Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, в Неделю вторую Великого поста Церковь воспоминает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, потрудившегося много для утверждения чистоты святого Православия.

И вместе с тем, в сегодняшний день Церковь благоуветливо предлагает нам удивительное Евангельское повествование, которое тоже непосредственно касается того делания, к которому мы все призваны этим святым благословенным сорокодневным поприщем.

Сегодня мы слышали в Евангелии о том, как Христос Спаситель пришел в Капернаум. К слову говоря, это был город, который Господь в Евангелии называет Своим городом, вероятнее всего Христос очень часто останавливался в этом городе, когда совершал Своё служение, странствуя по Иудее и Галилее. Именно в этом городе Господь совершает необыкновенное, удивительное чудо, о котором Церковь говорит нам с вами дважды в году. Сегодня мы слышим это Евангелие в устах святого евангелиста Марка, а в летний период времени евангелист Матфей свидетельствует нам о том же, рассказывая об этом замечательном событии, касающемся без исключения каждого из нас.

Вспомним хотя бы обзорно то, о чём мы сегодня слышали с вами в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении. О том, как Христос, находясь в Капернауме, учил в одном доме, и огромное, невероятное, неисчислимое количество людей находилось и в самом доме, где был Христос, и во дворе этого дома, и в окружении стен этого дома, т.е. невозможно было пройти сквозь эти людские волны. И вот появляется такая странная процессия, четыре человека на своих плечах несут на полотнище, на некой плащанице расслабленного, парализованного человека. Конечно же, они затруднены в своем намерении увидеть Господа, так как люди стоят стеной перед ними, и нет никакой возможности приблизиться ко Христу, Который, как им сказали, находится в этом доме, где поучает и беседует. Тогда эти люди, без всякого сомнения, без всякого колебания совершают совершенно необыкновенный, и неожиданный поступок, они ставят лестницу и громоздятся на крышу этого дома. Они волокут за собой своего больного друга, и можно только себе представить, с каким трудом это возможно было сделать, чтобы не только самим залезть на крышу дома, но ещё и туда вознести этого расслабленного, недвижимого человека.

Тем не менее, преодолевая все трудности и невозможности этого намерения, они это совершают. Мало того, они разбирают кровлю крыши, – на востоке очень лёгкие крыши, черепичные, глиняные, – и образовывается некая дыра в этой кровле, и они спускают на этой простыне к ногам Христа расслабленного, парализованного человека.

Они движимы верой в Господа, они движимы любовью к этому человеку, своему другу, потому что никто кроме них этого не сделает. Они ни перед чем не останавливаются, ни перед насмешками, ни перед ропотом, ни перед возмущением людей, что наверняка сопровождало всё это пересказанное мной намерение этих людей. Их это абсолютно не беспокоило, потому что самая главная задача и цель этих людей была принести к ногам Христа расслабленного, недвижимого друга. И они достигают своей цели, они спускают расслабленного человека к ногам Спасителя.

И здесь происходит тоже необыкновенное, и для нас с вами, и для тех людей, которые находились рядом со Христом и были очевидцами этого события. Заметьте, Господа никто ни о чём не просит, Господа никто ни о чём не вопрошает, а просто Христос в ответ на это дерзновенное усердие четырёх друзей, которые именно так вознамерились своего друга принести ко Христу, говорит: Чадо, прощаются тебе грехи твои.

И здесь начинается ропот, начинается возмущение, начинается обвинение Христа в богохульстве. Мы знаем с вами, что далеко не все люди, которые были со Христом, которые шли за Ним, шли от чаяния и от жажды слова Божия. Многие находились с Господом для того, чтобы уловить Христа, найти некие причины, некие мотивы для того, чтобы осудить Его, предать суду и, в конечном счете, предать Его смерти. Таковые тоже были вокруг Господа, и они начали роптать, причём роптали глухо, в себе, трусливо, стыдливо, но вместе с тем этот ропот для Господа-Сердцеведца не мог остаться в неведении.

Они говорили: кто может прощать грехи кроме единого Бога, почему Он богохульствует? Тогда Христос говорит, – удивительно, когда мы с вами хотя бы отчасти вникаем в слова Христа, мы видим такую необыкновенную простоту, такую необыкновенную любовь обнаруживаем. Господь без досады, без раздражения (которое только лишь нам, людям, к сожалению, свойственно, Господу это не свойственно, Господу даже гнев не свойственен по большому счёту, Господь бесстрастен в этом смысле) говорит: Что проще сказать – «чадо, прощаются тебе грехи твои», или сказать – «встань, возьми свой одр и иди в дом твой».

