Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 1 Великого поста. Торжество Православия

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Миновала первая седмица Великого поста. Мы с вами, дорогие братья и сестры, положив определённого рода труды и старания к тому, чтобы принести Богу сердечное покаяние, сподобились великой и неизреченной радости от Христа – причастия Его Святых Таин. Сегодня, а иные из вас вчера, причастились Пречистых Тайн Христовых с тем, чтобы навсегда и навеки быть со Христом Господом. Неслучайно Церковь полагает это покаянное делание в начале святого великопостного четыредесятного поприща, поскольку Господь нам говорит перед началом Своего общественного служения, обращаясь ко всем, в том числе и к нам: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

Смысл Великого поста заключается в том, чтобы нам обожиться, чтобы нам соединиться со Христом, но наверное более высокая значимость этого святого делания заключается в том, чтобы сораспяться со Христом и вместе с Ним совоскреснуть. Т.е. весь пост, все эти сорок дней, будут вести нас к кульминации, главной по значимости этого святого времени – Страстной седмице, чтобы пережить, споследствуя Христу, те страдания, которые Господь волею подъял на Себя с тем, чтобы вознести грехи всеродного Адама на Крест и умереть за род человеческий.

Но прежде чем сораспяться Христу, нам с вами необходимо принести Богу сердечное покаяние, очистить своё сердце, свою душу от той скверны, от того хлама и мусора, который заграждает путь к Богу. И вот, милостью Божией, этот первый этап, это первый шаг нами сделан, мы преодолели, наверное, самое сложное, и в физическом, и в моральном смысле, время, потому что первая седмица – это время привыкания к посту, это время, когда всё наше ветхое существо сопротивляется, противится и всячески препятствует тому, чтобы мы вошли в эту радость с Господом. Но вот уже, с Божией помощью, этот путь отчасти преодолён.

Мы принесли Богу покаяние, мы покаялись, как могли, насколько это возможно нашему сокрушенному сердцу. Многие вчера, повторяюсь, и сегодня причастились Христу, и сейчас мы можем вместе с апостолом дерзновенно сказать, без самомнения: уже не я живу, но живёт во мне Христос. Это поистине так. Мы должны, дорогие мои, эту радость, это упование, это исповедание, это свидетельство того, что уже не мы живём, но царствует в нашем сердце Христос, ибо Он в нашем сердце изволил обитель Себе сотворить, нести не только на это короткое и очень быстро проходящее и пролетающее время Великого поста, но  должны сохранить в себе на всю жизнь. Чтобы это было залогом вечной жизни и вечной радости со Христом.

Сегодня мы слышали, дорогие мои, удивительное Евангельское повествование о том, как Господь призвал двух из Своих учеников, а именно Филиппа и Нафанаила. Это замечательное Евангельское благовестие звучит под сводами храмов Божиих в первое воскресение Великого поста. Мы слышали, как Филипп, один из призванных Христом апостолов, поспешил к своему духовному брату, к своему товарищу Нафанаилу, в будущем который стал известен под именем апостола Варфоломея, и сказал, что они нашли того, о ком писал Моисей, они обрели обетованного Мессию – Иисуса из Назарета. На что Нафанаил очень скептично ответил: разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?

И тогда решительный и мудрый Филипп говорит своему другу: прииди и виждь, т.е. пойди и посмотри. Такие замечательные слова, два слова, которые могут перевернуть жизнь человека. Т.е. ты можешь мне не верить, как свидетелю того, что я тебе говорю, вы можете мне не верить, дорогие братья и сестры, но вместе с апостолом Филиппом мы можем сказать: пойди и сам посмотри.

Мы можем сомневаться, мы можем недоумевать, мы можем взирать на личность человека, который нам говорит о самой величайшей тайне из всех существующих, поэтому – пойди и сам посмотри, как говорит Филипп Нафанаилу. И Нафанаил пошёл. И когда он приближался ко Христу, Господь говорит ему: вот настоящий израильтянин, в котором нет лукавства. Изумился Нафанаил тому, что Христос его узнал и сказал ему эти слова. Ведь Нафанаил пожав плечами, не поверил тому, что сказал ему Филипп, но Христос как бы возвеличил и прославил это неверие, сказав, что он настоящий израильтянин и в нём нет лукавства. Действительно, в Нафанаиле его и не было, он был человек прямолинейный, решительный, он был человек не льстивый, и поэтому Христос похвалил даже такого рода неверие. А потом сказал ему, как бы в глубины его сердца взирая, что когда ты был под смоковницею, Я видел то, о чём ты думал, о чём ты помышлял, и тогда Нафанаил и уверовал.

