Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Я думаю, для каждого человека, читающего Священное Писание, прежде всего  Евангелие,Гуторов является вещью очевидной и отнюдь не преувеличением, что, внимательно прочитывая словеса Божественного Откровения, каждый из нас может найти те Господом определённые правила, которые способны регулировать наши человеческие отношения. Сегодня я даже не говорю о наших взаимоотношениях с Господом, потому что сегодняшнее Евангельское повествование, которое мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали за Божественной Литургией, говорит нам в первую очередь о наших отношениях друг с другом.

Начинается сегодняшнее Евангелие настолько знакомыми каждому из нас словами, что все здесь присутствующие и даже те люди, которые в храм Божий не ходят и Господа не знают, эти слова знают как некий непреложный закон, закон жизни. Господь говорит нам сегодня всем: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте.

Ну, кто этого не знает? Все мы это знаем. Мало того, кто из нас не хочет, чтобы к нам относились по-доброму, с любовью, с лаской, с терпением, снисходя к нашим недостаткам и немощам, все мы этого желаем и все мы этого хотим. Но, к сожалению, обратная сторона реальности иная, мы, в свою очередь, далеко не всегда терпим то, что по отношению к нам делают и творят окружающие нас люди. Вот Господь нам сегодня и говорит, что если мы хотим, чтобы к нам хорошо относились, то извольте и вы относиться ко всем людям хорошо, и далее Господь говорит замечательные слова в сегодняшнем Евангельском благовестии: Какая вам благодарность за то, если вы любите любящих вас, не так ли поступают и язычники, люди, которые не ведают и не знают Господа. Действительно, в этом нет ничего удивительного, если мы любим людей, которые к нам хорошо относятся, но христианин, он существо, не побоимся этого слова, надмирное, в том смысле, что он своими взглядами и убеждениями должен быть выше морали века сего, он должен быть совершеннее того, что диктует и декларирует мир своими скоропреходящими законами.

В славянском переводе этой фразы (я всегда обращаю на это внимание) существует едва уловимая на слух разница, и в смысловом значении мне кажется, славянский текст гораздо более совершенно передаёт эту мысль. По-русски: какая вам благодарность за то, что вы любите любящих вас, а по-славянски: какая вам благодать, за то, что вы любите любящих вас.

Действительно разница есть, потому что Господь исполняет благодатью сердце того человека, который не только любящих его любит, не только любит тех, которые к нему хорошо относятся, а наипаче и тех, которые его не любят и которые к нему скверно и плохо относятся.

Христианство – это единственное религиозное понимание Бога, которое говорит о том, что мы должны любить своих врагов, в этом заключается, и быть может в первую очередь, уподобление христианина своему Творцу и Создателю. Когда мы говорим о уподоблении человека Богу, то нам кажется, что мы говорим о несоразмерном для наших скудных способностей и возможностей совершенстве. Вместе с тем сегодняшнее Евангельское повествование заканчивается именно этим призывом, Господь говорит: Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть. Т.е. Господь призывает нас быть подобными Ему в милосердии. Это очень страшное призвание, если хотите. Как можно быть подобным Господу в Его милосердии? Вместе с тем, если бы это было немыслимо и невозможно, то Господь бы не требовал и не призывал нас к такому совершенству.

Мы приходим в храм Божий и слышим неким рефреном то, что звучит постоянно во время любого молитвословия, обращённого к Господу, мы говорим: Господи, помилуй! Мы не аргументируем это тем, за что нас Господь должен помиловать, мы не приводим Господу какие-то примеры того, за что мы заслуживаем этого помилования, – ни один из нас этого помилования не заслуживает, – мы просто говорим: «Господи, помилуй», потому что помилование вовсе может и не предполагать того, что человек заслужил или заработал милость Божию.

Помилуй — это значит не только прости, а пожалей и не вмени мне всё то недоброе, что я творил и творю в своей жизни. Мы знаем опытом своей жизни, когда мы с вами приступаем к покаянию, когда мы приступаем к исповеди, то с чем бы мы не подошли к покаянию, с какой бы страшной бездной беззакония и грехов, Господь всё прощает, потому что Он Бог, любящий прощать, как говорит пророк в  Ветхом Завете. Вдумаемся! Ты Бог, любящий прощать, говорит пророк. Какие удивительные слова.

Бог любит миловать, Бог желает нас миловать. Что это означает? Означает то, что в свете сегодняшнего литургийного Евангельского повествования, мы в свою очередь, должны миловать тех людей, которые окружают нас, без каких либо оговорок. Если человек просит у нас прощения или даже если не просит, мы должны в любом случае находить оправдание в своём сердце этому человеку. Это очень страшная, очень тяжёлая, быть может, кому-то покажется, даже непосильная задача, которую Господь возлагает на Своих последователей, но иначе мы с вами и не имеем права называться христианами.

Какая вам благодать, вновь возвращаясь к сегодняшнему Евангельскому повествованию, за то, что вы любите любящих вас? А Я, говорю вам, говорит Христос, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за творящих вам напасти, если хотите стать сынами Отца вашего Небесного. Если мы хотим быть сынами Отца нашего Небесного, это то условие, каковое соделывает нас таковыми.

