ЛЮБВИ. ТОЛЬКО ЖЕРТВЕННОЕ СЕРДЦЕ, КОТОРОЕ СОТВОРЯЕМ В СЕБЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ, ИСТОЩАЯСЬ, МОЖЕТ СОВОСКРЕСАТЬ СО ХРИСТОМ.

Подобное познается подобным. Настолько, насколько ты сам приобщаешься жертвенного служения Богу и ближним, ты готов не пройти и мимо Воскресшего Христа. Ветхозаветный прообраз стяжания жертвенного сердца – попытка заклания Авраамом своего сына: человек, готовый ради Бога на все, обязывает, как говорят святые отцы, и Бога на взаимность. Поэтому святой творит чудеса, так же, как и Господь. «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12), – обещал Он Своим ученикам.

В чем смысл чудес?

Любое чудо – есть знамение веры. А еще – знамение единства. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:37-38). Так же и святые пребывают в Господе и Он в них, и так же, как Сын Божий возвращал души уверовавших к Отцу, святые ведут ко Христу. Чудо всегда направлено на то, чтобы укрепить и утвердить веру во Христа. А если веры нет, то чудо может сыграть злую шутку – произвести духовное насилие над душой человека. А несвободное волеизъявление не может быть отправной точкой пути ко Христу. Но человек может и принципиально отвергать Христа, тогда чудо лишь обличает и ожесточает такого преемника фарисеев.

Но мы должны помнить, что Господь обращается в лице апостолов ко всем христианам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29), – напишет, ссылаясь на свой опыт, апостол Павел. Страдания он называет даром Божиим для нас! Страдать, как Он и за Него. Это дар Божий! А кто об этом задумывается? Ученики просят у Господа сесть одному по правую сторону, а другому по левую в славе Его, а Он им сообщает: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:39). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18).

ХРИСТИАНЕ – СОЛЬ ЗЕМЛИ (МФ. 5:13). ОНА ПРЕДОХРАНЯЕТ ОТ ГНИЕНИЯ, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРУЮЩИЕ УДЕРЖИВАЮТ ОБЩЕСТВО ОТ НРАВСТВЕННОГО РАЗЛОЖЕНИЯ. СОЛЬ, ГОВОРИТ СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ, НЕПРИЯТНА НА ВКУС ЛЮДЕЙ СЛАСТОЛЮБИВЫХ, А ЭТО ЗНАЧИТ, ПРОДОЛЖАЕТ ОН: ГОНЕНИЯ, НАСМЕШКИ, ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА, – ПОСТОЯННО БУДУТ СОПРОВОЖДАТЬ ВАС В ДЕЛЕ БЛАГОВЕСТИЯ!

Как дорасти до Воскресения?

С Воскресением Христовым наша связь зиждется на очень важной истине: зерно, пав в землю, если не умрет, не оживет (см.: 1 Кор. 15:35). И здесь тоже есть знамение единства: «если… не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (см.: Ин. 12:24). Дорасти до Воскресения, как это ни странно будет звучать, может только тот, кто готов к отречению от своего ветхого естества, кто может вот так по любви к Спасителю взять крест свой и, подобно оплеванному и Распятому, уничижив себя, последовать Ему. Последовать куда? На Голгофу. И такому человеку уже не надо объяснять слова: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор. 15:14). Истинность этих слов по-новому открывается человеку, прошедшему поприще Великого поста: очистившемуся, смирившемуся, просветленному.

ПОСТ СПОДВИГАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЗАДУМАТЬСЯ: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОКРОВИЩЕМ ДЛЯ МЕНЯ? ЕСЛИ Я РАСПОРЯЖУСЬ ЭТОЙ ДЕСЯТИНОЙ – ДЕСЯТОЙ ЧАСТЬЮ ГОДА – ТАК, КАК НАС ПРИЗЫВАЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ ЦЕРКОВЬ, ТО ПОЛУЧУ ВНУТРЕННЕЕ УВЕРЕНИЕ: СОКРОВИЩЕМ ДЛЯ МЕНЯ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, МОЖЕТ СТАТЬ НЕБО! И ТОГДА ЧЕЛОВЕК УЖЕ НЕ МОЖЕТ НЕ ОТКЛИКНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ НА ЭТУ РАДОСТЬ ПАСХАЛЬНОГО ТОРЖЕСТВА!

