Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь Русская чтит и воспевает святого благоверного великого князя Александра Невского как защитника нашего Отечества и небесного покровителя земли Русской.

800 лет назад в Переславле-Залесском в семье князя Ярослава Всеволодовича родился сын Александр. Его предками по отцовской линии были великий князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы и знаменитый победитель Половецкой степи великий князь Киевский Владимир Мономах. До сего дня главной святыней Переславля является Спасо-Преображенский собор, в котором Александр был крещен. Здесь же был совершен обряд посвящения в воины отрока Александра.

Уже в 15 лет он стал новгородским князем. С ранних лет Александр не выпускал меча из рук и в девятнадцать лет победил шведов на берегу Невы. Это было в 1240 году.  Через два года молодой великий князь дал решительное сражение Тевтонскому ордену на льду Чудского озера. Вступая на борьбу с западными рыцарями, Александр Невский осознавал, что это борьба не просто за материальные ценности. Это была борьба за душу русского народа, за сохранение православной веры.

Современники ясно понимали всемирное значение Ледового побоища. Имя святого Александра прославилось по всей Руси и, как писал древний летописец «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до Рима».

Достойным памятником защитникам нашей Родины стал открытый в сентябре месяце мемориал великому князю Александру и его дружине на берегу Чудского озера. Над головами воинов — хоругвь с изображением Нерукотворного Образа Спасителя нашего. Это отражает основную идею борьбы наших доблестных предков – за веру, за князя своего, за Отечество. Если ранние годы княжения Александра Невского были временем воинских подвигов, то поздние годы – время проявления его дипломатических талантов.

Подобно всем русским князьям того времени, Александр в 1246 году после смерти отца поехал в Орду к Батыю. Здесь он показал себя исповедником православной веры, отказавшись совершать языческие обряды в стане монгольском. Таков был авторитет Александра в глазах Батыя, что хан отдал справедливость достоинствам русского князя, но отправил его в Татарию к великому хану. Правитель Орды так оказался доволен русским князем, что поручил ему руководить всей южной Россией и Киевом.

Когда в 1248 году послы Римского папы явились склонять святого Александра к сотрудничеству, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем».

За время своего княжения Александр совершил четыре поездки в Орду, где вел переговоры с ее правителями и защищал интересы своего Отечества. Заботился он о распространении веры христианской и в столице хана Берку содействовал поставлению нового епископа Сарайского.

В конце своего жизненного пути в 1262 году благоверный князь совершил свое последнее, четвертое путешествие в г. Сарай, на Волгу. Он привез хану Берку дары и просил милости для русской земли в связи с восстанием на Суздальской земле и убийством собирателей дани.

Тогда  же Александр добился и того, чтобы татаро-монголы не брали русского вспомогательного воинства для своих походов. Хан продержал его всю зиму и лето в Орде и только осенью 1263 года великий князь возвращается на Родину.

Будущее России было спасено, но все человеческие силы великого князя были отданы на служение Отечеству. На обратном пути из Орды Александр смертельно заболел. Не доезжая до Владимира, в Городце, князь-подвижник предал свой дух Господу. Его многотрудный жизненный путь завершился принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Блаженная кончина святого Александра Невского стала моментом, когда Русь признала в нем не просто великого государственного деятеля, но одного из своих великих святых.

Погребен он был 23 ноября по старому стилю в славном городе Владимире в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. На погребении духовный отец святого князя митрополит Кирилл сказал присутствующим: «Зашло солнце земли Суздальской…». Так закончился земной путь святого Александра, но Священное Писание свидетельствует нам о том что «праведники во веки живут».

Через 140 лет после кончины, в 1380 году были обретены его мощи, а в 1547 году, при митрополите Московском Макарии, состоялось всероссийское прославление святого. Тогда  же было написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру Невскому, новому чудотворцу», в котором автор записал свидетельства о благодатной помощи святого со слов иноков Владимирского Рождественского монастыря. Император Петр 1, воздавая честь своему славному предку, перенес мощи святого Александра из Владимира в Санкт-Петербург. Принесением мощей освятилась наша северная столица и новоустроенная Александро-Невская лавра. Так каждое последующее поколение наших соотечественников обращается к образу святого Александра, явившего нам идеал русского государственного человека.

Сегодня, чествуя благоверного князя Александра Невского, мы молимся ему о сохранении веры православной в Отечестве нашем и о преумножении созидательного духа в народе нашем.

 

Аминь