Поход на Воньгу

Новость взята с сайта храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково.

Грозовыми перекатами
Разыграется в сердце сталь.
Мы с тобою одинаковы,
Нас заветная манит даль.

Перевалы, пороги бурлящие
И нехоженых чащ печаль
Тайной лягут на души наши,
Тайной, вечно манящей вдаль.

Кирилл Романов

Как известно, поход начинается задолго до того, как участники садятся в поезд, — начинается в Москве закупкой продуктов, подготовкой снаряжения, сбором вещей. В этом походе уже на этапе подготовки чувствовалась заинтересованность и желание помогать всех участников — даже тех, кто пойти с нами не смог.

WhatsApp Image 2023-06-23 at 20.02.48

WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.46

На вокзале лихо справились с немалым (приуменьшено автором) количеством вещей и, попрощавшись с провожающими, как только лица их скрылись, принялись за обустройство быта в вагоне и поиски еды. С каждым походом все больше начинаешь замечать, как любое пространство, где находятся походники, превращается в их дом: заполняется вещами, гулом голосов, походными запахами и ощущением кипящей жизни захватывает всех вокруг.

Мы настолько захватили в свое пространство проводницу нашего вагона и начальника поезда, что они помогали нам выгружаться как могли — раньше прибыли на станцию и открыли всевозможные двери (стоянка на станции Энгозеро, куда мы прибывали, — 2 минуты), а потом долго прощались с нами и выражали надежду на встречу после похода.

Вот мы на Энгозере. Все, кто раньше сомневался в кровожадности мошки и комаров, сомневаться перестали и начали двигаться быстрее, занятые погрузкой и разгрузкой вещей, установкой палаток и вновь обживанием местности. Замирать заставляли лишь виды огромного озера и живописных берегов, да белые ночи, когда солнце садится и тут же встает. Все скорее ждали наступления следующего дня, когда пойдем по воде на наших суднах.

И вот этот день настал — собирали катамараны, готовили первый походный завтрак, купались (погода благоволила), готовили удочки, вновь укладывали вещи на лодки, сверяли карты — и в путь. Перед началом пути все вместе пели акафист.

Первый день мы шли по озеру на моторе: грело солнце, мы осматривались вокруг, играли в игры, кто-то забрасывал удочку, кто-то читал книги — настоящая жизнь на связанных катамаранах, которые также превратились в наш дом на эти часы. Рыбаки, которых встречали на озере, долго смотрели на наш караван, пытаясь понять, что же это плывет, — а мы лишь счастливо махали им руками и еще больше вводили в заблуждение.

WhatsApp Image 2023-06-25 at 15.47.03

WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.55

Были пойманы первые окуни и вот уже показалась стоянка, в километре от которой — первый перекат, который будем проходить уже завтра. На стоянке прямо во время чалки было поймано еще несколько рыб, а потом еще и еще. К этому моменту уже был поставлен лагерь и готовился ужин, распределялись дежурства на следующий день и планы нашей судоходной кампании.

На следующий день собирали байдарки и тренировались переворачиваться на них, купались, осматривали остров, на котором встали. Для себя я назвала его «Островом щучьих голов»: это была стоянка рыбака или рыбаков, вполне себе обустроенная, и вдоль одного из берегов, где разделывают рыбу, — огромное количество щучьих голов.

После всех сборов и тренировок, уже в касках, с веслами в руках, погрузились на катамараны и байдарки — готовые сгребаться командами и проходить первый перекат. Боевой настрой, мощные гребки — и первый перекат пройден без особого труда, даже не успели распробовать его — дальше снова мотор.

Под вечер стало холодать, а перед нами на пути мост, который надо обносить. Пристали к ближайшему берегу — начался мелкий дождик, зато исчезла мошка. Начали обустраиваться на новом месте — за несколько минут уже вырастает город из палаток, горит огонь и готовится еда. Несмотря на непогоду в этот вечер мы играли у костра и долго не расходились спать.

