Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 32 по Пятидесятнице, по Богоявлении

Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 32 по Пятидесятнице, по Богоявлении.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, является попразднством великого торжества Богоявления Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Крещения Господня, того события, которое мы праздновали и прославляли ровно неделю назад. И сегодняшний воскресный день усвоен воспоминанию того, что Господь и Спаситель наш  Иисус Христос, крестившись от Иоанна в водах Иорданских, вышел на общественное служение той спасительной миссии, вершиной которой был Голгофский Крест.

Сегодня мы слышали очень короткое, буквально в несколько строчек, Евангельское благовестие в устах святого апостола евангелиста Матфея. Это четвёртая глава, которая повествует о событиях, последовавших после Крещения Господня, и эти несколько строчек, которые сегодня были предложены всем нам, воспоминают слова святого пророка Исайи, который говорит: Земля Завулонова, земля Неффалимова, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме и в сени смертной, увидел свет великий, воссиявший этим народам, находящимся во тьме.

Пророчество Исайи пророка говорило о конкретном историческом событии, современном ему, но он не только говорил о событиях, которые видел своими собственными глазами, но и видел в них удивительный прообраз, касающийся не только народа, находящегося в пределах Галилеи, но и касающийся всего рода человеческого.

В тот исторический момент, который описывает святой пророк Исайя, происходило то, что ассирийскими войсками народ Божий был стеснен, и не было никакой возможности и никакого упования на то, чтобы спастись от неминуемой погибели. Но по молитве ко Господу, по дерзновенному заступничеству того же самого пророка Исайи, Господь пременил Свой праведный суд на милость, и народу Божию воссиял свет, народу Божию воссияло освобождение, Господь спас Свой народ от неминуемого истребления.

Это то, что касается исторического, непосредственного, буквального контекста пророчества святого пророка Исайи, о котором сегодня мы воспоминаем, и о котором говорится в Евангельском благовестии от Матфея.

Но в первую очередь скажем о том, что пророчество касалось всех нас, всего рода человеческого, потому что весь род людской до пришествия в мир Христа Спасителя находился во тьме и сени смертной, и пришествием в мир Христа поистине велий свет воссиял, который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Не случайно, что предшествующими событиями этому приводимому пророчеству пророка Исайи в Евангелии вествуется о том, как Господь сразу, тотчас же после крещения на реке Иордан был возведён в пустыню, где в течение сорока дней подвизался в посте, и к Нему приступал враг рода человеческого, человекоубийца искони, отец лжи – диавол, который, видя естество человеческое Спасителя, нуждавшееся в естественном подкреплении телесных сил, видя, что Господь взалкал, стал предлагать Ему разного рода искушения, которые как мы помним, Господь отверг.

Сначала лукавый предлагал Спасителю, чтобы Он претворил камни, которыми полнилась эта Иорданская пустыня, в хлебы, и это было первое диаволово искушение, каковым враг рода человеческого хотел смутить Христа. Но Господь отверг это искушение, сказав что, не хлебом единым будет жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих.

Затем лукавый предлагает Христу ввергнуться с кровли храма Иерусалимского, спекулируя словами Священного Писания и оболгав слова 90 псалма, говоря Господу, что ведь Ты Сам сказал, что ангелам Своим заповедаешь и не преткнёшься ногою Твоею. На что Спаситель, отвергнув и это второе искушение диавола, сказал: Не искушай Господа Бога твоего.

Тогда лукавый как бы представляет Христу все царства мира, опять же, будучи отцом и источником всяческой лжи, ибо ничего своего не имеет и только лишь лжёт, предлагая Господу все царства мира взамен на то, если Христос поклонится ему. На что Господь, отвергнув все эти лукавые измышления, сказал падшему: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи, ибо так свидетельствует Священное Писание. И диавол отошёл от Него, говорит евангелист Матфей, а евангелист Лука, повествуя о тех же самых сорокодневных событиях в пустыне, добавляет еще два слова, «отошёл от Него до времени». Т.е. враг будет еще приступать ко Христу и будет изыскивать всяческие пути для того, чтобы погубить Христа. И вот тогда, говорит евангелист Матфей, ангелы Божии приступили и служили Ему. И уже после этих событий мы слышим пророчество Исайи, который говорит, что свет великий воссиял людям, находящимся во тьме и сени смертной. 

