Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, поистине является для Русской Православной Церкви Пасхой, поскольку сегодня Церковь Русская празднует святых новомучеников и исповедников, которые отдали свою жизнь за исповедание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Поистине, величайший из всех существующих подвигов, каковой есть в сознании верующего человека, это отдать свою жизнь без остатка ради Господа. И сегодня мы, празднуя память этих святых угодников Божиих, конечно же, радуемся с одной стороны, ликуя, что у нас есть столь необозримый и неисчислимый сонм дерзновенных молитвенников и предстателей перед Престолом Божиим. С другой же стороны, взирая на тот подвиг, который они подъяли на себя, наше человеческое существо содрогается от того, насколько возможно было скудным человеческим силам подъять всё то, что претерпели они, потому что те страдания, те скорби и унижения, те жизненные испытания, которые они взяли на свои рамена, для нас, для многих, по крайней мере, является вещью совершенно невозможной.

Мы не чувствуем, увы, тех сил, какие должны быть у христианина, чтобы следовать за Господом, не взирая ни на какие гонения и скорби. Но впрочем, справедливости ради надо сказать и о них, святых угодниках Божьих, чью память сегодня мы празднуем и прославляем, если бы за какое-то время до их мученического подвига их спросить, готовы ли они были умереть так мужественно за Господа? Наверное, тоже из свойственного им смирения, свойственной им скромности они наверняка сказали бы: нет у нас таких сил, нет у нас таких способностей пострадать за Господа, и мы тоже, в свою очередь, благоговеем пред подвигом тех древних святых мучеников и страдальцев, которые жизнь свою отдали за Господа и за Церковь святую. И вместе с тем, они взяли на себя этот подвиг тогда, когда страшная, грозная година выпала в нашем многострадальном Отечестве, и они, будучи подобострастными нам человеками, явили образ дивной твёрдости во Христе, дивного доверия Господу и исповедничества.

Когда мы перелистываем, читаем жития, жизнеописания святых новомучеников и исповедников Церкви нашей, мы благоговеем перед тем необыкновенным подвигом, который они подъяли на себя. И вот сегодня Церковь празднуя их, всех нас, дорогие братья и сестры, воодушевляет тем, чтобы мы, не взирая ни на какие жизненные скорби и испытания, следовали за Христом с полным доверием своего сердца нашему Господу. Ибо всё, что происходит с нами в нашей жизни, на всё  есть всесвятая Божья воля, на всё это есть всесвятый Божий Промысл.

Сегодня мы с вами слышали замечательные слова в апостольском чтении, когда апостол Павел в восьмой главе к Римлянам возглашает это жизненное Христоименитое утверждение, что всякому любящему Господа, всё содействует ко благу. Поэтому всё, что посещает нас в нашей жизни, если мы исповедуем, что мы Господа любим, или, по крайней мере, мы желаем всем своим сердцем следовать Ему, несмотря даже на некоторые неудачи в том, чтобы достичь этого пути, всё, что Господь нам посылает, всё, чем Господь нас посещает, всё это содействует нам ко благу. Об этом свидетельствует святой апостол Павел, об этом свидетельствуют все те неисчислимые сонмы новомучеников и исповедников Церкви нашей.

Удивительно то, что всего несколько поколений нас с вами отделяют от них, и есть в этом храме, я знаю, здесь присутствующие люди, чьи сродники тоже причислены к лику святых новомучеников и исповедников. Потому что еще не столь много времени прошло, менее ста лет, когда открылись страшные, беспощадные, массовые репрессии, гонения на Церковь Христову.

Первые годы послереволюционные власть советская ещё проявляла некую такую видимую, кажущуюся, словом, лицемерную, деликатность, впрочем, это длилось недолго. Но потом эта деликатность, естественно, исчезла, и все те, кто взяли власть в свои руки, показали свою зверообразную личину. И тогда начались страшные дни беспримерных, ни с чем несравнимых гонений на Церковь Христову. Наверное, в истории мироздания нет такого второго подвига, чем тот, что пережила Русская Православная Церковь. Этим самым мы не умаляем страдания других христиан, живших в других пределах, но вместе с тем, просто даже количественно, масштабно не было таких гонений, не было такого беспощадного уничтожения последователей Христовых, каковое было в годы большевистского лихолетья в нашем с вами многострадальном Отечестве.