Но человек греховный, живущий по началам этого мира, всегда ищет доказательств того, что он хороший, при этом хочет удостоверяться в этом, не работая над собой, а сравнивая себя с другими. Когда кому-то плохо, самолюбивый человек откликается, находя в этой снисходительной помощи тому, кто в данном случае слаб, повод для самоуслаждения своей гордыни. Достоевский в своем дневнике как-то подметил: «Русскому человеку где-то на глубине души всегда становится так приятно оттого, что кому-то где-то стало плохо». А вот если кому-то где-то стало хорошо, здесь уже сложнее с удовлетворением чувства собственного превосходства. Может примешаться зависть. Это как у старшего сына в притче о блудном сыне: он не смог разделить эту радость возвращения своего брата из униженного состояния свинопаса в прежнее достоинство сына домовладыки. Почему? Казалось бы, брат вернулся… Эгоизм налицо! Он-то и попирается в опыте самоотречения, и тогда человеку открывается радость, которой «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). 

Но мы празднуем воскресение Христово и в каждый воскресный день, – это более 50 раз в году. День Господень Церковь установила в напоминание нам. Человек удобопреклонен ко греху, а там, где грех, – всегда сердечное забвение открытой нам Господом радости и любви. А предстояние в храме хотя бы в воскресный день уже помогает душе не осуетиться, не заунывать, а поддерживать в себе способность воспринимать эту вечную истину о нашем предназначении. И не хочет ли этим Церковь засвидетельствовать перед нами, что каждая неделя нашей жизни может стать седмицей Страстной?

В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ПОЕМ О ХРИСТЕ: «И СТРАДАВША, И ПОГРЕБЕННА, И ВОСКРЕСШАГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЕМ». ЧТО ЭТО ЗА ССЫЛКА НА ПИСАНИЯ?

Ответ находим в словах Самого Христа, когда Он на требование фарисеев дать знамение скажет: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40). Это одно из главнейших указаний Господа на свидетельство книг Ветхого Завета о Его Воскресении.

А почему именно это знамение дается?

Святые отцы, рассуждая, почему фарисеи требуют у Христа знамения после десятка чудес, совершенных на их глазах, отвечают: по жестокосердию. Их сердца были невменяемы к уразумению чудес Божиих, направленных на созидание жизни – возвращения здоровья больному, изгнание беса из человека, воскрешение мертвого. Им нужен был эффект, который бы поразил их. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что требование у Богочеловека знамения с Неба со стороны фарисеев – это богохульная дерзость, проистекающая из начал плотского мудрования, произведенного в человеке развратной жизнью. И Господь, понимая, что никакое чудо их не удовлетворит, говорит о знамении самом решительном, которое произойдет в истории человечества – Своем трехдневном Воскресении. Но этим отказом в знамении с ссылкой на то, что произойдет, Господь свидетельствует, что и Воскресение ими не будет воспринято как знамение. Оно не поможет им обрести Христа – спастись. А еще больше ожесточит. Этот диалог сродни притче о богаче и Лазаре, в которой говорится: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). То есть речь в данном случае идет о сознательном отказе от Христа.

Когда Господь впервые говорит ученикам о Своем Воскресении?

На вечере у мытаря Левия Матфея ученики Иоанновы спрашивают Его: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14). И Господь отвечает им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). И далее: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16-17). Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место, указывает, что здесь, приводя эти притчи, Христос говорит о Воскресении, но поскольку Воскресение выше естества, вместить это Откровение человеческое естество не в состоянии. Господь вынужден говорить прикровенно. И дальше Златоуст говорит: они смогут вместить это слово, только когда обновятся Духом Святым. То есть только после Пятидесятницы. Уже после Своего Воскресения Господь в течение 40 дней являлся апостолам, учил их тайнам Царствия Божия, открыл им ум для уразумения Писания, и вот Он ведет их на Елеонскую гору, а они вдруг возьми и спроси: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). То есть и тогда они еще не до конца все понимали.

Но озарения все-таки случались у того же апостола Петра в Кессарии Филипповой. Когда Господь спросит учеников: «Вы за кого Меня почитаете?» Петр ответит от лица всех: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Христос тогда ему четко скажет: «То, что ты сейчас произнес, Петр, есть Божественное откровение. Ни плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» (см. Мф. 16:17). Такое дается человеку только за смирение, которое рождается под гнетом терпения и исполнения заповедей.

Вы посмотрите, как ученики Христовы смиряются перед всем происходящим? Только в дерзновенной вере человек и может все это понести. Помните беседу о хлебе жизни? Про слова Господа сказано: «жестоко слово сие» (Ин. 6:60). Не только иудеи, но и многие из учеников идут вспять и больше вслед за Ним не ходят. Господь оборачивается и спрашивает у оставшихся: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Апостол Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). А дальше – мне кажется очень важный принцип, который формулирует апостол Петр так: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6:69).

СНАЧАЛА – ВЕРА! А ТАМ, ГДЕ ВЕРА, ТАМ И ОТКРОВЕНИЕ. А ОТКРОВЕНИЕ И ЕСТЬ ИСТИННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА.