Конечно же, проще сказать «прощаются тебе грехи твои», потому что пойди проверь, пойди узнай, простились ли тебе грехи твои или не простились, сказать многое можно. А вот сказать с властью как говорил Христос, только лишь Он мог, и поэтому Он во всеуслышание говорит человеку, которому Он только что отпустил все его грехи: Чадо, восстань, возьми свой одр и иди в дом твой. И тот, который и перстом единым двигнуть не способен был, потому что был парализован и расслаблен, восстал, взял послушливо одр, на котором лежал многие и многие годы и пошёл в дом свой.

Кто-то из находившихся там уверовал во Христа. Безусловно, невозможно было не уверовать в то, что на глазах совершил Христос. А кто-то ещё больше разгневался, есть и таковые существа, для которых ничего ровным счётом не является убеждением. И кроме своего собственного озлобления, кроме собственной зависти они ничего не имеют в своём сердце, им как говорят, хоть кол на голове теши, всё абсолютно будет бесполезно. Они будут изворачиваться, находить какие бы то ни было аргументы, контраргументы, противоречия, чтобы не поверить даже явному чуду. Таковые были вокруг Христа, а уж тем более таковых было много впоследствии и в наше время.

Вместе с тем Христос говорит как власть имеющий, Он прощает грехи расслабленному и вместе с тем повелевает ему восстать и идти в дом свой исцелённым и выздоровевшим.

Почему я в самом начале сказал, для этого великопостного поприща это Евангельское повествование имеет важное непосредственное значение? Потому что здесь Христос, кроме всего прочего, говорит о причине наших скорбей, о причине болезней, о причине страданий – о грехах. Поэтому Господь не просто исцеляет расслабленного, а сначала прощает ему грехи.

Грех – это есть причина всех жизненных скорбей, грех в любом масштабе, общечеловеческом, вселенском или в масштабе отдельно взятой человеческой личности, является причиной всех наших скорбей, всех наших страданий и всех болезней. Поэтому Христос сначала освобождает больного человека от бремени греховного. Здесь мы с вами опять задаёмся вопросом, никто Христа не просил, чтобы Он простил этого человека, чтобы Он его исцелил. Но здесь не нужны слова. Мы видим с вами, что эти люди, которые принесли своего расслабленного, парализованного друга, поступками своими являют любовь к нему. Они не просят, не пускаются в многословие, да и с той крыши, откуда они спустили своего товарища к ногам Христа, наверное, не сподручно было о чём-то просить, просто неудобно это было делать. И Господь видит, что их любовь свидетельствуется таковым удивительным, необыкновенным действием, какое они сотворили на глазах у всех, и поэтому Христос прощает все его грехи и, исцеляя его, направляет в дом свой.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, видим, насколько необходимо покаяние в жизни каждого человека, и вместе с тем мы видим то тлетворное, злотворное действие греха в нашей жизни. И до тех пор, пока грех будет царствовать в нашей природе, до тех пор, пока грех будет царствовать в нашей жизни, в наших поступках, в нашем разумении, до тех пор мы будем парализованы, до тех пор мы с вами будем расслаблены грехом. До тех пор нам будет сложно и тяжело, а быть может даже и невозможно что-либо в своей жизни изменить. И вместе с тем Господь повелевает и показывает нам этим замечательным примером то, что мы должны бороться с грехом, бороться с теми страстями, которые одолевают и овладевают нашей волей, нашим сознанием и нашей жизнью.

И это одна сторона сегодняшнего чрезвычайно богатого событиями Евангельского повествования. Но есть ещё и другая сторона, о которой тоже отчасти уже было упомянуто, о том, как мы должны нести бремена друг друга, как мы должны помогать друг другу в тех скорбях, которыми Господь посещает ближних наших. Мы должны понимать, насколько важно терпение, любовь по отношению к окружающим нас людям, что и показывают нам эти четыре замечательных человека, которые несут своего друга ко Христу.

Я вспомнил один замечательный случай, который мне хотелось бы сегодня рассказать вам. Все мы любим и не перестаём любить замечательного владыку Арсения, который ещё не так давно служил в Москве. Однажды владыка Арсений рассказал такую замечательную историю из своей жизни, очень похожую на сегодняшнее Евангельское повествование. Это было в его детстве. Он сам о себе так и рассказывал. Тогда его Юрой звали, он был подростком, заметьте, это было в шестидесятые-семидесятые годы, он прислуживал в храме в Бирюлёво. В подъезде дома, где он жил, жила одна верующая женщина, тогда это было исповедничество. Она никому ничего особенно не говорила, не проповедовала, это просто была очень скромная, тихая женщина, которая ходила в храм Божий, молилась Богу. И иногда этому мальчику Юре говорила о Господе, и по его собственному признанию, во многом благодаря наставлениям этой женщины он стал тоже ходить в Церковь, стал даже прислуживать в Алтаре.