Конечно же, подвиг этих святых угодников Божиих, обязывает и подвигает нас к тому, чтобы говорить подробно и усердно о их дивном стоянии в вере Христовой.

Но сегодняшний воскресный день, как все мы знаем, совпадает с началом пути, который ведёт нас к Великому посту, к великому духовному подвигу. Сегодня наша дорога, дорога каждого православного человека, уже окончательно свернула к этому наступающему благодатному и прерадостному времени Великого поста.

Всего три недели нас отделяет от этого святого, благословенного времени. И в прошлое воскресение и сегодня, и в последующие воскресные дни мы будем говорить об этом. Почему Церковь так особенно, с такой заботой приуготавливает нас к этому наступающему святому благодатному времени?

Из опыта прошлого мы будем с вами вспоминать и говорить о том, что вот буквально, вспомните моё слово, когда пост уже будет завершаться, а мы будем говорить, что ещё недавно, только что мы с вами говорили о том, что он лишь приближается. А он уже пролетел, он уже закончился и взглянув в своё сердце, мы увидим, насколько мы способны были в своей жизни что-то изменить.

Поэтому, оценивая и осознавая степень важности этого святого и благословенного поприща, Церковь нас начинает готовить заранее, чтобы мы подготовились, чтобы это время не прошло для нас всуе, чтобы оно не прошло даром, бессмысленно и бесплодно, предлагая так называемые  предуготовительные недели, предшествующие Великому посту. Они готовят нас к тому, чтобы мы принесли, Богу содействующу, тот плод, каковой Господь желает видеть в каждом из нас.

И вот сегодня, повторяю, очень сложно совместить, соединить во единое целое две совершенно самостоятельные темы, безусловно, совпадающие друг с другом, но согласитесь, очень сложно говорить одновременно о подвиге святых новомучеников и исповедников Церкви нашей и говорить о том, что сегодня говорилось в Евангельском повествовании, поэтому, сказав несколько похвальных, благодарных слов святым новомученикам и исповедникам нашей Церкви, мы всё же обратимся к Евангельскому литургийному чтению, которое всем нам, дорогие братья и сестры, Господом прещедро было преуготовлено.

Мы знаем это Евангельское повествование почти что наизусть, оно очень короткое, и поэтому некоторые фразы знакомы каждому из нас бесспорно. Мы можем цитировать их, и не только я, но и большинство здесь присутствующих, о том, когда два человека вошли в храм Божий помолиться, один фарисей, а другой мытарь. И тот, который считал себя достойным и имел так называемое право, он прошёл ничтоже сумняшеся уверенной поступью в центр храма, встал, как вы сейчас, перед алтарём и начал свою молитву. Он говорил её высокопарно, торжественно, он говорил Богу: я благодарю тебя, Господи, что я не таков, как прочие человеки. Я пощусь два раза в неделю, я даю десятину своих приобретений в милостыню, я многое другое делаю. Я благодарю Тебя, Господи, заключается молитва этого человека, что я не таков, как все прочие, или как этот мытарь, который стоял у притвора церковного.

С одной стороны, он как бы не замечал никого вокруг себя, но, однако же, отдавал себя отчёт, что окружающие его, должны видеть духовные подвиги этого человека. И он видел всех окружающих людей и даже того самого мытаря, о котором он упоминает в своей молитве, того, который не счёл достойным себя войти вглубь храма, а стоял лишь в притворе церковном, стоял, склонив свою главу долу, и глаза свои опустил, бия себя в перси и говоря: Боже, милостив буди мне грешному.

Вот два человека, которые пришли в Церковь с одной и той же целью, с одним и тем же намерением, помолиться Богу, и как разнится их молитва, насколько огромная пропасть лежит между двумя этими людьми.

