Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, уже преполовивший святую Четыредесятницу, усвоен празднованию памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, великого угодника Божьего, который известен прежде всего нам тем наследием, которое осталось после него до днесь, до сегодняшнего дня. Веруем, и до скончания существующего мира Церковь Христова будет назидаться этим чудным творением – «Лествицей», которую он написал по настоянию игумена Иоанна Раифского о деятельном восхождении христианина как бы по неким ступеням лестницы к небу, к Царствию Небесному.

Я думаю, что многие здесь присутствующие знают, о чём идёт речь, и наверняка читали эту непростую, скажем так, книгу, потому что то делание, которое предлагается каждому из нас, это делание особого труда, особого подвига и поэтому простым и лёгким оно не может быть.

Буквально на днях я беседовал с лицом высокого духовного звания, и на столе оказалась книга преподобного Исаака Сирина, я сказал, что мне приходится по три раза перечитывать, чтобы хотя бы начать понимать, о чём говорит преподобный. А мой собеседник ответил: чтобы понимать Исаака Сирина, нужно жить как жил Исаак Сирин. Это действительно так, и здесь мы можем разочароваться и сказать, ну тогда это нам не по силам, тогда это не для нас, тогда мы не способны вообще к спасению, потому что жить так, как жили подвижники того времени, немыслимо и невозможно. Но это заблуждение, это ошибка, потому что если бы это было непосильно и невозможно, то и не требовалось от нас этих подвигов, каждому по своей мере, каждому по своим способностям, каждому по своим силам.

Вспомним удивительное, неувядаемое Евангельское место, когда в Иерусалимском храме возле сокровищницы, куда люди свои пожертвования опускали, находился Господь, и бедная вдовица положила туда две мелкие медные монеты, две лепты. Лепта – это в денежном эквиваленте была самая почти, что ничего не стоящая монета, не знаю, разве что краюху хлеба можно было купить на нее. Эта женщина положила своё пожертвование в храме Божием, и Господь сказал, что она положила больше всех тех, кто жертвовал в эту церковную сокровищницу, а ведь были и богатые люди, которые, не скупясь, жертвовали на храм, но, однако же, Господь не их возвеличил и прославил, а эту женщину, о которой сказал, что все от избытка своего кладут и жертвуют, а эта женщина от своего недостатка, от своего неимения, от своей нищеты последнее, что у неё было, положила, поэтому этот дар Господом был принят особо.

К чему я это говорю? К тому, что с каждого из нас Господь спросит по тем силам и способностям, каковые у каждого из нас есть. Если нам по силам, то мы можем подвизаться в посте и молитве, стремясь ориентироваться на тех подвижников древности, которые несли бремя подвига постного и молитвенного ради Христа. А если человек не способен эти подвиги подъять на себя, то он несёт то, что по силам его ограниченных возможностей и способностей, и Господь это ему вменит в заслугу.

Вот пришёл сегодня человек с воскресной службы домой и не включил телевизор, ему и это вменится в подвиг великопостный. А если мы, придя из храма, несмотря на все препятствия и все сложности его посещения, которые сейчас существуют, тут же погрузимся в мирскую суету, в эту постоянную, ничем не отличающуюся день ото дня беготню житейскую, мы через это можем очень легко утратить и потерять всё то, что с таким трудом приобретаем  в Церкви.

Мы всегда с вами об этом говорим: как сложно, как тяжело даже сосредоточить себя на молитве, на службе, как сложно хранить ум свой, к чему тебя призывает Господь во время совершения Божественной Литургии. Каких усилий требуется от каждого из нас, чтобы сохранять цельность мысли в своём сердце. И как легко это утратить, разбазарить и потерять, отвлечься на одно, на другое, а тем более, если мы сами себя провоцируем какими-то мирскими, привычными, обыденными для нас действиями, так что из того, что мы здесь в Церкви приобретаем, может к вечеру ничего и вовсе не остаться. Поэтому, дорогие мои, потщимся и постараемся бережно и благоговейно хранить святыню, которую Господь нам дарует в храме Божием. Я уж особенно в последние дни говорю об этом постоянно, мы сами не знаем, будем ли мы завтра с вами иметь возможность молиться за Божественной Литургией, поэтому как мы должны благоговеть перед каждой дарованной нам Господом возможностью быть в храме Божием.

