Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Человек, братья и сестры, является венцом Божьего творения. И ни у кого не возникает сомнений в том, что мы кардинальным образом отличаемся от прочих живых существ. Еще апостол Павел в послании к Фессалоникийцам раскрывает сложное устройство человеческой природы: дух-душа-тело (1Сол. 5:23). И в результате сосуществования и взаимодействия этих частей формируется уникальная цельная человеческая личность. Современному человеку, как потерявшему изначальную цельность, свойственно впадать в крайности – или полностью отвергая все земное, или, напротив, живя только телесными потребностями. Но мы, как христиане, должны осознавать, что для нашего спасения важны все уровни человеческого бытия, потому что такова наша многосоставная природа. Христианству чуждо презрительное отношение к телу, которое было распространено у древнегреческих философов (Платон: «Тело – темница души»). В отличие от восточных учений (буддизм, индуизм и т.д.) мы не считаем тварный мир неким злом, от которого нужно дистанцироваться, посвятив свою жизнь исключительно затвору и медитации, чтоб обрести свободу от этого мира страданий. Напротив, когда мы с Вами открываем Евангелие, то видим, что Сам Господь наш Иисус Христос постоянно подчеркивает важность нашего взаимодействия с другими людьми через деятельное проявление любви и сострадания, совершения в отношения них дел милосердия, несения им Благой Вести своими словами и делами, сохранения творения Божьего для последующих поколений. Из этого очевидно, что любые телесные поступки могут оказывать непосредственное воздействие на нашу душу и духовное состояние ближнего. Именно Евангелие и дает нам ответы как правильнее поступать в тех или иных ситуациях, каким образом выстраивать свои взаимоотношения с людьми в условиях падшего мира, где «князь мира сего» (Ин 12:31;14:30;16:11) не дремлет и всячески пытается воспрепятствовать человеку меняться самому и менять окружающую действительность к лучшему.

Сегодня Церковь празднует память апостола от 70-ти Филимона. В число 70-ти входят те ученики Христа, которые посылались Им на проповедь, а также были сподвижниками ближайших учеников Господа в их апостольском служении и после Его Воскресения. В том евангельском чтении, которое читается в дни поминовения кого-либо из числа 70-ти избранных учеников, ап. Лука рассказывает, что кроме двенадцати апостолов, Господь однажды избрал «и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10:1). Эти ученики еще не являются в полном смысле слова апостолами, не относятся к близкому кругу двенадцати. Они еще не вполне понимают учение Христа, проявляют человеческие немощи и слабости. Но вопреки всему этому, Господь посылает их проповедовать Царствие Божие, наделяя силами исцелять больных, изгонять бесов. Он посылает их «как агнцев среди волков», т.е. изначально доносит до учеников мысль об их беззащитности. Более того, далее Господь лишает их, беззащитных, казалось бы, последней материальной опоры: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви» (Лк.10:4). И вот эти 70 учеников несут Благую весть людям.

Можно задаться вопросом, а какое отношение это повествование имеет к нам – христианам современным? А дело в том, братья и сестры, что, во-первых, на нас лежит ответственность как на апостолах по утверждению в вере окружающих нас людей. Апостол Павел говорит в сегодняшнем чтении из Послания к Ефесянам, что Христос пришел, чтоб благовествовать мир «дальним и близким» (Еф. 2:17), т.е. тем, которые уже пребывают в вере и тем, которые еще не пришли к ней. Какая же великая земная миссия возложена на нас! Разве это не счастье для любого христианина – иметь возможность спастись самому и поспособствовать спасению ближнего и изменить мир к лучшему? Не просто так Христос избирает для служения апостолов, чтоб они стали соработниками Ему. Разве не мог всесильный Бог лично просветить всех грешников и привести к Себе «вся языки»? Однако же Он хочет деятельного участия в этом и человека в качестве Своего помощника. Потому что способствуя обращению других людей через личный пример, через проповедь, через проявление милости и сострадания, мы исполняем ту заповедь любви, которую Он для нас установил в качестве краеугольной, заключающей в себе все христианское учение: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-40). Что это значит? Высшей целью человеческой жизни является достижение абсолютного блага – Царствия Небесного. Поэтому, когда мы говорим о любви к себе, то это подразумевает не потакание своим страстям и не услаждение соблазнами материального мира, а следование путем ведущим к вечному блаженству. И возлюбить ближнего как себя означает помочь и ему встать на этот же спасительный путь для обретения высшего блага. И с этой точки зрения в сегодняшнем евангельском чтении Господь показывает, что, став Его учениками, встав на путь личного спасения, каждый христианин автоматически становится и Его посланником и благовестником перед лицом других людей.

