Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 33 по Пятидесятнице, о Закхее

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы видим некое предвестие наступающего Великого поста. Ещё сам чин Богослужебный не настроен на то, чтобы наши умы и сердца настраивать на великопостный покаянный лад, но сегодняшнее Евангельское повествование, по крайней мере, оно единое, начинает нам говорить практически за месяц до начала этого великого и благодатного времени о начинающемся духовном подвиге, которое ожидает каждого из нас.

Поистине это святое время настолько для нас важно и велико, что Церковь заблаговременно начинает нас готовить к этому святому и благословенному поприщу. Уже через неделю мы будем говорить с вами открыто, во всеуслышание о том, что пост грядет, и уже самые песнопения и строй Богослужебный будет настраивать нас именно на покаянное настроение, на покаянные чувства. Но, вместе с тем, повторюсь, Евангельское повествование, повествующее нам о Закхее-мытаре, начинает нас уже, в свою очередь, как бы исподволь, издалека готовить к этому святому и благословенному времени.

Почему именно это Евангельское повествование предложено в этот воскресный день всему боголюбию здесь присутствующих? Прежде всего потому, что оно тоже говорит о покаянии, о том, что человек из крайней степени беззакония и очевидного пребывания во грехе становится носителем правды Божией. Надо сказать, и обратить внимание, что два подряд воскресных дня мы будем говорить именно об этих людях, о мытарях, сегодня – о Закхее-мытаре, а в следующее воскресение, имеющее своё собственное именование, называясь Неделей о мытаре и фарисее, тоже будем говорить о таковых же людях, оценку которым общество уже давным-давно произнесло.

Эти люди были как бы вне здорового, нормального человеческого общества. Отчасти это было справедливо, потому что эти люди были существами, в большинстве своём не заслуживающими никакого к себе уважения. Во время оккупационной власти они были предателями, они нанимались в услужение к римлянам и были сборщиками податей, т. е. налогов. Поскольку молва человеческая и суд человеческого общества о них уже был произнесён, им, как говорится, нечего было терять, поэтому они вели себя беззаконно, вели себя бессовестно, вызывающе по отношению к тем людям, которых они обирали.

Они не просто взимали налоги в пользу государства, но и себя в этом смысле не забывали, тем самым снискав вполне устойчивую неприязнь и даже ненависть к себе, и, конечно же, поделом. Но всё-таки Божий суд – это одно, а человеческий суд – это совершенно другое, и бывает очень часто, что человеческий суд провозглашает то или иное мнение по отношению к тому или иному человеку, а Господь может совершенно вопреки сложившемуся человеческому определению поступать. Неслучайно пророк Исаия говорит замечательные слова, которые очень часто мы с вами вспоминаем. Бог его устами говорит так: Мои пути, не ваши пути, и как небо отстоит от земли, так Мои пути отстоят от ваших путей. Это действительно так, одно дело – человеческий суд, мы людей судим по лицам, по внешности, а Господь взирает на сердца человеческие. Вот поэтому сегодня мы видим удивительное преображение, удивительное изменение человека из состояния, казалось бы, абсолютно нераскаянного грешника, к состоянию последователя Христова.

Мы видим, как толпа людей окружает Господа. В прошлое воскресение читалось Евангельское повествование об исцелении Господом слепого, которого Господь исцелил в Иерихоне при входе в город, который взывал что есть сил ко Христу: Иисусе, Сын Давидов, помилуй меня. И здесь же, после этого дивного чуда, которое Христос совершает над слепцом, происходит ещё одно чудо – прозрение другого человека, чудо исцеления совершенно иного больного, который тоже был болен неисцелимым, казалось бы, для всех, недугом. Больным этим был Закхей-мытарь.

Мы знаем с вами, кем был Закхей-мытарь, он был не просто мытарём, не просто рядовым сборщиком налогов, он был начальником мытарей, т.е. он выбился, что называется, в люди, сделал карьеру. Можно догадываться, чего ему это стоило, если уж такая устойчивая неприязнь и ненависть была по отношению к обычным мытарям, то уж он наверняка стяжал к себе ненависть абсолютную. Вот именно о нём сегодняшнее Евангелие.