Наутро первое препятствие — обнос моста. Погода вновь улыбалась, настроение у всех улучшилось, и, пока обносили мост (весьма оригинальным способом: проталкивали катамаран под ним, потому что мост деревянный и очень низкий, — это было целое приключение) поймали огромную щуку! Помимо царь-щуки в этот день нас ждали небольшие пороги — скорее перекаты, но первые на нашем пути. Воды в этом году оказалось очень мало и почти все время мы сидели на камнях — так начинались наши испытания. А к моменту прибытия на стоянку у нас появилась и вторая щука, которая едва ли уступала по размерам первой. В этот день у нас была уха и жареная рыба с рисом — спасибо рыбакам.

WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.58 WhatsApp Image 2023-07-11 at 01.18.07

Наконец-то начались более серьезные пороги. Первый порог, которому присвоена 2 категория сложности, — Кошка. Думаю, такое название ему дано потому, что на этом пороге можно сильно продраться: он образован опорами бывшего моста и путнику приходится делать выбор — проходить справа или слева, перед входом в порог много камней, а на выходе бочки.

Первая байдарка прошла порог замечательно. Воодушевленные, следом пошли мы, на катамаране-6, и почти сразу сели на камни. Столкнувшись с одних камней, садились на другие — прямо перед правыми воротами, через которые решили проходить порог. По итогу оттолкнулись и удачно прошли бочку, и тут же зачалились на следующем камне — смотреть, как другие судна пройдут порог.

У катамарана-4 траектория движения мало отличалась от нашей, а вот следующая байдарка удачно прошла порог через левые ворота. Пошли дальше по плесу — держать весло и грести было в удовольствие. На пути нам попадались лебеди, при виде нас взлетавшие к низким облакам.

На пути слышится следующий порог — Гагаринский. Пристали к берегу и пошли осматривать, попутно перекусывая и отмахиваясь от насекомых. Дождались всех и пошли — первые две ступени удачно, а в конце последней ступени ребятам опять пришлось искупаться, сталкивая нас с камней. Зато дальше нам попалось прекрасное озеро, поросшее травой. Казалось, можно бежать по этой траве как по огромному полю. Впереди показалась стоянка.

По другую сторону острова, где мы решили устроить дневку, был порог Прямой. Почти всю дневку шел дождь и уровень воды немного поднялся, все смогли искупаться и пройти порог на байдарке. Татьяна первый раз попробовала рыбачить и поймала нам Язя. Думаю, в этом походе никто не остался равнодушным к свежепойманной рыбе. Пытались играть в игры и даже сняли клип в перерывах между дождем.

WhatsApp Image 2023-07-10 at 21.56.12 WhatsApp Image 2023-07-10 at 20.07.03

На следующий день нас ждали пороги Прямой, Кривой, Горбатый (3 категория сложности) и порог Чек. Почти все пороги прошли без приключений. Заранее осмотрели самый сложный на пути и, окрыленные успехом, ворвались в Чек. С каждым днем пороги становились интереснее и полноводнее, да и команды все лучше осваивали работу веслом. Но в пороге Чек с нами сыграла злую шутку самоуверенность — удачное начало прохождения закончилось тем, что один баллон катамарана застрял на огромном валуне, а второй заливало мощным потоком воды. Это приключение сильно нас отрезвило и заставило быть более сосредоточенными на следующих порогах.

Вода сверху, вода снизу — все мокрые и продрогшие, мы искали стоянку как можно скорее. Прибежище нашлось у берегов острова, с другой стороны которого шумел порог Собачий. После тяжелого дня решили опять встать на дневку и заодно осмотреть порог, вторая ступень которого была 5 категории сложности. Красивый порог, мощный водопад, гряда камней, плит и слишком мало воды, чтобы пройти на катамаранах, — решили обносить. Но сначала отдых и сон.

