Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый Богородичный праздник — это великая радость от того, что через Божию Матерь наша земля ответила зову небес, и небо стало на земле; радость оттого, что устами Божией Матери человечество ответило Богу послушанием, верой и преданностью, и Господь стал Человеком. Каждый праздник Божией Матери — это радость о Господе, радость и о том, что мы имеем Скоропослушницу и Подательницу радости.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый праздник Рождественского поста.

У Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, пятьдесят лет не было детей, и когда родилась девочка, они решили посвятить Ее Богу — служению при Иерусалимском храме. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые престарелые родители Ее Иоаким и Анна приносят в дар Богу то, что сами они получили, как дар, — единственную малолетнюю Дочь свою. Юная Мария, пока ещё разумеющая только разумом родителей, разлучается с близкими родными и послушно вступает в церковь Божию «воспитатися пред Господем», как сказано в песни церковной. Легко ли было святым Иоакиму и Анне разлучиться с единственной дочерью, ставшей утешением их старости, и остаться наедине с болезнями, одиночеством и ожиданием смерти? Легко ли было это расставание для самой Девы Марии, Которая по совершенству Своему любила родителей великою любовью? Но и Пресвятая Дева, и праведные родители Ее превозмогли земную скорбь и совершили этот подвиг, принеся эту жертву во имя высочайшей любви ко Господу. Её окружают юные девы-подруги. Навстречу им вышли с пением из храма священники во главе с первосвященником.

Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. Пресвятая Мария так стремилась в храм, что никем не поддерживаемая быстро поднялась по всем пятнадцати ступеням. Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А потом, как говорит святитель Феофилакт: «Первосвященник, объятый Духом Божиим, понял, что эта отроковица — вместилище Божественной благодати и что Она более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим», Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное, и первосвященник, нарушая все обычаи того времени, вводит ее в неприступное и таинственное святая святых Иерусалимского храма, туда, где Господь являл Свое присутствие, место не доступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа. И не только люди, но и «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых?»

И есть чему и удивляться и радоваться. Как пишет священномученик Иоанн Восторгов, кто мог знать, кто мог подумать, что здесь, в тиши храма, в скромном семейном торжестве, совершается событие, величайшее по своим неисчислимым благотворным последствиям для человечества? А между тем здесь было благоволения Божия предображение, здесь уже и предносилась и предчувствовалась несказанная тайна боговоплощения. Не может корабль, нагруженный бесценными сокровищами, пристать к берегу, если не найдет удобной пристани: так и бесценное сокровище искупления и боговоплощения как бы искало в Деве Марии пристани, достойной Святыни, чтобы быть переданным людям и принятым на земле. И вот, ныне одушевленный храм — Богородица в храм Господень приводится Тому воспитатися в Божественное жилище, как говорится в слове песни церковной. Здесь, во храме, достигла Она той нравственной чистоты, которая привлекла к Ней милость Бога и соделала достойною быть Матерью обетованнаго Спасителя. С тех пор история мира движется по другому пути, нежели она шла до сего времени.

Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме.

«В чем проводила время преблагословенная Дева во храме? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский, — Наученная Самим Духом Святым через посредство дев письменам еврейским и молитве, Она провождала время в молитве, чтении слова Божия, как это вы видите на иконе Благовещения, в богомыслии и рукоделии. Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу, как воспевает Церковь в стихирах своих на нынешний праздник».

Показывая на пример Пресвятой Богородицы, праведный Иоанн Кронштадский говорит о «пользе и необходимости посещать храм Божий, как дом Божий, и место нашего воспитания для Небесного Отечества».

У нас с вами есть счастливая возможность беспрепятственно посещать храмы Божии, а еще совсем недавно, в советские годы, это было невозможно.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в проповеди на сегодняшний праздник в 1957 году пишет: «Все мы получаем освящение в храме Божием, освящаясь в нем великими и преславными таинствами, которые делают нас близкими к Богу, к Господу Иисусу Христу, делают нас даже храмами Духа Святого. А без освящения таинствами и богослужениями церковными можем ли стать храмами Духа Божьего?

Но знаете вы, что попущением Божиим стало это невозможно для многих христиан, ибо прекратилось богослужение во многих храмах. Тяжело, тяжело это для нас…»

Сейчас другое время и, как говорит Святейший Патриарх Кирилл: «Мы строим Божии храмы. Многим это непонятно. Но мы строим их с настойчивостью, понимая, что только так мы можем предначертать великий и спасительный путь для нашего Отечества. Ибо мы жили в условиях разрушенных храмов — надеялись на власть, на силу человеческую, и надежды наши были посрамлены. А сегодня наступило время, когда, употребляя и власть, и человеческую силу, и прилежание в труде, мы, сочетая эти человеческие усилия с молитвой, с упованием на волю Божию, способны менять жизнь к лучшему».

При этом, по словам Святейшего Патриарха, очень важно как строить храмы, так и сохранять древние святыни. Когда мы сохраняем храм, все те, кто его строили, а в советские годы, и отдавали свои жизни, чтобы сохранить этот храм, становятся нашими молитвенниками. В настоящий момент, по данным института древлехранителей, в нашем Отечестве более четырех тысяч полуразрушенных храмов, в которых не совершается Богослужение. Но есть церковные проекты, которые возрождают именно такие полуразрушенные храмы, иногда даже в ненаселенных пунктах. Таким примером является проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», который осуществляет свою работу по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В рамках проекта сотни добровольцев ежегодно отправляются на Русский Север. Можно привести множество примеров того, как меняются люди, которые соприкасаются с делом возрождения и сохранения древних святынь. События, случающиеся во время экспедиций, укрепляют добровольцев – находятся спрятанные в годы гонений храмовые святыни, сплачиваются вокруг храмов местные жители, вдохновленные приездом неравнодушных людей. Иногда участники берут в экспедиции своих детей. Известная латинская пословица гласит: «Слова назидают, а примеры влекут». Мы должны не только наставлять детей, но и показывать своей жизнью, своим примером любовь к храму и Богослужению. Только в этом случае дети поверят нам.

 «Всем нам в этот великий день нынешнего праздника, — пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ…

А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью».

“Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое”.

Аминь.