Господь устами евангелиста Луки, потому что в его Евангелии мы обнаруживаем это удивительное повествование, указывает на некую физическую подробность, касающуюся этого человека. О нём говорится, что он был мал ростом, такой, знаете ли, коротышка. Человек, которого ненавидят все, ещё и имеющий физический изъян, он, конечно же, является объектом насмешек, объектом особой, дополнительной неприязни. Люди действительно очень быстро замечают недостатки друг у друга, особенно у начальствующих, и, конечно же, спуску не дадут всем тем изъянам, ущербности, несомым на себе мужами начальствующими. Уж сколько по этому поводу всевозможных злословий, острот, анекдотов и всего прочего. Кому это неизвестно? Хлебом не корми, дай только по этому поводу высказаться и высмеяться.

И вот Закхей слышит о том, что идёт Христос, и Его окружает толпа людей, которых просто преодолеть невозможно. Закхей, имеет власть и власть очень мощную в своих руках, но он не имеет власти над этими людьми, потому что речь идёт не о сборе у них денег, не о том, чтобы ограбить этих людей в очередной раз, а о том, чтобы пройти скозь этих людей ко Христу, Который идёт через Иерихон. И Закхей пытается протиснуться через эти спины, через эти затылки, расталкивает, но никто его не пускает, стеною стоят люди с тем, чтобы этому ничтожному, ненавистному всеми человечку не позволить протиснуться сквозь них.

Тогда он поступает совершенно необыкновенно, он, простите, плевать хотел на общественное мнение, он забегает вперёд этой толпы, угадывая путь Христа, и залазит на смоковницу. Представляете, этот малорослый человечек лезет на дерево, как это смешно и нелепо выглядело. Респектабельный, взрослый, состоявшийся человек,  которого боятся¸ который имеет власть наказать, власть создать проблемы и сложности простым людям, этот человек, казалось бы, перед которым в иное время люди молча склоняют голову, ведёт себя, как мальчишка, как какой-то  обыкновенный сорванец. Он громоздится на дерево, чтобы с высоты этого дерева увидеть Христа. Кто был на Святой Земле, кто был в Иерехоне наверняка помнят это старое огромное дерево в несколько обхватов, узлами переплетенную смоковницу. Иногда некоторым паломникам даже позволяют на нее залезть. Я был, но влезть на нее не довелось, а иные, я знаю, залазили на ту самую смоковницу, чтобы пережить прикосновение к тому событию, о котором сегодня мы говорим в Церкви.

И вот с этой смоковницы, с этого дерева Закхей смотрит на Христа во все глаза, чтобы узреть, увидеть и ничего не пропустить. Мы только можем представить себе, в своём воображении нарисовав себе эту картину: огромная толпа людей теснит Христа, и вот Господь поднимает Свои очи и видит этого странного человека, этого нелепого мужичонку, который во все глаза смотрит на Него с дерева. А ведь сколько людей около Христа, которые тоже, скажем, жаждут, чтобы Христос обратил на них Свой взор, а Господь замечает этого на дереве сидящего и говорит ему: «Закхее, подщався, слези, в дому твоём подобает Мне быти». Закхей не верит своим глазам, впрочем, глазам, наверное, верит, а ушам нет, потому что Христос его увидел, узрел, мало того, приглашает его слезть со смоковницы, и желает войти в его дом.