Пока пытались выбраться с камней в пороге Чек, Дима нашел огромные подосиновики, которые и стали основными составляющими меню следующего дня. Но что такое день? Из-за белых ночей время стало для нас чем-то размытым (счастливые часов не наблюдают) и биоритмы сместились — отправлялись в путь мы ближе к вечеру, а прибывали на новую стоянку под утро, поэтому на стоянке решили, что теперь живем не днями, а периодами.

Мокрые вещи удалось высушить у огромного костра, который сделал для нас Кирилл, а когда вещи высушили, собрались играть в Крокодила и женская команда обыграла мужскую со счетом 5:0.

WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.54 WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.54 (1)

Следующий период начался с обноса, к которому мы приступили в 12.00 и закончили в 20.00… Но это был не конец периода — это было его начало. В этот раз нас ждали самые тяжелые и интересные пороги на реке — Вяккер и Ассу 3 категории сложности.

Пока осматривали Вяккер, опустился туман — это было завораживающе красиво, но вызывало определенные сложности в прохождении порога. На берегах были установлены памятные таблички походникам, чей путь закончился здесь. Под ними — мощная косая бочка, при первом взгляде нагоняющая жуть. Мы выставили страховку, обменялись рациями и поочередно прошли порог. Вместе с туманом пришла сырость, и пока последние участники проходили порог — грелись у импровизированного костра.

WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.57 WhatsApp Image 2023-07-14 at 23.35.56

Допили последний чай и отправились к следующему порогу — Ассу. Ребята вышли на осмотр, время близилось к 6 утра, и реку заволокло белоснежным туманом. Порог состоял из камней, между которыми надо было успевать маневрировать. И с этим финальным порогом мы справились на ура. В награду нам пробивались лучи солнца сквозь густую дымку. Стоянка ждала подле деревни Воньга. Вне себя от усталости расставили палатки и улеглись спать — через несколько часов предстояло проводить Машу до электрички, она раньше сходила с маршрута.

Когда пришло время идти, в лагере была тишина — все крепко спали. Несколько человек отправились в путь. Прошли сквозь заросли малины, деревенские дома, сверкающие днища перевернутых лодок. На станции нас встретили одинокие велосипеды и мотоциклы, ожидающие хозяев, да заброшенное помещение, самодельные ступеньки и лавочка из шпалы для ожидающих. На ней мы и расположились. Пока ждали электричку, Ирина вслух читала книгу «Оскар и Розовая дама». Когда показалась электричка, скоро попрощались с Машей, а по пути обратно продолжили чтение.

После книги какое-то время шли в молчании, каждый думая о своем и об услышанном. Наткнулись на кладбище — зашли посмотреть и прочитали пасхальные часы. За некоторыми могилами следили — были целые семейные захоронения, а некоторые превратились в поросшие травой холмы. Чувствовалось, что деревня давно опустела. Позднее мы пообщались с местным жителем, последним, кто там живет. Разжились информацией о пресной воде и местах для рыбалки, зарядили гаджеты. Нарвали листов малины для чая и букет полевых цветов для души. Когда вернулись, лагерь еще спал, мелко накрапывал дождь, и мы тоже пошли отдыхать. Через какое-то время все немного расшевелились и стали готовить ужин, а после даже решили сыграть в Крокодила, но на этот раз нас почти всухую обыграла мужская команда. Пора было заканчивать этот период и готовиться к следующему — нас ждал выход в Белое море.

WhatsApp Image 2023-07-07 at 23.57.13

WhatsApp Image 2023-07-07 at 23.52.35

WhatsApp Image 2023-07-07 at 23.52.17

В предвкушении перехода из реки в море собрались быстро — устроились на суднах и отправились навстречу морскому бризу. Нас ждал еще один перекат, который так и назывался — Морской. После него предстояло набрать пресной воды, запастись дровами и выходить в море. Мы заранее раздобыли информацию про приливы, но почему-то совсем забыли об отливе, который и застал врасплох, пока набирали воду и дрова. Спешно залезали на лодки, которые вновь оказались связанными, и выплывали в большую воду.

