Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали евангельское повествование из восьмой главы апостола и евангелиста Луки. Эта глава является неким спутником всем нам в течении происходящих в ближайшее время воскресных богослужений. В прошлое воскресение мы с вами слышали об исцелении гагаринского бесноватого, и это повествование тоже было взято из этой восьмой главы Евангелия от Луки. А несколько ранее, мы слышали притчу о сеятеле, которая тоже была взята из этой же самой упомянутой главы Евангелия. Сегодня мы слышим с вами удивительное, необыкновенное, безусловно, всем нам знакомое повествование — два чуда сегодня были представлены нашему вниманию в сегодняшнем евангельском благовестии: это чудо исцеления кровоточивой женщины, и чудо воскрешения из мертвых отроковицы, дочери начальника синагоги, Иаира.

Безусловно, нам всем знакомо это евангельское повествование, но вместе с тем, оно настолько важно. Впрочем, как и все, о чем нам говорится в Церкви, все это касается непосредственно каждого из нас. Сегодня пред нашим мысленным взором вновь произошло это необыкновенное действие дивного и неисповедимого человеколюбия Спасителя, Его бесконечной любви к роду человеческому.  

Ко Христу обращается начальник синагоги, человек, очевидно, не просто заметный, а один из самых главных авторитетов в городе, где это произошло, поскольку он является духовным вождем этого города, он является начальником молитвенного собрания, куда весь город является на молитву по субботам. И в доме этого человека происходит несчастье, у него смертельно заболевает дочь, двенадцатилетняя девочка. И этот человек по имени Иаир, несмотря на предубеждения, или какие-то, быть может, внутренние противоречия и сомнения, обращается ко Христу. Наверняка предубеждения были у него, поскольку он был из той среды, которая была чужда и враждебна Христу, ибо он был фарисеем. Мы с вами знаем, что это наименование воспринимается нами как нарицательное. В первую очередь, в Евангелии мы видим фарисеев людьми противостоящими Христу, которые отвергли Христа, отвергли Его Божество, и, более того, они добились, чтобы Христа распяли на кресте.

Наверняка, и Иаир мало чем отличался от этих людей, которые злобствовали и ненавидели Христа. Впрочем, мы этого не знаем, это лишь домысел, некое рассуждение, но, по крайней мере, это не исключено. Но когда в жизни человека происходит настоящее горе, настоящая скорбь, тогда всевозможные противоречия, какие-то бы ни было поверхностные и внешние выражения неприязни и озлобления моментально рассеиваются, потому что человек лицом к лицу сталкивается с настоящим, подлинным горем, постигшим его. Вот в жизни и семье этого человека, именитого человека, знатного человека, авторитетного человека происходит именно это событие: его дочь лежит при смерти. И поэтому, забыты всевозможные внутренние и внешние противоречия, он уже перестает находится на стороне тех, кто злобствовал против Христа и приступает к Нему.

Он находит Его, он слышит о том, что идет Христос в окружении народа. Иаир приближается ко Христу через людскую толпу и просит, чтобы Господь пришел к нему в дом, ибо дочь его умирает. Христос Господь тотчас же откликается на просьбу несчастного отца, потому что в этом начальнике синагоги мы видим сейчас не начальствующего человека, а прежде всего человека, который скорбит и страждет, любящего и находящегося в отчаянии отца, дочь которого умирает. Христос отзывается на просьбу этого человека и идет в его дом.

И здесь по дороге, по пути к дому Иаира происходит еще одно удивительное событие. Событие, которое необыкновенным образом отразилось не только в сознании людей, окружавших Христа, не только учеников, но и наверняка в сознании самого Иаира. Когда сегодня за Литургией читали Евангелие, я задумался и мне пришла такая мысль: Неверное, второе чудо не произошло бы, если бы не произошло чудо первое. Наверное, для людей, окружавших Христа, и в том числе для Иаира, было необходимо своими собственными глазами увидеть всемощную и чудодействующую силу Христа Спасителя.

Господа теснит народ, и некая женщина, проталкиваюсь сквозь эту людскую стену, находит лишь возможность прикоснуться к краю ризы Христа. Эта женщина неисцелимо больна, она в течении двенадцати лет страждет кровотечением, она все свое имение, как об этом упоминает евангелист, истратила на врачей. Но любые попытки вылечиться от своего тяжкого и изнуряющего недуга были беспомощны и бесполезны. И эта женщина, отчаявшись, подобно тому же самому Иаиру, тоже приступает ко Христу. Она говорит себе: Если я лишь к краю Его одежды прикоснусь, то несомненно вылечусь от своего тяжкого недуга. И она, несмотря на все сложности, трудности, которые появляются между нею и Христом, преодолевает их и прикасается к ризе Христа. И тут же, она почувствовала, что тот изнуряющий и измучивший ее недуг, которым она страдала, ток крови, который постоянно изнурял и мучил ее в течение этих долгих лет, вдруг, прикатился. Она вдруг внезапно почувствовала, что совершенно здорова.