С одной стороны, фарисей ведь ничего не преувеличивает, он не лжёт, он не говорит о себе того, чего он не сделал. Он действительно добродетельный человек, он и сострадательный человек, что явствует из того, что он о себе сам говорит, потому что отдает десятину своих доходов. Кто из нас себе позволяет именно таковое делание по отношению к Церкви, по отношению к людям нищим? Никто. Да и никто этого не требует. Ветхозаветным законом это требовалось, это действительно было определенным обязательством каждого человека, принадлежащего к народу Божьему.

И вот  фарисей в этом смысле был неукоснительно верен данному закону, десятую часть всех своих приобретений он отдавал на Церковь и отдавал в милостыню нищим. Он был постником, его можно было по тем временам назвать подлинным аскетом, потому что он постился два раза в неделю, в то время как закон не предписывал именно таких воздержаний, каковые он нёс на себе. То есть это человек, который стремился исполнить всецело закон Божий, но, к сожалению, он не видел за этими внешними исполнениями правил того, ради чего они были установлены.

    Я хочу оговориться, быть может, кто-то неверно и неправильно истолкует то, что я сейчас скажу, мне хочется показать, что на примере сегодняшнего евангельского фарисея можно увидеть, что ни добрые дела, ни молитва, ни пост сами по себе к Богу приблизить не могут, если это самоцель, если это некая самодостаточная величина и ценность.

     Нас ожидают в это святое, благословенное, великопостное время протяженные Богослужения, особое воздержание, особое Богомыслие, призыв к покаянию, это для того нам всё необходимо, чтобы научиться самому главному –  смирению.

     Если мы не приобретём его через предлагаемые нам Церковью условия, через предлагаемые средства: и пост, и молитву, и Богослужения длительные, и милостыню, подаваемую нами нуждающимся в ней, то всё это может оказаться для нас бесцельным. А может даже послужить в осуждение, как это послужило в осуждение воспоминаемому сегодня Евангельскому фарисею. Потому что, повторюсь, он ведь не преувеличивал, он ничего лишнего о себе не говорил, кроме того, что составляло действительность его жизни.

     Но и пост, и молитва, и милостыня, и прочее, всё это послужило в осуждение ему, потому что он превозносился своими добродетелями, кичился ими и выказывая их наружу и напоказ. В Евангелии сказано, что он ушёл не оправданным, а мытарь, о котором будет речь позже, ушёл оправданным более, нежели фарисей, почему?

     Потому что фарисей, собственно, и не искал оправдания. Он ведь не просил Бога о прощении своих совершений, поэтому он уходит непрощённым.

     На первой неделе Великого поста, во время чтения Великого покаянного канона мы услышим удивительную фразу, касающуюся именно этого фарисея, который кичась своими добродетелями, облекал свою молитву в кажущуюся благодарность к Богу. И потому преподобный Андрей Критский называет «безумными глаголами» всё то, что произносит этот надменный и высокомерный фарисей.

     В этом и заключается его самая главная трагедия и катастрофа. Человек многое делает для пользы своей души, а не приобретает ничего, потому что всё это прахом уходит, поскольку он сам любуется своей мнимой святостью.

     Эта опасность грозит очень и очень многим из нас. Поэтому, дорогие братья и сестры, вспомним слова, которые Господь говорит в семнадцатой главе Евангелия от Луки: Если вы всё из повеленного вам выполните, то и в том случае говорите: мы рабы, ничего не стоящие, и сделали лишь то, что должны были сделать. То есть, если даже мы всё выполним из того, что Бог нам заповедует творить, и в этом случае, мы должны себя считать рабами неключимыми, то есть ничего не значащими и исполнившими только то, что должны были выполнить.

Вспомним, когда каждый из нас делал свои первые шаги в Церкви (делая их совершенно по-разному, потому что каждый человек уникален и неповторим) и делая эти первые робкие шаги к воцерковлению, мы вели себя совсем по-другому. Ни на кого не смотря с осуждением, а если и смотря на окружающих, то с тем лишь, чтобы научиться у них правильно молиться, правильно вести себя в Церкви, правильно кланяться, правильно исповедаться, правильно под благословение подойти и прочее. Мы были абсолютно далеки от мысли кого-то осудить, пред кем-то вознестись.

