Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в День Святой Пятидесятницы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Милостью Божию, дорогие братья и сестры, мы сегодня имеем радостную, необыкновенную возможность молитвенно быть друг с другом после такого скорбного перерыва, который не позволял нам быть в храме Божием. Конечно мы по-особому ощущаем эту радость, это ликование, особое чувство благодарности Господу, что Господь нас вновь удостоил утешения быть в храме, в доме Его и наслаждаться той радостью, каковую Он прещедро всем нам дарствует.

В сегодняшний день, день Святой Пятидесятницы, день Святой Живоначальной Троицы, мы празднуем с вами день рождения Церкви Христовой, родившейся этим необыкновенным, небошественным событием сошествия Всесвятаго Божиего Духа на учеников Христовых. Христос соделал нас быть причастниками обетования Его, каковое Он послал Утешителем, Духом Всесвятым Божиим, для того чтобы всякий следующий этим путём был наследником вечной радости и Царствия Небесного.

Этот путь нами, с Божией помощью, пройден, в этом году это было особенно сложно. Путь, который сам по себе очень не прост, от начала Великого поста через Страстную седмицу, через Пасхалию, он завершается сегодняшним днём. В этом году все мы были лишены возможности присутствовать на Пасхальных Богослужениях, и поэтому с особым чувством еще раз благодарю Господа, за то, что Он даровали нам быть сегодня в храме за этой службой.

Сегодня мы с вами совершали коленопреклоненные молитвы. Мы не творили поклонов в течение всей Пятидесятницы, от Светлого Христового Воскресения до дня сегодняшнего, и сегодня, преклоняя свои колени, мы взывали к Господу, выражая все самые главные чувства, которые могут наполнять сердце каждого человека в обращении его к Богу, те чувства, которые мы порой не способны выразить, сформулировать своими скудными словами, своими ограниченными понятиями. Я обратил внимание на одну строчку среди этого дивного молитвословия, выражающую самую главную суть наших взаимоотношений с Богом и нашего упования на Него. Сейчас мы только что эти слова слышали, мы говорим Богу: Господи, возмери мои грехи Твоими щедротами, т. е. взвесь то, что взвесить немыслимо и невозможно, ту бездну, пропасть моих грехов Своими щедротами и Своим человеколюбием. Вот это, мне кажется, краеугольный камень нашего упования на Бога. Мы веруем, что нет таких грехов, нет такой скверны, нет такого беззакония, нет такой пропасти, которую не покрыла бы любовь Создателя и Его щедроты и благодеяния по отношению к возлюбленному Своему творению, именуемому человеком. Мне кажется, это самое главное, что определяет и осмысливает всё наше человеческое существо.

Мы сегодня слышали замечательные, удивительные слова апостольского чтения, где апостол и евангелист Лука повествует о том, как происходило это чудо – сошествие Духа Всесвятаго Божьего на учеников Христовых, которые были собраны в Сионской горнице, в той самой, которая могла бы многое и многое поведать нам. Поскольку именно в этих стенах совершалась Божественная Евхаристия, в этих стенах Господь впервые причастил Своих учеников и апостолов. Здесь же в этой Сионской горнице все они страха ради иудейского прятались, когда Христа распинали, и именно сюда Господь вошёл дверем затворенным, после Своего Воскресения и удостоверил их в реальности Своего тридневного Воскресения. Именно здесь же они собраны и удостоены радости сошествия Всесвятаго Божьего Духа.

Люди, которые находились в Иерусалиме, их было очень много, потому что многие из них остались ещё со дня Пасхи, паломники, разные народы, пришедшие из разных мест поднебесной. Они вдруг услышали какой-то необыкновенный вихрь, который ворвался в эту Сионскую горницу, и  ученики Христовы, которые наполняли её, вдруг заговорили на разных языках. Чудо неизреченное, необыкновенное, и мы сегодня слышали целый перечень тех народов, которые узнавали свой собственный язык, своё собственное наречие в устах неграмотных галилейских рыбаков. Эти люди недоумевали и говорили друг другу: не все ли они галилеяне, как же мы слышим каждый собственное наречие – парфяне, мидяне, критяне, жители Ливии, Каппадокии, римляне и прочие, прочие народы, они слышали родную речь в устах тех, о каковых вряд ли можно было это помыслить и подумать. Но все они говорили на разных языках с тем, чтобы идти в разные пределы к народам и нести радостную весть о Светлом Христовом Воскресении. Прежде всего этим объясняется этот неизреченный дар языков, коим Господь почтил Своих учеников и апостолов, и доселе они ещё робкие, ещё немощные и так узнаваемые в каждом из нас в силу своих человеческих быть может даже недостатков, вдруг окрепли, потому что исполнились благодатью Всесвятаго Божьего Духа, и уже ничто не способно было поколебать их верность и ревность о Христе, и поэтому те скорби, которые они претерпели в нелучшее время, когда они лишились своего Божественного Учителя, всё это Господь восполнил той радостью, каковою почтил их в этот святой пятидесятный день. Исполнившись Всесвятаго Божьего Духа, ревностью о Господе, они разошлись во все пределы вселенной с тем, чтобы благовестовать слово Христово истины и улавливать в мрежи рыбарские души человеческие для Царствия Небесного.

Какое мы с вами, дорогие братья и сестры, извлекаем из сегодняшнего праздника, из сегодняшнего события, назидание? Конечно, мы умиляемся, мы торжествуем, мы ликуем о том событии, которое является сегодня торжеством всей полноты святого Православия, но каждый из нас может применить сегодняшнее событие непосредственно к себе.