И вот, Христос, оборачиваясь вокруг этой людской толпы, задает вопрос ученикам. Конечно же, Он спрашивает это ради самих учеников, а не потому что Он нуждается в их ответе, ибо Он Сердцеведец и ни одно человеческое сердце не способно укрыться, утаиться и спрятаться от всемогущего, всеведущего, всевидящего ока Спасова. Он говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» И Петр, который находится здесь же среди учеников, даже, скажем, в некоем возмущении, говорит: «Господи, Тебя народ теснит со всех сторон, и Ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе? Разве это мыслимо, все прикоснулись к Тебе». «Нет, – говорит Господь, — ко Мне прикоснулся некто, потому что Я почувствовал силу изшедшую от Меня». И Господь увидел Своим Божественным оком женщину, которая не смогла укрыться от Него, и она, увидев на себе взор Христа, исповедала что это она прикоснулась к Нему. А Господь говорит ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя».

Эта удивительная евангельская строчка воодушевляет и вдохновляет, я думаю, каждого из нас. Именно с такою верою должно приступать ко Христу. Необыкновенный евангельский эпизод, тысячу людей, толпы людей теснят Христа, каждый из них желает прикоснуться к Нему, у каждого из этих людей своя скорбь, у каждого своя боль, своя нужда, и каждый желает прикоснуться ко Христу хотя бы краешком свой ладони. Но только лишь одна получает исцеление, ибо она совершенно по-другому приступила ко Христу. Вспоминается Евангелие прошлого воскресения, мы говорили о том, что Христа прогнали гадаринские жители, и только лишь один человек среди этого города, тот самый бесноватый, оказался верующим Христу, и просил следовать за Господом.

Вернемся к прошлому евангельскому повествованию: казалось бы, весь город должен был просить Христа следовать за Ним. «Господи, что нам делать, повели нам идти за Тобою». А они гонят Его прочь: «Иди, уходи, Ты не нужен нам». И только лишь один человек среди всех жителей оказался желающим следовать за Христом. И здесь происходит не то, что бы тоже самое, но нечто похожее, потому что огромное количество людей теснит Христа, и только лишь одна женщина, прикасаясь к Нему, получает исцеление. Только лишь один человек, среди этого огромного людского многообразия получил то, в чем нуждался. Какова вера этой женщины, каково ее смирение, каково упование на то, что Бог всемогущ.

В начале я сказал, что, наверное, это чудо предшествовало как бы основному. Трудно сказать, какое из описанных сегодня в Евангелии событий было основным, но, по крайней мере, началом происшедшего послужила просьба Иаира, прийти Господу в его дом и уврачевать умирающую дочь. И здесь же на пути происходит удивительная встреча Христа с той безнадежно кровоточивой больной женщиной, которая исцеляется по своей вере, и которую Господь ободряет и говорит ей: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире». И это чудо наверняка было необходимо для самого Иаира, ибо он наверняка вряд ли бы смог поверить тому, что Христос может уврачевать и исцелить умирающую его дочь.

Люди бросаются и хватаются за любую соломинку, когда они находятся в состоянии крайнего несчастья, крайних скорбей и жизненных испытаний. Наверное, и Иаир как за некую соломинку ухватился за то, что он слышал о Христе, о том, что Тот врачует, исцеляет и спасает безнадежных людей. И поэтому, он как за некую соломинку ухватился за эту надежду. Но этого было недостаточно, поэтому Господь говорит ему, исцелив кровоточившую женщину на его глазах: «Не бойся, только веруй». Поскольку, уже спешат и приходят из его дома люди, и говорят ему: «Не утруждай Учителя, уже все бесполезно, поздно, она умерла, зачем Его утруждать, зачем Его о чем-то просить?» Казалось бы, весть о смерти была провозглашена, но именно здесь Христос говорит ему: «Не бойся, только веруй». Иаир только что своими глазами видел чудо исцеления неисцелимой женщины, и поэтому Христос укрепляет его веру и идет в его дом.

А там уже стоны, там рыдания, там плачь, горе пришло в этот дом. Любая надежда, которая еще теплилась в сознании родителей, родных и близких, померкла, потому что девочка испустила последний вздох. Но Христос укрепляет Иаира и говорит ему и его жене, матери отроковицы: «Не бойся, только веруй». Христос вместе с Собой берет только трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и вместе с ними заходит в горницу, где лежит бездыханное тельце маленькой девочки, еще недавно дышавшее, в груди которой еще недавно трепетала жизнь. Но вот последний вздох сорвался с ее безжизненных уст и она умерла. Но Христос опять говорит: «Не бойся, только веруй».