Я уже вчера благодарил всех, кто вчера был за Литургией, и сегодня всех благодарю за то, что вы нашли мужество прийти сегодня в храм Божий, потому что всё вокруг говорит нам об обратном, что мы должны сидеть в своих домах, должны быть в своих квартирах. Наверное это правильно, и я не оспариваю этого, и не опровергаю, потому что нас коснулась беда не надуманная, не вымышленная. Такого в истории мироздания не было, да, заболевали какие-то области, какие-то города, были поветрия, всевозможные эпидемии и так далее, но чтобы весь мир был в такой панике, таком ужасе, леденящем жилы, наверное, такого никогда не было, по крайней мере, мы с вами никогда об этом не слышали. Но, тем не менее, несмотря на какие-то корректные или некорректные увещевания оставаться дома, вы всё-таки пришли сегодня в храм Божий, за что я вас нижайше, земно благодарю. Это действительно подвиг. Кому-то действительно нужно было остаться дома, они правильно сделали, что остались. Но если вы пришли сегодня, спаси вас, Господи! Это не повод для тщеславия и самомнения, это просто повод для того, чтобы поблагодарить Бога за то, что Господь даёт нам такую возможность, и мы, ведомые духом Божьим, пришли сегодня в храм. А что нам вообще можно делать в святое воскресение, если храм Божий нас благовестом призывает к Божественной Литургии?

Слава Богу, мы имеем отверстые, открытые храмы, совершающуюся в них Литургию. Нам действительно нужно стараться быть причастниками этой великой радости, которую Господь нам даёт, потому что многие собратья по вере не имеют такой возможности, потому что во многих местах храмы закрыты. И не только в ближнем и дальнем зарубежье, там всё закрыто, а даже в некоторых российских городах, в Петербурге, читаем, распоряжением городских властей все храмы закрыты, ещё в каких-то округах и в городах распоряжением власть имущих закрыты храмы и посещение их воспрепятственно.

Повторяю, мы не знаем, что будет с нами, но мы благодарим сегодня Бога за Его неизреченный дар, что мы сегодня за Литургией с вами стоим, что мы сегодня причащались Пречистых Таин Христовых. Бог весть, и это не отвлечённая метафора, это реальность, мы не знаем, будем ли мы ещё причащаться с вами или не будем, Господь один знает, в каком бы масштабе не рассматривали, в масштабе прихода, в масштабе города, в масштабе епархии, в масштабе государства или в масштабе отдельно взятой человеческой личности. Вот подхватил человек этот страшный недуг, этот вирус, и что называется, в чём застал его Господь, в том и судить будет.

Поэтому конечно не нужно малодушествовать с одной стороны, не надо легкомыслия с другой стороны. Я уже вчера говорил, мы не должны быть людьми крайностей, когда одни говорят, да бросьте, перестаньте нам голову морочить, это ерунда, это всё происки и так далее, а другие в такую панику впадают, что как будто уже конец света. И не то, и не другое, а золотая царская середина должна всегда быть, и нелегкомыслие, и не паника, которая может охватить нас и оцепенить всю нашу волю и всё наше сознание, а трезвое, здравое понимание, что и беречься надо, но и вместе с тем — всё своё упование возложить на Господа, потому что от Него стопы человеческие исправляются.

Мы действительно с вами, как некий анахронизм, до недавнего времени воспринимали слова тех или иных молитв, которые в Церкви произносятся: Господи, избави нас от глада, от мора и прочее. Что такое мор? Какой там мор, какой там голод, что это за пережитки, а вот мы с вами подступили к тому, что люди просто умирают, что эта страшная опасность как бы со всех сторон охватывает человека.

И мы молимся Господу, чтобы Господь избавил нас, пощадил и дал нам ещё время для покаяния, а если уж Господь так судил, чтобы призвать нас к вечности, тогда, постараемся хоть умереть по человечески. Я прошу прощения, может кого-то покоробит пример, который я сейчас приведу. Знаете, в период революции, когда начались страшные гонения на Церковь, в одном из монастырей игумену  предложили отречься от своего сана, священнического и монашеского достоинства и уйти из монастыря или, если этого не сделает вместе с братией, быть всем расстрелянными. Тогда игумен вышел к своим братьям и сказал: «Братья, вот мы жили как скоты какие-то, давайте хоть умрём по-человечески». И все были расстреляны, всех их убили, потому что двум смертям, говорят, не бывать, а одной не миновать. Поэтому сейчас мы избежим этого, дай Бог, чтобы всем нам избежать, но если, Господи, помилуй, Господь попустит нам иные жизненные испытания, ну давайте по-человечески будем это воспринимать, с достоинством христианским. А что это значит? Это значит с покаянием, не с ропотом, не со скрежетом зубовным, не с проклятиями на всё и вся, а с основополагающими словами – да будет воля Твоя. Не как я, Господи, хочу, а как Тебе, Господи, угодно. А Богу угодно одно, по крайней мере, по отношению к роду человеческому, чтобы все мы спаслись. Богу угодно, чтобы мы были для вечности сохранены.