Закхей слезает с дерева и ведёт Господа в свой дом, а за ним следуют многие из тех, кто были очевидцами и свидетелями этого необыкновенного события, и начинают роптать: как это Он вошёл к тому мужу витати, по-славянски, вошёл ужинать в дом этого человека, потому что этот человек не заслуживает, он недостоин, по мнению всех присутствующих, чтобы Христос вошёл в его дом. И тогда, от восторга, от избытка чувств, от этого совершенно необыкновенного потрясения, которое произошло с ним, Закхей отвечает Господу, он восклицает: пол имения моего, Господи, я отдам нищим, а если кого чем обидел, я вчетверо воздам, четверицею отдам то, чем обидел кого-то, а обидел он, наверное, всех. Он сам говорит Господу, всё, что у меня есть нажитое, что называется, непосильным трудом, всё это я раздам, потому что злато и серебро, которое он неправдами, слезами и кровью людскою приобретал, воровал, стяжевал, всё это для него перестало иметь значение, так как он приобрёл сокровище, ни с чем несравнимое.

Вы помните, в Евангелии есть такое удивительное Христово сравнение, Господь приводит притчу об одном человеке, который нашёл сокровище на поле, и всё, что у него было, он продает, чтобы приобрести это сокровище, потому что с этим сокровищем ничто не способно сравниться. Этим сокровищем является Господь. И если мы приобретаем это сокровище, то всё остальное уже не то, чтобы перестаёт иметь значение для нас, – мы, к сожалению, немощные, слабые, плотью облечённые люди и поэтому нуждаемся в тех или иных естественных потребностях, – но очевидно, самым главным стяжанием всей нашей жизни, самым главным приобретение всего нашего человеческого существа становится Христос Господь.

И Закхей уверовал от всего сердца, он не поверил своим ушам, тому, что Христос желает быть в его доме сегодня, а потому, приведя Христа в дом свой и учредив вечерю, произносит эти слова: всё, что есть у меня, я раздам, ничего мне не нужно, ибо я действительно, приобрёл то сокровище, с которым ничто не способно сравниться. И это не просто красивые, возвышенные, восторженные, сиюминутные слова, это то свидетельство, какое он пронёс через всю жизнь в последующем. Святой Климент Римский рассказывает о том, что Закхей, о котором сегодня мы с вами слышим в Евангельском повествовании, был спутником и соработником апостолу Петру в его апостольских трудах, и он принял мученическую смерть в Риме, пострадав за Христа, потому для него не было иной радости, иной ценности, иного жизненного приобретения, нежели приобрести Христа. Вот каков путь был у этого человека, о котором сегодня Евангельское благовестие всем нам, дорогие братья и сестры, рассказывает.

Конечно же, неслучайно именно этот Евангельский отрывок избран для сегодняшнего воскресного дня, я уже отчасти упомянул его важность, кроме того, это одно из самых, наверное, прекрасных мест в Евангелии, когда грешник становится праведником, когда человек, на котором общество поставило жирный крест, отторгнув его от себя, этот человек избирается быть сосудом благодати Божией, каковым стал святой Закхей, будучи грешником, будучи человеком несправедливым и чуждым какой бы то ни было праведности. Кстати говоря, в переводе с еврейского имя Закхей или слово «закхей» означает праведность, то есть это было дополнительной насмешкой, люди, называя его по имени праведником, на самом деле обращались к человеку жестокому, чёрствому, беззаконному, сребролюбивому, не имеющего никакого сострадания ни к кому, иначе он просто не стал бы тем, кем он стал. Но вернёмся к уже произнесённой сегодня мысли. Господь взирает на сердца человеческие, Господь видит не просто внешние человеческие поступки каждого из нас, но то, на что каждый из нас способен.

Помните удивительный рассказ владыки Антония Сурожского, много раз рассказываемый мною. Впрочем, и без меня его многие знают. Это было в начале восьмидесятых годов, когда владыка, будучи епископом в Англии, то есть, живший за рубежом и, конечно же, чуждый той реальности, в которой жили мы с вами во время советской действительности, приехав на архиерейский собор в Москву, был размещён среди прочих высоких гостей в гостинице «Украина». Он сам много раз рассказывал эту историю, многие читали или слушали ее в записи. Как однажды он шёл по одному из лестничных маршей в этой гостинице, и ему навстречу попался какой-то высокого ранга офицер, который посчитал, что ему позволено быть хамом не только по отношению к своим подчинённым, но и вообще ко всем. Генерал, в свою очередь, видит какого-то попа, подходит к нему, а владыка был невысокого роста, худенький, в подрясничке, скромненький, и этот офицер, обращаясь к владыке, говорит так бесцеремонно, даже не поздоровавшись: судя по вашей одежде, вы в Бога веруете? На что владыка скромно, но твердо отвечает: да, я верую в Господа. – А вот ваш Бог во что верует? – Глупее вопроса придумать себе трудно, вот такая солдафонская, грубая, неотёсанная шутка. На что владыка сказал с достоинством, он поправил своего собеседника: Не во что, а в кого Бог верует? Бог верит в человека, – ответил владыка.