Это действительно очень страшно, наверное, вряд ли кто из нас с вами обнаруживал такого рода вещи в своей жизни, когда твои сокровенные помышления, твои глубоко затаенные, никому не ведомые размышления, внутри тебя происходящие, вдруг кто-то обличает во всеуслышание и говорит о них так, как если бы ты об этом вслух сказал. Изумился тогда потрясённый Нафанаил и говорит Христу: Учитель, ты воистину царь Израилев. Он прославил Христа как истинного Бога, как незадолго перед этим прославил Христа Сыном Божиим Иоанн Предтеча, первый сделавший это, говоря о Христе: сие Агнец Божий, вземлющий грехи мира.

Вторым после Иоанна Предтечи прославил Христа Сыном Божиим святой апостол Андрей Первозванный, который, увидев Христа, возвестил об этом своему брату, в последующем апостолу Петру, а тогда ещё просто Симону, сказав: мы обрели обетованного Мессию, Христа.

И вот это исповедание вновь произносится устами святого Нафанаила: Равви, ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, восклицает этот человек. И тогда Господь ему говорит: Ты поверил потому, что Я сказал тебе то, о чём ты помышлял под смоковницею.

Святые отцы так объясняют это Евангельское место. В то время как Филипп подошёл к Нафанаилу и рассказал о том, что они обрели Христа, и тот скептически пожимал плечами, говоря, вряд ли что может быть доброе из Назарета, в это мгновение он размышлял о Мессии, он размышлял о грядущем Христе, о том, как это может произойти. И вот здесь приходит Тот, Кто открывает его самые сокровенные помыслы и обнаруживает их во всеуслышание, и говорит ему: поскольку ты поверил в то, что Я тебе сказал, ты больше увидишь, ты увидишь небо отверстое и ангелов, которые будут нисходить и восходить к Сыну человеческому.

Свидетельством Самого Христа Спасителя, небо отверсто Его пришествием в мир, небо не затворено и до днесь с пришествем Христа, потому что ангелы Божии нисходили и восходили, служа Сыну Человеческому. Сын Божий становится Сыном Человеческим для того, чтобы всем нам послужить, послужить делу нашего спасения.

Именно это дивное свидетельство, о котором мы сегодня с вами, дорогие братья и сестры, слышим в Евангельском повествовании, утверждает нас в той истине, что Господь и нам отверз небеса, и мы призваны к тому, чтобы своим восшествием быть наследниками этой небесной радости, каковую Господь открыл всем нам Своим пришествием в этот мир.

И сегодняшнее Евангельское повествование, и то молебное пение, которое мы с вами только что совершали Торжеству Святого Православия, говорит нам с вами о том, что упование, каковое свидетельствовал Нафанаил, обращаясь ко Христу, исповедуя Его Сыном Божиим и Царём Израилевым, пронеслось через два тысячелетия святыми отцами, подвижниками благочестия. И именно они утвердили эту незыблемую и нерушимую истину, и мы ныне вместе с ними и со всей полнотой святого Православия восклицаем: сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Храня эту святую веру в своём сердце незыблемо и нерушимо, будем, дорогие братья и сестры, шествовать путём своего жизненного делания к тому, чтобы небо, отверстое Христом, стало наследием для каждого из нас. Чтобы вера спасительная, вера апостольская, вера отеческая, вера православная была всегда нами оберегаема и хранима. Чтобы мы, представ, когда Господь призовёт каждого из нас, к оному дню Суда Своего, смогли бы дать добрый, непостыдный ответ в день Христов. Чтобы мы не знали иного Бога, кроме Христа Спасителя, в Троице Святей славимого, покланяемого, исповедуемого Святой Православной Церковью, и за эту веру старались и силились преобразить нашу жизнь, восходя от силы в силу, чтобы сделать ее наследницей вечной радости, которую Бог уготовил всем нам прежде создания мира.

Всех вас, возлюбленные о Господе, братья и сестры, сердечно поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста. Впереди ещё немало времени, ещё шесть седмиц, но не будем воздыхать, не будем унывать, не будем печалиться от того, что это время требует утеснения от каждого из нас.

Будем напротив, радоваться тому, что Господь нам даровал это святое и благословенное, самое честное время в нашей жизни, чтобы мы, каясь в своих грехах, сокрушая то зло, что, к сожалению, каждому из нас свойственно, соделывались наследниками той радости, той благодати, которую Господь дарствует всем нам. Аминь.