А у этой женщине был муж, Иван Иванович, такой здоровый, огромный дядька, он был пьяница, матерщинник, жил, знаете, на всю катушку, как говорят. Для неё это был крест, и она несла этот крест через всю свою жизнь. И вдруг этот Иван Иванович заболевает раком, страшной, беспощадной, неумолимой болезнью, которая, не сразу, но со временем приковывает этого здоровяка, пышущего жизнью, всегда наслаждающегося жизнью, к одру болезни. От него осталась только треть, он весь скукожился, похудел, на глазах сгорел. Он уже передвигаться не мог, лежал на постели, умирая. Безбожник, подчёркиваю, жену свою за то, что она в храм ходила, всячески третировал и прочее. А она всё равно молилась Господу. Знаете, были такие раньше исповедницы, несмотря на своих пьяниц, богохульников, матерщинников мужей, всё равно оставались верными Господу.

Я знавал такой пример, когда муж одной женщины говорил, указывая на маленькую иконочку, в углу в коврах висевшую незаметно: выбирай или я, или эта иконочка. Женщина сказала, что выбирает её, т.е., икону, и муж смирился.

Так вот, этот Иван Иванович тоже смирился, лежит, умирает, а она творит правило негромко. Как она раньше читала, так она и читает молитвочки, и вдруг он её зовет по имени, не помню, скажем, «Мария, иди сюда». Уже с трудом говорит, уже есть ничего не может, пить ничего не может, уже отдаёт концы, как говорят, – «Батюшку позови». И она зовёт этого мальчика Юру, будущего владыку Арсения и говорит, что муж попросил батюшку.  – Да не может такого быть, он же безбожник, богохульник,  – скорее зови батюшку.

Батюшка пришёл, и очень, очень долго сидел у кровати с умирающим Иван Ивановичем. Очень долго исповедался этот мужчина, а потом батюшка причастил его и ушёл. А этот мужчина ещё долго прожил, целых полтора дня, но всё это время он молился так, как мы с вами никогда не молимся, мы не умеем так молиться, как молился этот умирающий Иван Иванович. Он молился молитвой, которую мы знаем, но никогда ею не молимся, а он просто других молитв не знал, он всё время без устали говорил до момента своей смерти: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Это были пасхальные дни, а народ Божий друг друга приветствовал такими словами, а он ничего другого не знал, и очевидно только это и слышал, с детства знакомые слова. Вот этими словами он беспрестанно молился Господу, прославляя Христа во всеуслышание. И умер так.

Вы видите, что значит молитва одного человека за родного другого человека, которая ни перед чем не останавливается, которая не стыдится, не боится, не стесняется, а делает своё. Он может и побивал её, кто знает, эту кроткую, смиренную женщину, за то, что она Богу молилась и его собутыльницей не была. А потом всё же Господь смирил его по молитвам жены, и так его сердце сокрушил, что последние полтора дня он прожил так, как, наверное, за всю свою жизнь до этого не жил.

Вот что значит молитва других людей. Как сегодня в Евангелии видим, расслабленный и попросить-то ничего не мог, может у него язык был скован тою же расслабленностью, а друзья принесли его молча к ногам Христа. А Господу много говорить не надо, Господь говорит в Евангелии: Не в многословии своем услышаны будете, а делами своими, любовью своею.

Этот замечательный евангельский пример говорит нам о том, как мы должны терпеть друг друга, как мы должны немощи друг друга носить, и ни в коем случае не отчаиваться, если в нашей жизни есть родные, близкие нам люди, которые чужды Христа пока.

Вы видите, что значит терпеливая молитва, смиренная, скромная, ни на что, быть может, не претендующая, молитва родного человека, которая окаянного, казалось бы абсолютно не прощаемого, грешника, может соделать праведником. Потому что этот Иван Иванович умер праведником. На самом деле, Господь говорит: В чём застану, в том и судить буду. И последнее мгновение жизни человека может стать окончательным и определяющим для любого из нас.

Поэтому, дорогие мои, будем терпеливо нести немощи немощных и не себе угождать, как говорит апостол, а будем молиться Господу, твёрдо исповедуя, что всё, что Господь нам послал в этой жизни, это всё по Его святой и всеблагой воле, по Его всеблагому всеспасительному Промыслу.

И поэтому, не ропща и не унывая, будем всегда Господу говорить словами замечательной, чудесной молитвы преподобных Оптинских старцев, где среди многих прочих прошений, мы говорим: «Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя, всё содействует ко благу».

Поэтому, всё, что Господь нам даёт, всё, что Господь нам ниспосылает, это всё только лишь для того и дано нам, даже если это нам и не нравится и  даже если мы тому противимся своим горделивым, греховным существом, всё это направлено только лишь на благо наше.

Чтобы терпя все невзгоды и преодолевая их, мы твёрдо и несомненно вместе с апостолом Павлом сказали: Любящим Бога, всё содействует ко благу. Аминь.