Я всегда подчеркиваю разницу между русским и славянским переводами этого евангельского места. По-русски написано: «Все смеялись над Ним». А по-славянски написано: «Ругахуся Ему». Можно злобно ругаться, и можно смеясь ругаться, вот здесь именно такая реакция людей. И еще поражает слово, которое употребляет евангелист: «Потому что знали, что она умерла». Они знали. По их мнению, Христос не знает, а они знают. И мы знаем, мы все знаем, как нужно вести себя, как строить свою жизнь. Христос нам одно велит, но и без Него мы знаем, как себя вести. Знаем и без Него всю правду об этой жизни.

Господь же повелевает всем выйти из горницы, оставляя лишь трех Своих учеников и родителей отроковицы. Он, подходит к девочке, протягивает Свою Божественную десницу, возлагает на нее и говорит: «Девица, тебе говорю, восстань». И восстала девица и попросила есть. Какой трогательный штрих употребляет евангелист: «Попросила есть». Что это означает? Отсутствие аппетита даже с медицинской точки зрения есть признак болезни, это все знают, а присутствие аппетита — признак здоровья. Она здорова и восстала. Она не только восстала от одра смерти, быть может, это кому-то могло показаться летаргическим забытьем, но нет, она попросила есть, потому что воскресла из мертвых не в прежнем состоянии болезни, а выздоровевшей. Это удивительная деталь, быть может, мы не обращаем на это внимание, пробегая глазами привычный для нас текст, но это очень важно. Христос воскрешает эту девочку так же, как незадолго до этого исцелил кровоточивую жену.

В этом выражается бесконечная любовь Божия ко всему роду человеческому. Дорогие братья и сестры, мы должны начертать на скрижалях своего сердца, что все наши человеческие скорби бесценны для Господа. Господь страждет вместе с нами, Он желает всем нам врачевания и исцеления, но самое главное, Господь желает всем нам без исключения, вечного спасения нашей бессмертной души. А поэтому иногда, как горькое лекарство, необходимы в нашей жизни и скорби, и болезни, и жизненные невзгоды, и испытания, потому что без этого мы можем не очнуться от той спячки, в которой постоянно находимся.

Сегодня Церковь празднует Собор святого Архистратига Божьего Михаила и прочих всех честных Небесных сил бесплотных, мы это знаем, и это составляет особый предмет нашего христианского торжества. Сегодня в буквальном смысле этого слова все мы празднуем день Ангела. То привычное наименование, усвоенное нами дню памяти нашего небесного покровителя, быть может, в некотором смысле и соответствует действительности, но не является таковым по своей сути. Все-таки в буквальном смысле, подлинном смысле, святые угодники Божии, чьи имена мы носим, не являются ангелами, они являются святыми Божьими человеками, удостоившимися вечной радости и Царствия Небесного со Христом. А вот собственно ангелы, как существа Богом созданные быть таковыми, празднуются именно сегодня. Сегодня Собор всех Небесных сил, поэтому, ангелы хранители, дарованные от купели пакибытия каждому из нас, тоже празднуются в этом Соборе, и поэтому сегодня мы все празднуем день своего Ангела.

Я много раз рассказывал одну историю, и сегодня не более чем в очередной раз, в многократный, раз мне хочется этот пример вновь привести. Мы говорили о том, как важно было Иаиру видеть исцеление несчастной кровоточивой женщины, чтобы укрепилась его собственная вера, чтобы ему не сомневаться во всемогущей помощи Божией. Одна женщина мне рассказывала замечательную историю, происшедшую с ней. Она была неверующим человеком, достаточно молодой женщиной, была замужем, а муж ее был наркоманом. Какое страшное горе. Они, быть может, были из одной общей среды, но она как-то смогла не пристраститься, а он был несчастным человеком, недугующим этой страстью. Когда он находился в этом дурмане, он ее всегда бил, и у нее уже никаких сил не оставалось. У них родился ребенок. Вы понимаете, какой кошмар: родился маленький ребенок, а в семье ад царит.

И вот, когда муж этой женщины употреблял эту мерзость, входил в одурманенное состояние, он жестоко избивал ее. А ей когда-то бабушка дала маленькую бумажную иконочку Архангела Михаила. Девушка в Бога не верила и говорила, что ей это не нужно и прочее. А бабушка, столь переживающая о своих неверующих детях и внуках, говорит ей: «Я тебе в кошелечек положу иконку, пусть у тебя будет». И вот, в очередной раз этот муж-наркоман избил ее буквально до потери сознания. Люди в подобном состоянии теряют всяческий контроль над собой, и он начал ее душить. Эта девушка вспоминала, как муж ее душил, и она уже чувствовала, что находиться на последнем издыхании, уже, казалось, все, начались некие мерцание в разуме, и она уже не понимала, что происходит, и вдруг, каким-то обрывком здравомыслия она мысленно обратилась (она даже не знала, кто изображен на той иконочке): «Тот, кто на той бумажке, картонке, помоги мне».