Это гениальный ответ, потому что это так и есть, это поистине правда. Потому что Бог верит в человека. Мы веруем в Господа, а Бог верует в нас, верует в то, что мы с вами можем, а, следовательно, должны быть лучше, благороднее, целомудреннее, великодушнее, добрее, чем мы есть на самом деле. Как Он уверовал в этого нелепого Закхея, сидящего на смоковнице и сказал ему: Поспеши, слезь скорее, потому что сегодня Мне в дому твоём подобает быти, –  потому что Бог уверовал в него. Поверил в то, что не эта внешняя скорлупа является определяющим для человека, даже для такого, каким был Закхей, но и у него есть внутреннее содержание, и вот это внутреннее содержание способно победить всё то — недоброе, скверное, что очень часто переполняет нас с вами. Поэтому Господь и в нас с вами верует, верует, что мы можем быть лучше и добрее, честнее и чище, и благороднее, чем мы иногда показываем себя окружающим нас. Именно Господь, взирая на сердце, даёт возможность человеку не погибнуть окончательно.

Конечно же, последнее слово (мы всегда с вами это говорим) в этом диалоге с Богом, как бы парадоксально и странно это не прозвучало, всегда остаётся не за Господом, а за человеком. Бог всегда даёт нам с вами выбор, потому что Он, даровав нам свободу, не посягает на то, чтобы нашу человеческую свободу ограничить. Он даёт ей простор и разумение того, чем может послужить для нас эта свобода. Свобода или произвол? Что мы предпочитаем, Господа и спасение вечное душе или предпочитаем нечто иное, совершенно противоположное этому? И вместе с тем, веруя в нас, Господь даёт нам все возможности прийти ко спасению, каковые возможности Он дал воспоминаемому сегодня в Евангелии Закхею.

Дай нам всем, Господи, дорогие братья и сестры, чтобы вера Христа в нас оправдалась тем, что и мы, подобно Закхею, желали всем своим существом взирать и видеть Христа всею своею жизнью.

Один замечательный проповедник однажды сказал так, говоря на эту тему: Закхей всего-то на два метра поднялся от земли, чтобы Господа увидеть, а Господь ему взамен небо послал навстречу, чтобы оно его всецело объяло. Мы делаем один робкий, нерешительный шаг в сторону Господа, а Господь десять шагов нам навстречу делает для того, чтобы соединиться и встретиться с нами и никогда уже не оставить нашего сердца, как Евангелие святое говорит: кто любит Меня, к тому мы с Отцом Моим придем и обитель в его сердце сотворим.

Вот представляете, какое удивительное откровение мы с вами имеем. Если мы Господа, хотя бы, как можем, немощно, скудно, но всё-таки пытаемся любить, Господь идёт нам навстречу и с Отцом, и со Святым Духом в нашем сердце учреждает Себе обитель, чтобы уже никогда её не оставить и никогда ее не покинуть.

Сподоби, Господи, всех нас стать обителью Христа, живущего в нас. Сподоби, Господи, всех нас стать нерукотворенным храмом живущего в нас Духа. И взирая на пример сегодняшнего Евангельского благовестия, будем подражать в том добром и святом, что сотворил Закхей, следуя за Христом, чтобы, приобретя Его, никогда не лишиться Господа и в своём сердце, и в жизни будущего века. Аминь.