Великий старец нашего времени, отец Иоанн Крестьянкин, замечательные слова говорил, обличающие каждого из нас без исключения, он говорил: знаете, в наше время люди не входят в Церковь, они в неё вваливаются. Мы со временем привыкаем даже к Церкви, в плохом смысле этого слова, привыкаем. Начинаем себя вести так, как будто завсегдатаи, как будто нам здесь всё понятно и все разрешено.

Мы мало-помалу становимся вот такими завсегдатаями и это очень горькое свидетельство. Мы начинаем оценивающе взирать на окружающих нас людей и говорить так же, как фарисей: Господи, как всё же хорошо, что я не таков, как все прочие люди, какой я хороший человек, не как вот это ничтожество, которое стоит у церковного притвора, мытарь, он-то уж действительно заслуживает всяческого порицания и наказания. Как хорошо, что я не таков.

Конечно же, не такими пошлыми, вульгарными словами мы это произносим, но, тем не менее, очень часто в наших помыслах бывает именно так. И поэтому мы должны всегда наблюдать за тем, каковые помыслы наполняют наше сердце, кроме нас о них никто не знает, никто, кроме Бога одного. Люди не узнают о том, что мы думаем о них.

Можно быть очень приличными внешне, абсолютно праведными, производить просто ошеломляющее впечатление благочестия на окружающих людей, ну а ведь внутри такие могут быть гнойники, такие змеи могут шипеть внутри нашего сердца, в сердце каждого из нас.

Святитель Феофан Затворник замечательно говорит: внешне мы все правильно делаем, мы приходим в Церковь, мы молимся. Строй Богослужения, песнопения, чтения, ектеньи, произносимые дьяконом и священником, т.е. мы внешне всему этому вторим. Внешне всё правильно. А вот внутренне — это знает наша совесть, это знает Господь, о чём мы думаем, что мы помышляем.

Я прошу прощения, приводимый пример может кому-то показаться обидным, но я повторю слова одного священника, однажды скавшего: если вы увидите двух женщин христианок, о чём-то в Церкви разговаривающих, знайте наверняка — они кого-то осуждают, кого-то порицают и кому-то кости перемывают. Вот и всё, потому что не о божественном мы говорим, не о духовном, не о том, какие мы грешники, какие окаянные и что нам с этим делать. Нет, не это составляет темы наших разговоров, мы приходим поделиться новостями или ткнуть пальцем: «смотри, во что эта одета, ты видала», вот что составляет наши с вами разговоры, даже в Церкви.

И когда мы сегодняшнее Евангельское благовестие принимаем не просто как отвлечённое, уставное чтение, положенное в этот воскресный день, а как то, что касается непосредственно каждого из нас, вот тогда можно действительно ужаснуться.

Пример сегодняшнего Евангельского благовестия, дорогие братья и сестры,  многому нас научает.

С одной стороны, мы должны подражать фарисею. В чём? В его добрых делах, в милости, в посте, он был добродетельный человек.

Чего гнушаться в фарисее? Осуждения других людей.

Чего гнушаться в мытаре, который не посчитал себя достойным войти в храм? Того, что сделало его мытарем, сборщиком податей. Он был вором, лжецом и обманщиком, он был человеком коварным, но вместе с тем, видя свой грех, как говорит Псалмопевец: «грех мой, предо мной есть выну», т.е. всегда пред лицом моим, пред глазами моими, куда я от него денусь. Вот именно с этим чувством придя в храм, он не посчитал себя достойным войти вглубь его, а только лишь бил себя в перси, бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешнику.

Т.е. человек понимал свой грех и потому-то просил у Господа прощения и помилования, и потому из храма ушёл оправданным более, нежели кичащийся своими добродетелями фарисей.

Поэтому, подражая фарисею в его добрых делах, будем, повторяю, гнушаться его высокомерия, его надменности и его осуждения других людей. Также будем гнушаться всех тех неправд, которые мытаря сделали мытарём, а будем подражать ему в том в сокрушении сердечном, каковое он явил при своей молитве к Господу, бия себя в грудь и прося у Бога прощения.

