Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, отстоящий за две недели до преславного празднования Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, усвоен празднованию памяти святых праотец, то есть тех угодников Божиих, которые просияли праведностью, святостью в исторических пределах, предшествующих Рождеству Христову, в пределах ветхозаветных. Подвиг их необыкновенный, прежде всего в том, что это был подвиг глубочайшего доверия и верности Господу. Они не знали того, что знаем мы с вами, они не ведали тех тайн, которые прещедро Господом открыты каждому из нас, ибо мы знаем с вами о том дивном, что Господь и Владыка сотворил по отношению ко спасению всего рода человеческого.

Нам ведомы тайны святого Евангелия и самое величайшее чудо из всех существующих в поднебесной чудес – это чудо Креста Господня, ибо нет иного другого чуда, нежели то, что произошло на Голгофе, ибо так Бог, по слову Евангельскому, возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не имел смерти, но имел жизнь вечную. Всё это мы знаем и всё это нам, каждому верующему во Христа, откровенно.

Всего этого не знали и не ведали люди, которые жили до пришествия в мир Спасителя, до того, как Господь воссиял Своим вочеловечением и явил Себя роду человеческому во искупление его. Люди знали лишь обетование, они знали пророчества о том, что когда-то придёт обетованный Мессия, и Он избавит их, и в их лице весь род человеческий, от вечного проклятия и смерти. И как на пути любого человека, так на пути и этих людей возникали всякого рода соблазны и искушения и различного рода противоречия, которые пытались отвести в сторону от этого несомненного упования тех людей, но они оказались верными и твёрдыми в своей верности Господу.

В следующее воскресение, Бог даст, когда Церковь будет праздновать память святых отцев, то есть тех людей, тех святых угодников Божиих, которые соткали плотью своею воплощение Христа Спасителя, мы будем с вами слышать удивительное апостольское чтение, взятое из одиннадцатой главы Послания апостола Павла к евреям, где он будет превозносить веру этих людей, ветхозаветных праведников, которые ни перед чем не останавливались, которых ничто не  способно было увести прочь от того несомненного верования, каковое составляло главный смысл, главное содержание их верующего сердца. Я уж, забегая вперёд, просто хочу эти слова вспомнить, когда апостол Павел будет говорить о  Боговидце Моисее, который вывел народ Израиля из Египта, из четырёхсотлетнего плена, в котором находились израильтяне, о нём будет сказано, что он предпочёл славу Христову языческим превосходствам. Т.е. тогда и речи не было о Христе, о Нем никто не знал, но Моисей предпочёл уже тогда славу Христову, поношение Христово тому, что мир способен был ему предложить.

Вот в этом заключается верность тех праотцев, память которых сегодня мы прославляем и чествуем. За их верность мы обращаемся к подвигоположнику Господу и Спасителю Иисусу Христу и их святыми молитвами просим и нас грешных помиловать и исполнить той же твёрдости духа, каковою были исполнены они.

И вот сегодня, мы с вами, дорогие братья и сестры, в этой связи слышали за Божественной Литургией удивительное Евангельское повествование, которое бесспорно знакомо каждому из нас – притчу о званых на брачный пир. Мы знаем с вами, что пир царь некий уготовал, ибо праздновал брачное торжество своего сына, своего наследника, и, конечно же, кто мог разделить это пиршественное празднество? Только лишь те люди, которые были близки и дороги этому царю. Конечно же, были разосланы приглашения на это пиршественное событие, но мы видим с вами совершенно чудовищное развитие событий. Казалось бы, за великую честь надо было принять приглашение царя, который приглашает званых на брачный пир своего сына, но те званые, как бы сговорившись, начинают отказываться и говорить, что они не придут. И даже такие замечательные слова евангелист приводит в сегодняшнем Евангельском благовестии, по-славянски «моляху их, имейте меня отреченным», т.е. не просто сказали, извините, мы не можем откликнуться на ваше приглашение, сколь высоким и почётным оно для нас не было, они молили их, они умоляли их и говорили, что скажите своему господину, пусть имеет нас отреченными, мы не придём. Они молили о том, чтобы не быть наследниками этого пиршественного торжества.

Давайте с вами, дорогие  братья и сестры, обратим внимание на контекст того, когда и к кому обращены были эти слова. Это Восток, и эта притча  необыкновенная в том смысле, кроме всего прочего, слушающие были люди инпульсивные, горячие, экспрессивные, темпераментные, люди Востока, и вот они со вниманием, с напряжением слушают Христа. Как может быть такое, чтобы царь пригласил званых на пир, а они отказались, пренебрегли, презрели это приглашение? Что, — вопрошает Христос, — господин сделает с этими зваными? И люди как бы одним голосом отвечают, сожжет их города, т.е. уничтожит их, такое оскорбление нанесено.