Если мы не хотим быть сынами Отца нашего Небесного, ведь вряд ли кто-нибудь скажет так, по-другому поставим этот вопрос, если мы не хотим прощать, тогда мы и не будем сынами Отца нашего Небесного. Что выше? Все эти мелочные, ничтожные дрязги, которые каждому из нас, к сожалению, без исключения, свойственны, или то, что Господь соделывает нас причастниками и наследниками вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Конечно же, это даже не сопоставимо, это несравнимо, поэтому потщимся, дорогие мои, к тому, чтобы найти, стяжать в своё сердце тот дух мирный, без которого невозможно прощать окружающих нас людей.

Мы об этом очень часто говорим, но говорить, даже часто, это не значит исполнять и следовать тому, чего желает Господь увидеть в каждом из нас. И поэтому с чего необходимо начать, какое твёрдое и незыблемое основание положить в душе каждого из нас, для того, чтобы стяжать тот самый дух мирный, который способен будет нам давать возможность, в том числе и прощать окружающих нас людей, быть милосердными, снисходительными, сострадательными по отношению к ним?

Апостол Павел в Послании к Коринфянам замечательные слова говорит, которые, по крайней мере, первой своей строчкой, уже давным-давно стали народным присловием и афоризмом, некой пословицей, но это слова апостола Павла. Он говорит так: что посеет человек, то и пожнёт, если ты сеешь в плоть, то пожнёшь от этой плоти тление, а если ты сеешь в дух, то пожнёшь от духа жизнь вечную.

Во что мы сеем, в плоть или в дух? Что значит сеять в дух? Это значит, самое банальное, самое простое тому объяснение, ходить в Церковь, исповедоваться в своих грехах,  причащаться Святых Христовых Таин. Это значит доброделанием своим свидетельствовать свою веру в Господа, не презирать тех людей, которые с рукой протянутой к нам стоят и просят того или иного вспомоществования, это сеять в дух, в данном случае.

И здесь уже вкрадывается некое лукавство, которое нашёптывает нам о том, что вот этому подавать не надо и мимо этого смело проходи, потому что это тунеядец, пьяница и кто угодно, бомж, и всё прочее. Это не наше дело, мы всегда об этом говорим. Я тысячу раз приводил пример одного старчика, который сказал: а что, это грех? Если вы милостыню подаёте, даже человеку, очевидно не заслуживающему её, для нас это грех или нет? Это скорее его грех, а мы поступаем так, как велит нам Господь, и по-другому мы не можем поступать с вами. И в этом смысле мы заложники (какое-то слово неудачное), но вместе с тем, мы не можем пройти мимо того человека, который просит нас о милостыне. Если мы будем к этому стремиться, то это будет называться, что мы сеем в дух, для того, чтобы пожать в тот день вечной, нетленной жатвы в вечную жизнь и Царствие Небесное. А если мы будем по плотскому мудрованию с вами мыслить и разуметь, то в таком случае пожнём  именно от плоти смерть, и ничего другого мы не способны будем с вами приобрести.

В самом начале было об этом сказано, мы ведь просим у Господа прощения, не аргументируя какими-то своими параллельными добродетелями: Господи, Ты меня помилуй, потому что я вот там-то кого-то тоже помиловал, я тоже кому-то помог. Ничего подобного! Мы просто просим, чтобы Господь просто помиловал нас, и мы также просто должны миловать людей, окружающих нас. Мы должны быть людьми и стремиться стяжать в себе добродетель благотворителей, опять же в меру, какую нам Господь отделил, пускай даже самую небольшую, самую малую меру, потому что в этом, в первую очередь,  мы сами нуждаемся, а не столько тот, кому мы подаём ту или иную милостыню.

Но без приобретения духа мирного в своём сердце немыслимо и невозможно стяжать желание другим людям помогать, для этого необходимо, как об этом уже было сказано, стяжать дух мирный, это самое главное сокровище. Помните, мы постоянно повторяем слова преподобного батюшки Серафима Саровского, который говорит чадам своим духовным, а мы смеем себя к таковым причислить: Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Если мы будем иметь дух мирный в своём сердце, то и люди, окружающие нас, тоже будут стремиться к тому, чтобы приобрести, этот дух мирен в своей жизни и в своём сердце.

Как стяжать дух мирен? С чего начать, с чего положить начало этому трудному пути –  приобрести мир в своё сердце. Потому что, какой мир в нашем сердце, если положа руку на сердце и спросив себя, мы ответим себе, ведь меня всё раздражает, я ведь на всё гневаюсь, я ведь не могу мимо пройти, чтобы не возмутиться. Согласитесь, в метро едет человек, он никогда не видел рядом с собою стоящего человека и никогда больше его не увидит, но его уже, понимаете, раздражает всё в поведении этого человека, как он стоит, как он сидит, как он зевает, или еще чего, чем нас еще раздражают люди.