Вот с этим настроением, с этим чувством, в этом состоянием постараемся, дорогие братья и сестры, воспитывая себя, приблизиться к этому святому и благословенному времени.

Ещё один последний пример, который мне хотелось бы в качестве заключения предложить всем вам, это известное замечательное историческое воспоминание о том, как преподобный авва Феофил пришёл в Нитрийскую пустыню, находившуюся в центре Египта. Нитрийская пустыня – это беспощадное, палящее солнце, монахи, которые спасались в этом уединении, были подвижниками необыкновенными. Достигнув этой обители монашеской, авва Феофил спросил одного подвижника: Отче, скажи, вот ты уже здесь более тридцати лет подвизаешься, чему ты научился в этой пустыне? На что этот подвижник отвечал: не знаю, что тебе сказать, авва, знаю лишь одно, что спастись можно только лишь самоукорением — это единственный путь, который способен привести к Царствию Небесному.

Не самооправдание, что каждому из нас свойственно, а самоукорение – во всём себя укоряй, себя обличай, себя вини, а другого оправдывай, – именно этот путь позволяет человеку войти в радость Господа своего.

Есть ещё один пример, прошу прощения, пообещал один пример привести, а здесь ещё один вспомнился и не могу его утаить от вашего Боголюбия, потому что это замечательный, прекрасный пример аввы Дорофея.

К слову говоря, давайте почитаем Иоанна Лествичника, авву Дорофея этим Великим постом, эти неувядаемые, дивные книги, которые способны перевернуть жизнь человека.

Как не осуждать, мы спросим, как не видеть недостатки других людей?

Авва Дорофей рассказывает, как один монах пришёл в келью нерадивого инока, а там такой беспорядок, такая грязь, просто невыносимо, нос не заткнув, войти в эту келью. А этот монах говорит: ну надо же, что за святой человек здесь живёт, ему ведь дела никакого нет до внешнего порядка, потому что он всецело занят лишь только своею душой, он только лишь молится. Ему убираться даже некогда.

А войдя в келью другого монаха, праздного, любящего комфорт, он увидел чистоту, идеальный порядок, увидел неуместную изысканность в предметах, что действительно могло бы побудить осудить живущего здесь монаха. Потому что не монашеское это дело комфортом себя окружать. Пришедший монах и здесь говорит: надо же, что за святой человек здесь живёт? Вот, видимо, душа его столь же чиста, свята и светла, как его келья.

Вот видите, что бы человек не увидел, он за всё оправдывает другого.

А у нас наоборот, мы даже в святых поступках  ближних наших находим изъяны.

А ведь и не понимаем того, что осуждая других, мы судим их по себе самим. Господь нас обличает в Евангелии: если око твоё светло, то всё тело твоё будет просто, ты во всём будешь видеть хорошее, а если око твоё темно, то всё тело твоё будет мрачным, и во всём ты будешь видеть негативные причины. Как по известной поговорке, каждый судит в меру своей испорченности, и вот если мы видим плохое вокруг себя, плохое в окружающих нас людях, то это не они такие, а мы такие.

И вот сегодняшний Евангельский пример фарисея и мытаря нам показывает, дорогие мои, чего мы должны более всего остерегаться. Даже если мы будем усердствовать и в молитве, и в посте, и в добрых делах, но при этом будем превозноситься этими, бесспорно, добродетелями,   и кичиться ими, и считать, что уже за одно это Бог обязан нас  спасти и помиловать, мы находимся в крайней степени прелести, в крайней степени заблуждения и духовного обольщения. Потому что не это нужно Богу, не наши внешние добрые дела, Он и без нас их совершит по отношению к тому, кто нуждается в Его милостыне и сострадании.

А Господь желает, чтобы через эти добродетели мы приобрели самое главное – смирение и видение себя таковыми, какие мы есть на самом деле, и через это видение удостоились прощения и оправдания, какового удостоился мытарь, бивший сегодня себя перед нашим мысленным взором в перси, молясь: Боже, милостив буди мне грешному! Аминь.