Второй важный аспект заключается в том, как Господь раскрывает нам саму сущность этого общественного служения, подготавливая учеников к тому, с чем им придется столкнуться. Ведь быть христианином в этом мире очень тяжело – сложно изменить себя, сложно достучаться до сердца другого человека, зачастую кажется, что нет никаких сил понести то, что заповедовал нам Христос. Как часто приходится слышать от прихожан о бесплодности своих попыток обратить к Богу даже, казалось бы, самых близких людей, изменить свою жизнь и мир в целом к лучшему. Да, действительно, зачастую кажется, что все это невозможно обычному человеку. И сами апостолы, понимая тяжесть следования за Христом восклицали: «так кто же может спастись»? (Мф. 19:25). На что получили от Него однозначный ответ: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Как замечает прп. Иустин Попович в своем толковании на эти слова, зачастую в деле спасения другого человека и изменения к лучшему окружающей действительности «беспомощен и человеческий ум, и человеческая логика, и человеческая наука, и человеческая философия, вообще вся человеческая природа, все человеческое; тут все принадлежит Богу и зависит от Бога». Вот поэтому и говорит Спаситель своим ученикам ничего не брать с собой, во всем ограничить себя на этом пути, чтобы не было соблазна возлагать излишнюю надежду на то, чем человек обладает в этом мире. В подтверждение этой мысли в сегодняшнем воскресном евангельском чтении мы с вами слышали очень краткую, но глубокую притчу. И какое же важное предостережение опять дает нам Господь наш Иисус Христос в этой притче о безумном богаче! С одной стороны показывает, что каждый человек может рассчитывать на Его благоволение и помощь в этой жизни, а, с другой, — как легко утонуть человеку в благополучии, духовно «заплыть жирком», начать считать себя чем-то значимым и полагаться исключительно на дела рук своих: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но нет в этом твердой опоры, когда полагаешься только на себя и забываешь, что любые благодеяния посылаются тебе как одолжение, как залог от Бога для того, чтобы богатеть в Него. Ровно также, как апостолы в своем служении были лишены какой-либо материальной опоры, были вверены воле тех людей, к которым они посылались, чтобы возлагать свое упование исключительно на Бога, действующего в них, так и мы, христиане, считая себя учениками Господа нашего Иисуса Христа в своей земной жизни и служении должны именно Бога иметь в качестве своей опоры и надежды. «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», – поучает нас праведник большого житейского опыта – царь и псалмопевец Давид. Действительно, дорогие мои, богатство и благополучие «через край» часто служат источником искушения для человека. Оно ведет к надменности и самодовольству. Но милостивый Бог пытается уберечь нас от этого ложного духовного направления. Поэтому не просто так на нашем жизненном пути посылаются разные испытания. Часто, стараясь жить по-христиански, мы сталкиваемся с ненавистью, обманом, поношениями, преследованиями и другими сложными жизненными обстоятельствами. В этих условиях надо постараться не терять самого главного – добра в своем сердце к нашим гонителям, ведь «В человеке более всего «божественно» то, что он может благотворить», – говорит св. Григорий Богослов, а также не должны терять и уверенности, что любые скорбные обстоятельства нашей жизни Бог обратит к нашему благу и благу ближнего.

 Поэтому, братья и сестры, внимая сегодняшнему воскресному Евангелию, имея перед глазами живой пример апостольского упования на Бога, не будем предаваться суете мира, чрезмерным заботам о теле, а заботиться более о своем духовном состоянии. Только кротость, смирение и любовь поможет нам одержать победу над своими страстями и духовным врагом тем самым созидая Божью правду на земле и неся через свою жизнь во Христе мирную проповедь другим людям. Аминь.