Я подчёркиваю, с точки зрения восточного человека, нет наверное большего оскорбления, чем то, которое проявили званые на брачный пир, они оскорбили своего государя, поэтому, конечно же, гнев не преминет проявиться тотчас же по отношению к тем, кто был зван, но оказался недостойным этого приглашения. Что же сделает, — вопрошает Христос далее слушающих Его, и те отвечают, что он иных пригласит на этот пиршественное торжество. Действительно, Христос говорит, что этот царь, оскорблённый теми, кого он пригласил, и кто оказался недостойным его приглашения, послал своих слуг к другим людям, которые менее всего ожидали этого приглашения и к ним обратил свой зов и они наполнили своим присутствием это праздничное торжество.

Конечно же, в самом прямом историческом контексте, мы видим, что это касается народа израильского, потому что к ним Господь обратил это приглашение, для них Он уготовил это пиршественное торжество, чтобы, оговоримся и подчеркнём, в их лице все прочие народы, веруя в истинного единого Бога, тоже пришли к этой радости Господа своего. Но они не захотели принять приглашение своего Владыки, и отказались от Него.

Причём каждый из них произносит, как мы помним, очень убедительные объяснения, почему он не может прийти, может в другой раз и пришёл бы и отозвался бы, и с благодарностью принял бы это приглашение, но сегодня никак не могу, потому что сегодня я приобрёл поле, говорит один, и мне необходимо его увидеть, т.е. это главное приобретение  в моей жизни, и поэтому я не могу, уж при всём уважении к вам, откликнуться на ваше приглашение.

Другие сказали: мы приобрели пять пар волов, и поэтому нам необходимо испытать их в деле, увидеть, на что они способны, потому что от этого зависит наше земное человеческое благосостояние, и при всём уважении к вам мы не можем откликнуться на ваше приглашение, потому что для нас важнее этот скот, который мы приобрели.

А иные и вовсе сказали, что у нас свой праздник, у нас своя свадьба, вот у вас своя свадьба, а у нас своя свадьба, поэтому мы не можем откликнуться на вашу радость, потому что наша собственная радость переполняет наше сердце, и поэтому мы отказываемся от вашего приглашения. Т.е. все отказались от того зова, который обращает Господь к этим людям.

Конечно же, притча настолько прозрачна, и так часто на эту тему мы с вами говорили, что всё очевидно и каждому из нас совершенно понятно. Есть просто несколько своеобразных масштабов, что ли, этого сегодняшнего Евангельского повествования. Масштаб основной, главный, глобальный, касающийся целых народов, которые отказываются от зова, который обращён к ним. Они не хотят, как говорил, помните, Иван Карамазов: и свой билет в это светлое будущее я почтительнейше возвращаю назад, сказал он. Также почтительнейше они возвращают свой пригласительный билет в Царствие Небесное, не хотят войти в него, потому что земля и что на ней гораздо дороже, гораздо милее, нежели те обетованные блага, которыми Господь дарствует любящим Его.

Именно по этому поводу, именно из этих соображений, помните, в другом Евангельском месте, гнали Христа, когда бесы вошли в гадаринских свиней, и всё стадо утонуло, низринувшись с крутизны берега, люди просили Христа уйти, потому что это земное, для них было гораздо дороже, милее, ценнее, реальнее, чем то, что Христос им обещает.

Где этот брак, да будет ли он вообще? Для меня лучше, как это говорят, синица в руке, нежели журавль в небе, т.е. что-то такое осязаемое и более конкретное. Земля, нет ничего более осязаемого, говорим мы, отвечая на зов, обращённый к нам в том числе, потому что это я чувствую, это я осязаю. И будешь осязать всегда, кто мыслит именно так, потому что отмерится тебе в своё время два метра этой самой земли, столь осязаемой и будешь в ней лежать перегноем, если ты это предпочитаешь тому, что Христос Бог обетовает тебе, даруя тебе Царство Небесное.

Мы все желаем счастья, каждый человек живёт тем, чтобы достичь счастья и благополучия здесь на земле, но если наши стремления сводятся и ограничиваются только лишь плотью нашею и только лишь перстью земною, вот эту землю и получим мы с вами в наследие так, как получили те, которые не пошли и не откликнулись на зов Божий.

Вот очень страшное заключение сегодняшнего Евангельского повествования. Христос говорит о том, что званые не были достойны Его приглашения, а оказались достойными те, которые не чаяли и не ожидали  приглашения, но именно к ним был обращён взор Божий, и они, откликнувшись, пришли и наполнили эту вечерю любви Христовой. И говорит Христос очень горькие слова, которые касаются всех нас без исключения и мы должны всегда их помнить,  Господь говорит: много званых, все званые, нет ни одного на земном шаре живущего, которого тем или иным образом Господь не звал бы к Себе, все званые, но мало избранных. А избранные те, которые откликнулись на зов Божий, которые отказались от того, что действительно носит временный и сиюминутный характер и смысл.