Вернемся к уже произнесённой сегодня мысли. Мы и себя, в том числе, воспринимаем людьми, которые находятся во тьме и сени смертной, до тех пор,  пока в нашей жизни не воссияет Христос, до тех пор, пока мы не откроем своё сердце навстречу грядущему к нам Господу.

И неслучайно сегодняшнее Евангельское повествование повторяет слова святого Иоанна Крестителя, сказанные им тогда, когда народ шёл к нему на Иордан креститься, Господь вновь эти слова произносит, но эти слова в устах Спасителя наполняются совершенно иным, ещё более сокровенным, ещё более важным смыслом: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

В устах Иоанна Крестителя это был призыв к покаянию, это был призыв к тем людям, которые шли и искали света Христова,  но ещё находились во тьме. В устах же Спасителя мира открывается то, что без Него, без Господа, без Его Крестной жертвы, без Его спасительной миссии на земле немыслимо и невозможно было бы соединиться с Ним.

Если Иоанн Предтеча говорит о том, что человек должен отрясти запинающий его грех и должен омыть его в водах Иордана, то Христос Спаситель крестит всякого верующего в Него уже не в воде, но Духом Святым. Поэтому сам Иоанн Предтеча в ответ на то, когда его воспринимают Христом и в некоем недоумении говорят, не он ли Христос, святой Предтеча отвечает смиренно, с подобающим ему благоговением, что он не достоин даже, нагнувшись, развязать ремень сандалий у Того, Кто грядет после него.

Я вас крещу в воде, –  говорит Иоанн Креститель, но грядет за мной Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым. И именно в устах Спасителя призыв к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное, – приобретает совершенно иной, сакраментальный смысл.

В русском и славянском языках, слово покаяние очень созвучно слову окаявание. Мы, быть может, и не задумываемся о глубинном значении этого слова, но согласитесь, если мы постараемся вникнуть в его этимологию, то увидим вполне определенный призыв к сокрушению, к окаяванию себя. Т.е. покаяние – это есть призыв к тому, чтобы увидев свой грех, сокрушаться в нём, окаявать себя.

А в греческом языке это слово звучит «метанойя», что по смыслу имеет несколько иное значение, это означает в переводе «перемену мыслей», «перемена образа жизни», не просто увидеть свой грех, сокрушаться о нём и стараться его не делать, что, прежде всего мы усматриваем в нашем понимании этого слова. А гораздо глубже, шире –  изменить своё отношение к тому, что мы делали раньше, не просто не возвращаться к этому, а образ и строй своих мыслей совершенно развернуть в ином направлении.

Это очень важно, и поэтому покаяние, к которому призывает Христос в сегодняшнем Евангельском чтении, призывает нас к тому, чтобы мы постарались, Богу содействующу, изменить строй и ход своих греховных мыслей и поползновений изменить так, чтобы в наших помыслах не было места никакой грязи, никакой скверне, никакой нечистоте. Чтобы всецело Христос Господь и Владыка воцарился и царствовал в нашем сердце, в нашем разуме, и чтобы ничто не способно было затмить Его в нашей жизни, которая есть не более, чем скоротечный, скоропроходящий, маловременный путь от этого кратковременного земного поприща к той вечной, неизреченной радости, к которой призывает всех нас Господь.

Поэтому мы должны с вами, дорогие братья и сестры, находясь во тьме и сени смертной, свидетельствовать сами о себе, что свет воссиял велий в нашей жизни, ибо каждый из нас на своём жизненном пути, в то или иное время своей жизни был призван Христом, осиян этим Божественным светом.

Соделаемся достойными вместилищами  того света Божественного, который Господь являет нам Собою. Чтобы наше сердце удостоилось и соделалось быть нерукотворенным храмом Божиим, в котором жительствует и желает царствовать Господь и Владыка наш, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.