Поэтому будем стараться не терять своё человеческое достоинство, ни в Церкви, ни вне её. Ни в метро, ни в магазине, ни в каком-то другом месте, где мы видим панику, а будем действительно по-христиански и по-человечески в самом высоком смысле этого слова поступать, потому что не знаем, что будет завтра и послезавтра.

А завтра нас ожидает престольный праздник, поэтому, надеюсь, ничто нам не помешает прийти в храм помолиться нашему небесному покровителю, преподобному Алексею Человеку Божьему. Который мощами своими находится сейчас в самой страждущей стране, в Италии, где люди умирают за сутки тысячами. Статистику читаем, каждый новый день побивает рекорд по смертям предыдущего дня — именно там находятся мощи этого великого угодника Божьего, который явил всем своим жизненным подвигом, что значит быть христианином и что значит всецело довериться и вверить, и вручить себя  спасительной воле Божией.

Я сегодня совершенно о другом собирался говорить, пришёл и хотел рассказать о Евангельском повествовании, о чём мы сегодня слышали, о том несчастном отце, который говорил: Господи, верую, помоги моему неверию, но вот хорошо, в конце своего многословного обращения к вам вспомнил, потому что нам очень важны эти слова. Значит, нужно было этим словам сегодня прозвучать с этого святого места, надеюсь, в укреплении всех нас, потому что нам нет дороги унывать, нам нет дороги духом падать. Мы должны всё своё упование, все свои жизненные силы, особенно, в эти непростые времена, возложить на Господа, потому что только от Него спасение.

Псалмопевец говорит нам: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий, т.е. если не Господь сохранит всех нас, то никто нас не сохранит, никто, никакие вакцины. Но Господь вразумляет и врачей, и ученых, для того чтобы противостоять этой напасти, которая всех нас одолевает.

Но вместе с тем, всё от Господа, поэтому, прежде всего, усилим свои молитвы, причём это не просто обыденное пожелание, которое очень часто можно услышать. Каждый на себя должен взять постоянный молитвенный подвиг, если, например, человек из раза в раз исповедуется в том, что он не читает вечерние и утренние молитвы, пускай для такого это будет молитвенным деланием ежедневное чтение утренних и вечерних молитв. Пускай эта скорбь вас побудит к тому, чтобы научиться хотя бы элементарным вещам.

Кто старается с Божьей помощью соблюдать утреннее и вечернее правило, пусть возьмёт на себя хотя бы чтение одной главы Евангелия, кто и в этом усердствует, одну кафизму из Псалтири, и молитесь и о себе, и о своих семьях, и о своих детях, и о своих внуках, будем молиться Господу. Господь нам говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Где есть место Христу в человеческих отношениях, там царствует мир, там царствует правда Божия, там царствует любовь, поэтому будем молиться. Опять же, возвращаясь к началу своего обращения к вам, каждый по своей мере пускай возьмет, не нужно себя чрезмерно нагружать чрезвычайными молитвенными подвигами. Потому что иногда мы, вдохновлённые чьим-то примером, чьим-то вдохновенным словом, сначала возьмём на себя труд, а потом быстро остываем и ослабеваем, то у нас времени не хватает, то у нас сил нет. Поэтому, пусть хотя бы немного, но  постоянно. Давайте все будем молиться Богу о том, чтобы Господь избавил нас от этой напасти, которая нас всех сейчас посетила.

И возвращаясь к сегодняшнему Евангельскому чтению, увидим, что мы подобны своим скудным упованием на Бога отцу, страдавшему от страшных припадков своего болящего сына. Он просит Господа: если чем  можешь, помоги нам! Мы можем эти слова и сегодня сказать: Господи, чем можешь, помоги нам!

А Господь говорит ему и нам: верующему всё возможно, если веруешь, то будет по твоему слову, на что тот отвечает: верую, Господи, помоги моему неверию! Мы все вот такие маловеры, мы веруем, но в то же время «помоги моему неверию». И это от того, что в нас нет всецелого доверия Господу во всём.

Помоги, Господи, нашему неверию! Чтобы нам всецело Тебе довериться, зная, что на всё святая воля Твоя. Вспомним очень важные слова, которые нередко мы вспоминаем из восьмой главы Послания к Римлянам апостола Павла, где он говорит: верующему Богу, всё содействует ко благу.

Если мы верим Богу, доверяем Ему, всё, что происходит с нами, всё это послужит нам во благо. Иногда мы не понимаем, как это может быть, но всё, и даже скорби, и невзгоды, и болезни, всё это содействует к нашему благу, к исправлению нашей жизни, к переоценке наших жизненных ценностей, взглядов, привычек и убеждений и способно привести нас к отрезвлению. В чём помоги нам, Господи.

Я всех вас ещё раз, дорогие братья и сестры, сердечно благодарю, за то, что вы сегодня пришли в храм Божий. Бояться нам некого и страшиться некого, с нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Аминь.