Мы говорим, как стяжать мир в своём сердце, как его приобрести? Начать с малого, но и вместе с тем, с самого главного, с неосуждения, с неосуждения всех людей, каких бы то ни было. Конечно, мы должны давать всегда трезвую и здравую оценку злу, которое окружает нас, мы, как святые отцы учат нас, должны уметь разделять человека,  образ и подобие Божие, от греха, который овладел этим человеком — это разные вещи.

Есть замечательный рассказ, я сейчас его приведу, чем-то повеселю наверняка, а чем-то заставлю задуматься, в первую очередь самого себя.

Муж с женой в субботу пьют кофе на кухне, и жена, прихлёбывая кофе, смотрит в окно, а там просматривается балкон соседей, где хозяйка вывешивает белье. И вот, она возмущается: ну что такое, наша соседка, как не посмотрю, всё время стирает и вывешивает серое бельё, как она его стирает, она, что ли, не умеет этого делать, пойти, что ли ей стиральный порошок подарить. Ну как не вывесит бельё, оно всё время грязное и серое. Вот так сидит и ропщет.

Через неделю опять сидят и пьют кофе, и тут, жена, удивляясь, восклицает: ну надо же, кто же её научил, ты посмотри, бельё-то белое и чистое. А муж говорит: ты не переживай, я просто вчера на кухне наше окно помыл, вот и всё.

Понимаете, проблема не в том, что у соседей серое и грязное бельё, а в том, что у нас с вами окна нашей души замызганы, и мы сквозь эту грязь смотрим на окружающих нас людей. Поэтому не в людях проблема, а в нас самих, потому что мы таким лукавым, нечистым, грязным оком на всё смотрим. И до тех пор, пока мы не вымоем окна своей души, до тех пор, мы не сможем смотреть сквозь чистое стекло своей души и своих очей на окружающих нас людей, нам всё будет казаться сереньким и грязненьким.

Да нет, это не у них, а у нас всё серенькое и грязненькое, поэтому не нужно осуждать и не нужно никому выносить своего приговора, потому что мы-то не только не лучше, мы гораздо хуже бываем людей, которые становятся объектом наших рассуждений, осуждений или обсуждений.

А как научиться не осуждать? Ещё один пример. Однажды у преподобного Амвросия Оптинского одна монахиня из Шамордина, из обители женской, спрашивает: батюшка, я выполняю особое послушание от игумении, и она очень часто меня приглашает к себе по делам монастырским, но при этом она осуждает всех подряд, и меня как бы втягивает в эти осуждения. Вот мать Параскева такая-то, мать Евлампия такая-то, мать Ефросинья такая-то. Словом, все такие, сякие, перетакие; а мне кажется, что они вовсе не такие — они хорошие и нормальные, но вот почему-то игумения хочет, чтобы я поддерживала её осуждения.

Эта ситуация совершенно узнаваемая, необязательно в монастыре, везде, в любом коллективе, начинают кости перемывать тому и сему. Такой, сякой, претакой. В лучшем случае нам не хочется участвовать в этой болтовне, в этих сплетнях, но, к сожалению, мы участвуем с удовольствием.

А вот если человек сопротивляется греху осуждения, как ему быть? И батюшка Амвросий отвечает этой монахине: а ты отмалчивайся, ты меньше говори, просто слушай, она начальствующая, поэтому ты не можешь против неё восстать, ты просто отмалчивайся. А монахиня отвечает: да вот ей мало, что я отмалчиваюсь, она от меня требует ответа, что я думаю по поводу той или другой сестры. Что мне в этом случае делать? И отец Амвросий говорит: а ты скажи так: матушка, по поводу этой сестры я сейчас я ничего тебе сказать не могу, надо подумать.

Вот также и мы должны поступать. Если мы попадем в такую же ситуацию, особенно если коллектив женский, хотя мужчины сейчас не меньше сплетничают, чем женщины. Так вот, попав в такой коллектив, отмалчивайся, не надо всех обличать, молчи и не участвуй в этом разговоре, а если спросят, что ты думаешь, вот так и скажи, я, брат, или сестра, ничего толком сказать не могу, тут подумать надо.

В любом случае нужно избегать осуждений, а если уж ты не можешь взять отсрочку во времени, то лучше всего, как говорят мудрые люди, как они поучают, ты скажи так, когда говорят о чьем-то даже очевидном грехе, беззаконии того или иного человека, и мы не можем отрицать этого, скажи: да, жалко человека, очень жалко, сам-то человек хороший, а видишь, как у него в жизни получилось, как он споткнулся, таких дров наломал, а чем-то я лучше его, я ничем не лучше его, может быть даже хуже. Вот и всё.

Т.е. мы и в разговоре приняли участие и поддержали, если хотите, этот разговор, но мы не осудили, напротив, пожалели человека, себя на место его поставили, потому что мы нисколько не лучше тех людей, которые составляют предмет нашей болтовни и наших сплетен.

Если будем стараться, дорогие мои, к этому усердию прилежать, тогда Господь дарует нам этот дух мирен, который позволит нам быть добродетельными, незлобивыми по отношению ко всем людям, которые нас окружают, и тогда Господь и нас соделает нас Своими сынами по благодати и причастниками вечной жизни. Аминь.