Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее воскресное евангельское повествование, дорогие братья и сестры, говорит нам о дивной и неизреченной силе, которую Господь наш и Спаситель мира явил не только тому, о ком сегодня шла речь, гадаринскому бесноватому, но и всем людям, томящимся, мучающимся и страждущим от той всеиспепеляющей и всепогубляющей силы, способной властвовать над человеком и над любым разумным существом.

Это евангельское повествование, как мы знаем, дважды предлагается нашему вниманию в течении года за Божественной Литургией. Единожды об этом повествует евангелист Матфей, а сегодня евангелист Лука рассказывает нам о том же самом событии, когда Господь наш и Спаситель, Иисус Христос прибыл к берегу Гергесы и Гадары, где Его встретил несчастный одержимый нечистыми духами человек. Господь вопрошает этого одержимого человека о его имени, на что бесноватый отвечает: «Легион имя мне». То есть, он называет не собственное имя, а говорит о страшном неисчислимом количестве духов, демонов, которые обладают его несчастным сердцем.

Мы все прекрасно знаем подробности этого евангельского повествования. О том, насколько этот несчастный человек был мучим, и насколько этим мучением и страданием он был для людей, окружавшим его. Его связывали, каким-то образом пытались утихомиривать, но все это было бесполезно и беспомощно. Любые узы, начиная от уз любви, человеческой привязанности, до вполне осязаемых железных оков, разрывались им, и он бежал прочь ото всех. Ничто не способно было удержать этого несчастного человека. И только лишь в пустыне, безлюдном месте, он нашел некое, с позволения сказать, успокоение. Хотя, ни о каком успокоении речи быть не может, ибо человек лишенный внутреннего мира, а уж здесь говорится не просто о человеке, не имеющим внутреннего мира, а обладаемом нечистыми падшими духами, конечно же, это существо не способно было найти мир в своем сердце. И поэтому, все его существо являлось непрестанным страданием и мучением.

Надо сказать, что это и есть состояние падших духов, это есть состояние бесов. Неслучайно, при встрече со Христом бесноватый вопит, стремясь навстречу Христу: Зачем Ты пришел прежде времени мучить нас. То есть, бесы прекрасно осознают и понимают, что единственный удел, каковой их ожидает, это мучение и страдание, и чем ближе приближается Христос к этим падшим существам, тем больше их страдания и мучения. Всегда, когда мы с вами говорим на эту тему и всегда задаемся вопросом: «Как может быть таковое, когда абсолютная любовь, абсолютное человеколюбие, абсолютное сострадание может для иных разумных существ явиться источником страданий и мучений?». Оказывается, есть существа в поднебесной, каковые испытывают страдания и мучения от приближения к ним этой абсолютной Божественной любви. Это падшие духи и те разумные существа, избирающие своим свободным волеизъявлением намерение служить темным силам. Вот для них Христос является мучением и пыткой.

Иногда люди, в силу некоего невежества, рассуждают: «А почему Бог всех не простит, неужели это сложно для Его Божественного всемогущества? Мы называем Его любовью, почему же Он не помилует и не простит всех? Почему существует ад, почему существует удел вечных страданий и мучений?» Ответ на этот вопрос очевиден: для человека, который не желает быть со Христом — для него близость с Ним это и есть ад, это и есть мучение. Человек, связанный страстями, грехами и беззакониями, нераскаянием и нежеланием что-либо менять в своей жизни, даже если его насильно поместить в Царство Небесное, то для него это будет пытка, для него это будет мучение, для него это будет страдание. Он не найдет там никакого мира, радости и утешения, потому что все, что наполняло его сознание здесь на земле, все это было чуждо тому, что Господь предлагает человеку. И поэтому, дело заключается не в том, что Господь не желает спасения кому-то из живущих на земле. Это абсурд — Бог желает спасения всем, но сам человек выбирает для себя определенного рода путь и жизненное содержание, каковое не имеет ничего общего с той любовью, с той радостью, каковую Господь предлагает верующим в Него.

Обратим внимание на то, чем заканчивается сегодняшнее евангельское повествование. Я как бы перескакиваю с начала на конец сегодняшнего евангельского благовестия, но, поскольку нам известны подробности этого отрывка, и поэтому ничего страшного в этом нет. А поскольку мы заговорили о состоянии души человеческой, сердца человеческого, обратим внимание на то, как отреагировали, как повели себя жители Гергесы и Гадары, городов, близ которых это чудо произошло, чудо исцеления бесноватого и изгнания из него сонмища бесов. Эти люди, услышав о том, что их собрат, их согражданин исцелен дивным Чудотворцем от страшного состояния, в котором он пребывал, думали не об этом, а о том, что, узнав, что бесы, гнездившиеся в сердце несчастного человека, повелением Этого дивного Чудотворца, устремились в свиней, и все обезумевшее, взбесившееся, в буквальном смысле этого слова, стадо свиное бросилось с крутизны берега и потонуло в пучине морской. Это их в первую очередь обеспокоило, потому что свиньи были для них гораздо важнее и дороже, нежели исцеление их несчастного собрата. И поэтому, они примчались на этот пустынный берег, и просили, чтобы Христос удалился и ушел прочь от их пределов.