Нам нет необходимости исполняться знаниями  разноплеменных языков, потому что это не приближает нас к Богу, но и равным образом не удаляет нас от Него. Знание какого-то иного языка весьма и весьма похвально, но в общечеловеческом смысле это не способствует тому, чтобы как-то изменило нашу внутреннюю духовную жизнь.

Что же мы для себя можем извлечь из сегодняшнего торжества и события? Господь заповедует нам говорить на том языке, на котором мы способны и должны быть понятны всем окружающим нас людям. Господь в Евангелии говорит: По тому узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою. Согласитесь, как часто бывает даже в отношениях самых близких и родных людей, что они говорят на одном, естественно, языке и на одном наречии, но они чужды, они не понимают друг друга.

В одной и той же семье люди могут не понимать друг друга, они могут добиваться своей собственной правды и быть глухи к тому, что обращено к ним. В этом смысле люди говорят на разных, чужих языках. Так вот, Господь нам заповедует научиться говорить на самом главном языке, на языке любви, чтобы мы способны были слушать друг друга, чтобы мы способны были внимать друг другу, чтобы мы способны были в нужный момент промолчать и услышать то, что пытается нам донести родной и близкий нам человек.

Мне представляется совершенно несопоставимой разницей между тем, что сегодня составляет предмет всецерковного торжества и тем, о чём я сейчас сказал. Но согласитесь, это тоже имеет очень важное, наверное в человеческом, житейском масштабе значение, чтобы мы способны были говорить с друг другом на понятном друг другу языке.

Что для этого необходимо во первых, кроме всего прочего? Смирение и желание услышать ближнего. А прежде всего то, чтобы в наших человеческих взаимоотношениях царствовал мир, царствовало согласие. И если мы будем стремиться к этому, тогда и событие сегодняшнего дня к нам будет иметь самое прямое отношение, самое прямое действие. И тогда Господь воистину Духом Святым Своим воцарится в наших человеческих взаимоотношениях, потому что это является самым главным и основным содержанием человеческого назначения.

Вспомним слова, которые мы с вами нередко произносим, слова преподобного батюшки Серафима Саровского, который ставил именно это во главу человеческого существования и именно это называл смыслом человеческой жизни: Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Будем стремиться к тому, чтобы в жизни, в наших семьях, в наших человеческих отношениях царствовал мир, потому что без мира Божьего невозможно приобрести и сохранить любовь, а следовательно невозможно стяжать благодать Всесвятаго Божьего Духа. Без внутреннего мира наши внешние попытки, старания, усердия будут бессмысленными и никчемными. А через этот мир в нашем сердце и через эту радость наши близкие, наши родные тоже будут черпать утешение от Господа и нам подаваемое.

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником Святой Живоначальной Троицы, ещё раз и ещё раз радуюсь и ликую от того, что Господь даровал всем нам возможность увидеться, будем надеяться на то, что мы больше с вами расставаться не будем. Жизненные скорби, препятствия, я не буду сейчас об этом говорить, мы это всё выстрадали, этим выболели, но каждый из нас ждал сегодняшнего дня, ждал, мечтал, когда храмы Божии откроются, мы жили этими надеждами. Насколько для нас, верующих людей, немыслима наша жизнь без Церкви. Если кто-то без нее вполне может обходиться, то для нас быть в храме является самой главной жизненной ценностью. Есть много, что привлекает нас, что заставляет нас этому уделять силы и внимание, но спустя период времени, когда мы были лишены  возможности быть в храме, многие из нас поняли, чем для него является храм Божий.

Будем хранить его в своём сердце, будем дорожить здесь каждой службой, каковую Господь нам дарствует. Впрочем, мы об этом говорим всегда, но не будем об этом забывать, будем об этом всегда помнить, и будем этим всецело дорожить.

Я ещё раз всех вас целую, всех вас обнимаю и от лица всех наших батюшек говорю, мы по вам очень скучали.

Дорогие братья и сестры, предстоящая седмица является сплошной, поста нет в среду и пятницу, потому что со следующего понедельника начало Петрова поста. Мы целую эпоху не были в храме, сколько времени пролетело, поэтому будем стараться усердствовать в нашем храмолюбии, будем усердствовать в нашем добром молитвенном стоянии.

Вчера на Литургии я говорил, что такое ощущение, что мы с вами наконец-то вернулись с войны, калеки, ураненые, побитые. Действительно, некоторых близких родных прихожан уже с нами нет, по меньшей мере, больше пяти человек я могу назвать из наших прихожан, активных, серьёзных церковных людей, которые за этот период оставили этот временный мир и предстали вечности. Сколько московских священников умерло, сколько в Лавре монахов, это невосполнимые утраты. Но так Господь судил.

Нас Господь пощадил, я уже вчера говорил с батюшками, наш храм Господь пощадил, а в Елоховском храме ушли в вечность отец настоятель с протодиаконом, и в других храмах, отец Георгий Бреев и другие. Мы сегодня встретились, а в других храмах кого-то не досчитались и пастырей не досчитались и мирян, они с этой войны не вернулись.

Будем дорожить друг другом, будем по-другому относиться друг к другу. Это было время испытаний, мы сетовали, раздражались, на кого-то вину возлагали, но тому причина – я один и мои грехи.

Поэтому будем дорожить тем, что Господь вернул нам возможность быть в храме, будем Господа благодарить, радоваться и стремиться к тому, чтобы наша радость во Христе никогда нас не оставила. Аминь.