Как мы сказали, есть масштаб, касающийся целых народов, и есть масштаб, касающийся каждого из нас в отдельности. И мы с вами тоже званы Христом, и, конечно же, то, что мы находимся с вами в Церкви, в храме Божием сегодня за сей Божественной Литургией, говорит нам о том, и в похвалу говорит всем здесь присутствующим, что мы отозвались на зов Христа, мы пришли. Но ведь как часто бывает, дорогие мои, и каждый из нас невольно согласится, сколько вот таких суетных озабоченностей и многопопечений, которые каждый из нас знает: иногда мы говорим, вот сегодня в Церковь не пойду, потому что дела, заботы, всю неделю, трудился, квартира грязью заросла, нужно сделать генеральную уборку. И мы вроде бы правильные вещи говорим, так же, как правильные вещи говорили те, которых звал Христос на Свою званную вечерю. Они ведь не в праздности время проводили, у них были убедительные причины не пойти. Потому что каждый был очень занят: у меня земля, у меня работа, у меня множество дел, ну как же я могу от всего этого отказаться, кто кроме меня это будет делать, никто, поэтому я обязан, поэтому, я рад бы, но вот пока не могу. Вот пойду на пенсию, буду ходить в Церковь. Да, это глупость, которую мы очень часто слышим вокруг себя, и сами которую иногда говорим, вот, дескать, стану пенсионером, пойду в храм. Ничего подобного не произойдёт, не нужно себя обманывать, пойдём на пенсию, там уже здоровья в храм ходить не будет.

Идёшь, бывает, возле подъезда старушки сидят, что же вы, матери, в храм Божий не ходите, – да у нас сил нет. Результат такой. Сейчас некогда, потом дети, потом внуки, а потом уже здоровья нет, рад бы, как говорят, а грехи не пускают. То есть, понимаете, враг он будет что угодно подсовывать на всех этапах нашей земной жизни, только лишь бы отвести нас в сторону, ты занимайся чем угодно, что угодно делай, только в храм Божий не ходи, только Богу не молись.

Вот и всё, а что потом, а потом уже будет поздно что-нибудь говорить и что-нибудь делать. Бог нам даровал всё для того, чтобы мы спаслись, Господь дал нам средства, возможности, силы, Господь нам дал храмы Божии, всё дал.

Мы же выбрасываем без жалости мусорное ведро. Чтобы с нами стало, если бы мы стали жалеть выбрасывать мусорные пакеты из своей квартиры? Это — абсурд. Необходимо очищать свой дом, своё жилище, всё то пространство, которое окружает нас. Почему же мы не думаем о том, что в превосходной степени в этом нуждается наша душа, сколько грязи, сколько хлама, сколько нечистоты за всю жизнь скапливается в нашей душе. Когда же придёт время, когда мы об этом задумаемся, чтобы генеральную уборку, что называется, сделать в своём сердце, в своей душе?

Вот время благоприятное, время поста, уже стремительно несущееся к своему завершению. Поспешим к тому, чтобы это время не прошло для нас даром, чтобы для нас не прошло даром время нашей земной жизни, потому что дни, по слову апостола, лукавы суть, не знаем ни дня, ни часа, когда Господь призовёт нас. Всё это называется ликбез, это вполне банальные, элементарные, очевидные для всех вещи. Кто из нас об этом не знает, кто из нас это не слышал, кто из нас сам это другим людям не говорил? Но этого мало —  говорить и иметь об этом представление, главное, чтобы хоть что-то сделать для того, чтобы отозваться на глас Божий, на зов Христос.

Поэтому, дорогие мои, братья и сестры, действительно, сегодняшнее Евангельское повествование о званых на брачный пир Царя и Господа касается каждого из нас. Не будем обманывать себя тем, что если мы в храм ходим, этого для нас достаточно и успокаивать себя тем, что в нашей жизни всё благополучно и в этом смысле всё устроено. Нет, мы можем в этой успокоенности, в этом состоянии внутренней мнимой умиротворённости быть в заблуждении. Поэтому будем всегда себя спрашивать о том, как я отзываюсь на зов Божий, когда Христос зовёт меня к Себе и достойно ли сердце наше, чтобы вместить в себя Того, Кто грядет для нашего спасения, Кто грядет, чтобы искупить нас от клятвы законной, от вечного проклятия и смерти и даровать нам вечную радость во Христе, вечную радость в Господе?

Поэтому будем всегда трезвить своё сердце воспоминанием, о чем сегодняшнее Евангельское повествование нам говорит. Призывая в молитвенное покровительство тех угодников Божиих, чью память сегодня Церковь празднует и прославляет, их верность и ревность Господу, как людей, которые Христа ещё не знали, а лишь, как апостол Павел замечательно говорит, глядели сквозь тусклое стекло, гадательно. Помолимся им, чтобы их благоприятными молитвами Господь и наше сердце исполнил верностью Господу, и чтобы никакие кривизны, никакие соблазны, никакие происки врага рода человеческого не способны были увести нас в сторону от того единственного пути, который ведёт нас к вечной жизни и Царствию Небесному, ибо этим путём является Господь и Владыка наш Христос, сказавший о Себе Сам: Я есть путь и истина, и живот. Аминь.