Но чтобы поверить, надо переступить через свое «я» с его опытом, мнением, рассуждениями, – как надо смириться человеку, чтобы на это пойти! Как надо было смириться виночерпиям, когда Матерь Божия говорит им: «Что скажет Он вам, то сделайте!» (Ин. 2:5). Они черпают воду и несут ее архитриклину! Чисто по-человечески расценить, так это безумие и издевательство! Над ними же сейчас будут смеяться! Но вот она вера: они это делают! По послушанию. Почему говорится: послушание превыше поста и молитвы? Да потому что там, где нет послушания, там своя воля. Там нет места чуду, Бог не может действовать там. Своя воля всегда ограничена человеческой рациональностью. А жизнь – она превыше рациональности.

Как приобрести смирение?

У каждого своя голгофа – и это уже проявление того смирения, которое ты имеешь. Смирение – понятие коварное для нашего плотского ума. Понять, что такое смирение, сложно, даже читая писания тех, кто смирением явно обладал. Мы говорим о Божественном смирении, но через что мы это Божественное смирение можем воспринять? «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8), – говорится о Христе. Но если мы говорим о Боге, мы не можем сказать, что Бог изменился: что до этого Он был не смиренным, а после смирился. Бог неизменяем. Значит, Бог – не только Любовь, Бог – есть Смирение. Как это усвоить?

СМИРЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ТОЛЬКО ОДНИМ ОБРАЗОМ: КАКОЙ БЫ ВОЛЯ БОЖИЯ В ОТНОШЕНИИ МЕНЯ НИ БЫЛА, Я ЕЕ ПЫТАЮСЬ ИСПОЛНИТЬ ВСЕМИ СИЛАМИ. ЭТО И ЕСТЬ СМИРЕНИЕ – ИСПОЛНЕНИЕ ВОЛИ БОЖИЕЙ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – УЖЕ ВНЕ ЭТОГО.

Один пожилой человек однажды сказал мне: «Я всю жизнь каялся в лени. Но тут меня осенило: это не лень! Это своеволие! А что такое своеволие – это отсутствие смирения». Мне сначала показалось, что он что-то непонятное говорит, но потом, подумав, я понял, что он сто раз прав. Воля Божия познается в обстоятельствах жизни. А если я отказываюсь и говорю: «Я ленив…» Это самооправдание. Не ленивый я! Я не смиренный! Тот, кто себя заставляет через не-хочу, тот смирился. А отказываясь смиряться, отказываешься спастись.

Как действует вера в человеке?

Через таинство веры Господь, соединившийся с нашим человеческим естеством, приобщает и нас Своего Божества. В это единство веры мы вступаем в опыте участия в таинствах церковных, в которых таинственно Духом Своим Святым действует Сам Бог, а также исполняя Его Евангелие. Господь обращается к нам, друзьям Своим: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4-5). Он призывает открыто: «Если надо идти на смерть, идите не страшась». Господь не говорит: «Если ты уже воскрес в жизнь вечную здесь, на земле, то не бойся, а если не воскрес для жизни вечной уже здесь, на земле, то убегай». Нет, Он говорит не так. Напротив, ободряет: «Ты давай сей в тление, не переживай, остальное сделаю Я». А я Ему верю! Так если я Ему верю и смиренное я существо, то я верю, что я сейчас умру за Христа, а Он меня воскресит! Он же Бог, Всемогущий, да еще и любит меня! Как 12-летнюю отроковицу воскресил, как сына наинской вдовы воскресил, как Лазаря воскресил – так и меня воскресит! Без всяких проблем и сложностей! Даже без особых трудов. Скажет: «Спит отрок!» Раз – и всё: проснулся. Пять тысяч лет проспал, а Ему всё равно! Хоть сто тысяч лет проспи. А Он возьмет и воскресит! Я верю.

Слово «Пасха» переводится как «переход». От чего к чему должны мы переходить?

ДОСТАТОЧНО ВСЛУШАТЬСЯ В БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, ЧТОБЫ ОЩУТИТЬ, ОТ ЧЕГО К ЧЕМУ МЫ ПЕРЕХОДИМ «ВЕСЕЛЫМИ НОГАМИ». ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ, ИЗ АДА В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ, ОТ СУДА К ВОСКРЕСЕНИЮ, ОТ ДИАВОЛА К БОГУ.

Смерти празднуем умерщвление. Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя – да празднует убо вся тварь восстание Христово, в нем же утверждаемся. Переход от своей самости к исполнению воли Божией. Это ли не торжество торжеств? Войди в радость Господа своего. Пасха – свидетельство о возможности и готовности поменять сокровище сердца. Отдать свое сердце Христу.