На этой стоянке к нам присоединились еще два попутчика — отец с сыном на байдорафте. Судна были очень тяжелыми — около 100 литров воды, огромные бревна, вещи и мы, потяжелевшие от сала на перекус. Погода стала портиться: поднимались волны, а впереди — около 6 км пути на моторе. Пока рассматривали морских звезд и утеплялись, ветер улегся. Решили не медлить и идти.

Как только вышли на большую воду, ветер разогнался еще сильнее, но решили не поворачивать назад. По дороге из нас выпадали бревна, бутылки с водой, уплыл наш чудесный букет, чуть не потеряли каску и весло вновь прибывших в команду. Но раздавался только смех, чтение стихов Бродского и плеск волн. Через пару часов добрались до запланированной точки — вместо прекрасного острова наткнулись на стоянку рыбака, почти без мест под палатку и с медвежьими тропами. Решили остаться, от усталости падали с ног. На следующий день была запланирована дневка на море.

Место, которое сначала показалось не очень уютным, стало нашими усилиями вполне приятным. Познакомились с рыбаком, который занимается здесь промыслом, и на прощание оставили ему нерастраченные съестные запасы. Весь день изучали остров, готовили еду — ребята поймали морскую рыбу к ужину.

WhatsApp Image 2023-07-07 at 13.38.41

WhatsApp Image 2023-07-12 at 08.40.23

Следующий период начинался со сборов — все лишнее разбирали, раздавали, чтобы не везти с собой, доедали сладкое, готовились к последнему ходовому дню. Перед отправлением встали на молитву и пошел оглушающий ливень, но как только закончили молиться — туча поплыла дальше, а нас озарили солнечные лучи. По пути к антистапелю видели много рыбаков, деревню, каменистые острова с разрушенными постройками, множество прекрасных стоянок. Когда зачалились, стали быстро собирать крайний походный ужин и упаковывать судна. Желающие отправились купаться в море с катамарана, а остальные слушали их веселые крики и плеск. Справились довольно быстро, так что оставалось время на футбол. Пока играли, за нами приехала машина — стали грузиться.

Через несколько часов, то забываясь сном, то пытаясь посмотреть в запотевшие оконца, обороняясь от наваливающихся вещей, добрались до Кеми.

Расположились на вокзале и пошли знакомиться с городом, искать продуктовые магазины. Время летело неумолимо быстро и вот мы уже на перроне пытаемся загрузить в поезд вещи, которых почему-то не стало меньше. Все окружающие не только услышали наше вторжение в вагон, но и почувствовали по запаху костра и сырости, которые мы внесли с собой. Поэтому после того, как разложили вещи, — пошли атаковать вагон с душем. После на какое-то время забылись сном, но ближе к Питеру в наших рядах снова все закипело, зашуршало и зажило привычной жизнью. Опять играли в Уно и Го, вспоминали пороги, договаривались о новых встречах.

После приезда разошлись мы ненадолго: в воскресенье утром большая часть команды пришла разбирать палатки, катамараны, мыть их и сушить, делиться впечатлениями. Все-таки поход — это образ жизни.

Настя Романова

P. S. от Тани Поздняковой:

«Это был мой второй поход в жизни. „Старенькие“ утверждают, что поход выдался „лайтовым“: повезло с погодой, полноводная река, ничего не теряли по дороге… Для меня было много преодолений. Явно проявилась моя немощь. Не хватало физической формы, некоторых необходимых в походе навыков и вещей, нет привычки совместности. Было страшно на порогах, радостно после их прохождения. Несмотря на то, что были, конечно же, межличностные стычки, смотрю на нашу команду как-то иначе, с еще большим интересом, с большим вниманием, с большей нежностью. Все стали какими-то очень родными и необходимыми.

Есть один очень важный момент: когда я рассказываю кому-то о том, как прошел поход, упоминаю вездесущую мошку, непогоду, холод… — все как один мне отвечают, что по моей импульсивной жестикуляции и воодушевлению, видят, что там было очень здорово и интересно!»