Вот что интересно, мы об этом тоже с вами говорили и это общеизвестно: по Закону Моисееву, свинья считалась нечистым животным, и по закону иудеев, населявших Палестину, был запрет во вкушение свинины. Не буду сейчас вдаваться в подробности, почему Бог даровал именно такой закон этому народу, но обратим внимание — люди очень всполошились, когда свиньи, запрещенные законом для употребления в пищу, погибли, потому что они потеряли свое имущество, это были их свиньи, это был их достаток. Откуда могли взяться вообще здесь свиньи, если закон запрещает вкушать это нечистое, с точки зрения иудеев, мясо? В этом заключается замечательный парадокс. То есть, благочестивые иудеи не вкушали свинины, но они выращивали их для того, чтобы продавать их язычникам, которые не знали никаких законов, и для которых не было никаких ограничений в исполнении Моисеева Закона. Какое лукавство, какое лицемерие! «Господи, я благодарю Тебя за то, что наш народ не вкушает свинины, и не такой, как все прочие язычники, которые жрут эту свинину, и которых мы снабжаем этой самой свининой». Непростительного уровня лицемерие и ложь.

И поэтому, они говорят Христу: «Уходи отсюда, убирайся, Ты нам не нужен. Ты исцелил нашего соотечественника, который мучил и терзал нас, но для нас дороже свиньи. Нам наше свинство гораздо ближе, чем исцеленный наш собрат, поэтому уйди прочь подобру-поздорову, и как бы ничего худшего с Тобой не произошло». Что это означает? Христос исцелил и избавил этого несчастного, одержимого бесами человека от его страшного состояния — нормальная человеческая логика, прежде всего, предполагала бы благодарность Христу за то, что Он сотворил. А они гонят Его прочь: «Убирайся, уходи, Ты нам не нужен, ибо, если не прогнать Тебя, то мы обязаны будем жить так, как Ты велишь жить, а нам этого не хочется, нам это не нужно. Нам наши свиньи и все что с ними связано гораздо дороже, чем Ты. Пусть Ты трижды будешь Чудотворцем, но уйди с нашей дороги».

Единственным человеком в этих городах, кто принял Христа, был тот самый бесноватый, о котором в завершении сегодняшнего Евангелия говорится, что он сидел у ног Христа осмысленно, осознанно, внимая всему, о чем Он говорил. И когда Христа прогнали, только лишь он единственный просил, чтобы Господь позволил ему следовать за Ним. А Христос ему говорит: «Иди к народу своему, им расскажи, что сотворил с тобой Бог». И этими замечательными словами заканчивается сегодняшнее Евангелие: Он пошел и проповедовал по всей земле той, что сотворил ему Иисус.

Кроме всего прочего, в этом кроется очень серьезный полемический аргумент против, в частности, Иеговистов, отрицающих Божество Иисуса Христа. Господь говорит исцеленному: «Пойди и проповедуй, расскажи, что с тобой Бог сотворил». А он пошел и проповедовал, что сотворил с ним Иисус. То есть, Бог и Иисус здесь тождественны. Бог, Господь — Истинный Создатель мира исцелил этого несчастного человека и избавил его от плена падших нечистых духов, коими он был некогда обладаем.

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее повествование говорит нам о многом. Сегодняшний евангельский отрывок очень глубок по своему содержанию, он многогранен, и много особых мыслей наполняют, когда мы соприкасаемся с этим евангельским текстом. Прежде всего, нам Христос говорит о том, что бесы, как бы они не были властны в отношении человека, как бы они не были бы злобны и неистовы в отношении ко всему человеческому роду, они ничего ровным счетом не могут сделать без Божьего произволения. Мы видим с вами, что они приступают ко Христу и свидетельствуют, что Он прежде времени пришел мучить их. И, понимая, что им уже не будет места в сердце одержимого ими человека, просят, чтобы Господь позволил им войти в свиное стадо.

Они малое могут сделать сами по себе, без произволения Божьего, без соизволения Господа, и поэтому, мы всегда должны уповать на милость Божию, на Его всемогущество, твердо и несомненно зная, что Христос не даст нас никому в обиду, если мы будем с Ним. Если мы будем рядом со Христом, то Он будет в нас, и тогда никакие злобные духи не способны будут овладеть нашим сердцем, они будут беспомощны и бесполезны. Поэтому, нам всегда нужно быть со Христом, нам всегда нужно быть в Господе, всегда быть верными Ему и Господь не посрамит нас, никогда не отдаст нас во власть тех нечистых злобных духов, которые пытаются овладеть нами.

Мы видим с вами то, как необходимо благодарить Господа за все Его великие благодеяния, которые Он являет нам. И неблагодарность, которую явили жители Гергесы и Гадары, прогнав Христа, предпочтя Ему земное, суетное и скоропреходящее, удаляет нас от Господа навсегда, так, как удалило неблагодарных людей от Христа, пришедшего в их землю.

Видим, что Господь близ нас, Он рядом с нами и никогда не оставит нас, в какой бы жизненной скорби мы не обретались. Посему, милостью Божией, всегда будем верны Христу, будем всегда помнить, что Господь говорит нам в сих благоуветливых евангельских глаголах, ко спасению нашей бессмертной души, чтобы, внемля им, мы не утратили самого главного, к чему Господь призывает всех нас: к покаянию, сокрушению сердечному, а через это, к наследию вечной жизни. Аминь.