Вы представляете, поверьте, это свидетельство той самой женщины: «Какая-то неимоверная, необыкновенная сила необыкновенным вихрем ударила обезумевшего мужа, он разжал свои руки, был отброшен в угол комнаты, головой ударился о батарею и потерял сознание. Ей этого времени хватило, чтобы прийти в себя, собрать вещи, ребенка и уйти из дома. Это начало пути ко Христу той женщины, молитвами и заступничеством святого Архангела Божьего Михаила. Необыкновенное чудо, но вместе с тем, вполне обыденное и житейское.

Сегодня в другом Евангелии, посвященном празднованию бесплотных сил Небесных, тот же евангелист Лука говорил нам, как ученики вернулись ко Христу после проповеди и свидетельствовали: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем». А Господь им говорит: «Не о том радуйтесь, что бесы вам повинуются, ибо Я видел сатану, спадшего с неба. А о том радуйтесь, что имена ваши написаны на Небесах». Вы понимаете, во вселенском, всечеловеческом масштабе Архангел Михаил низвергает с круга небесного диавола и прочих споспешествующих ему темных духов. Он вершит, безусловно, по повелению Божьему, судьбы всего человечества. А здесь какая-то женщина в семье наркомана говорит: «Тот, кто изображен на моей иконочке, помоги мне». Он и ее слышит, он всех слышит, он всем помогает, вне зависимости от того, в каком бы масштабе эта просьба не звучала. В масштабе вселенском, всечеловеческом, когда Бог повелевает, и сатана низвергается с небесного круга, или это обыкновенная, бытовая, житейская семейная драма, когда несчастная избитая женщина просит помощи Архангела Михаила и он тоже ей помогает.

Потом, эта женщина стала вполне воцерковленным человеком, она и до днесь трудится в храме, поет в хоре. Для нее было необходимо, такое вмешательство свыше, чтобы она очнулся, пришел в себя, отрезвился от всего наносного, суетного, никчемного, что часто нашу жизнь заполоняет. И тогда Господь открывает самое главное, самое сокровенное, что Бог есть любовь.

Вот об этом мы сегодня слышали, дорогие братья и сестры, в евангельском повествовании, и это сегодня Церковь празднует, прославляя Собор святого Архистратига Божьего Михаила и всех Небесных сил бесплотных. Один священник однажды сказал замечательные слова, это меня в свое время очень тронуло: «Нет никого ближе для нас, чем наш Ангел хранитель. Никто из самых ближайших и любимейших нами людей, сколь бы они не были бы для нас дороги и бесценны, сколь бы не велика была их значимость для нас, но никого ближе и дороже для нас нет, чем наш Ангел хранитель, которого Господь даровал нам от купели крещения».

Это существо всегда сопутствует нам во всех наших жизненных путях. Это бесплотное существо, разумное существо, любовью исполненное существо будет сопровождать нас не только до края могилы, но и после оной. Когда мы переступим тот таинственный порог, именуемый смертью, именно этот верный хранитель, Богом нам дарованный, будет вести нас по тем небесным путям, когда нам нужно будет отвечать за все, что было нами содеяно. По учению Церкви, он даже будет дерзновенно ходатайствовать пред Богом о помиловании нас за те заблуждения, которые мы творили в нашей жизни здесь на земле. Вот какая близость этого небесного хранителя, небесного посланника и вестника, которым Господь увенчал нашу Христоименитую жизнь, дорогие братья и сестры.

Возблагодарим Творца Господа и Спасителя нашего за этот бесценный дар, который Он даровал нам, усвоив всем нам от купели крещения святого Ангела хранителя. Неслучайно, вечернее и утреннее молитвенное правило неизменно обращает наши молитвенные взоры ко Ангелу хранителю как  нашему присному сопребывателю в этой жизни, охраняющему и защищающему нас от всякого зла. Веруем, что молитвами всех Небесных бесплотных сил, а наипаче молитвами святого Ангела хранителя нашего, Господь не оставит нас ни в этой жизни, юдоли плача и скорби, ни в пределах вечности, когда мы, предстанем Престолу Благодати, и  его святыми и Богоприятными молитвами, Христос Господь даст нам добрый и непостыдный ответ на страшном Его судищи. Аминь.